Сальто с прямым телом - за и против 81. САЛЬТО С ПРЯМЫМ ТЕЛОМ - ЗА И ПРОТИВ
Продолжая тему сальто над жердями, попробуем ответить на вопрос: каковы условия и реальная возможность осуществления этого движения с совершенно прямым телом, к чему стремятся многие гимнасты (рис. 75-а)?
Такое исполнение или близкое к нему, разумеется, возможно, но нужно разобраться — за счет чего или, если угодно, какой ценой?
Один из возможных вариантов связан с упоминавшимся нами способом перевода кистей с полувкручиванием в плечах. В этом случае мах естественным образом «угасает» к моменту прихода в стойку, и «контртемпа», заставляющего активно прогибаться, здесь практически не требуется. Но, как уже отмечалось, такое «сальто» — не сальто...
Следовательно, необходимо, все-таки, стремиться к более мощному движению, дающему ощутимый вылет, но тогда, как следствие, нужен механизм, ограничивающий крутку и позволяющий выйти в статическую стойку на руках.
До известной степени эта задача может решаться благодаря специфической работе на опоре (к.к. 6—8): быстро поднимаясь вверх прямым телом и поддерживая это движение активным нажимом руками вниз-назад на жерди (к. 8), гимнаст сильнее обычного выводит плечи вперед. Это приводит к значительному увеличению момента силы тяжести Рг, действующего на систему и ограничивающего вращение тела. Однако полного гашения крутки при этом все равно не происходит, как, впрочем, это бывает и при любом другом способе исполнения сальто. Окончательное преодоление этого остаточного вращения происходит в полете благодаря действиям руками (80), а также после прихода на опору (к.к. 10—11).
Такова примерная схема прямого сальто. Однако подчеркнем, что описанная техника носит несколько «вымученный» характер; биомеханически она нерациональна и идет на поводу у стилевых соображений. Следует знать, что такое сальто, даже если оно более или менее удалось, при прочих равных условиях всегда хуже по физическим характеристикам и, главное, управляемости, чем традиционное сальто с «подрывом» грудью (рис. 73). Поэтому на самом деле точно такого движения, как шрис. 75-а никогда не бывает; реальное сальто все равно технически ближе к тому, что показано па рис. 73.
Наконец, возможен компромиссный вариант «прямого» сальто (рис. 75-6). Сутьеговтом, что гимнаст действует принципиально так же, как в обычном движении, но действия «подрыва» осуществляются на других тазобедренных углах: после броска гимнаст возможно
БРУСЬЯ
Руки стопорят
более мощно разгибается, но только до прямого (или близкого к прямому) положения, после чего действует как в «прямом» сальто. Таким образом, схема с «контртемпом» здесь частично выдерживается (хотя последний и менее мощен), а по необходимости к ней добавляются другие описанные нами приемы, позволяющие регулировать вращение.
РУКИ СТОПОРЯТ
Закончим обсуждение сальто над жердями кратким разбором его завершающей стадии — прихода на руки с фиксацией стойки на руках.
Вот наивный вопрос: в какое положение нужно придти, чтобы точно зафиксировать стойку? Наивный ответ: точно в стойку на руках. Но, увы, этот ответ был бы удовлетворителен, если гимнаст падал в стойку на жердях точно по вертикали и без всякого вращения тела. На самом деле, как мы знаем, это происходит вовсе не так. Даже если подлет (по траектории ОЦТ) был строго вертикальным, то все равно к моменту восстановления опоры (рис. 73, к. 10) тело имеет остаточное вращение назад, и его еще нужно погасить. Если бы гимнаст пришел сразу точно в вертикальную стойку (к. 10, пунктир) это вращение стало бы причиной «завала» назад с уходом из стойки в упор. Чтобы избежать этого, гимнаст ставит руки опережающим движением в тот момент, когда туловище, а особенно ноги, еще отстают в движении (к. 10). В этом случае тело начинает вновь испытывать на себе влияние внешних моментов сил, останавливающих вращение назад.
Этих сил две: сила тяжести, действуя на звенья, отставшие в движении, тянет их в направлении, обратном вращению по сальто, а опорная реакция «толкает» туда же тем сильнее, чем жестче был приход кистями на жерди. Действующий при этом «стопор» может даже пойти во вред фиксации стойки, так как явно ударный приход на опору не только разом гасит начальное вращение, но и приводит к нежелательной здесь упругой отдаче12.
Описанные эффекты, помогающие погасить остаточное вращение, действуют тем сильнее, чем больше был наклон тела в момент
12 Показательная аналогия: вспомните как действует прыгун, приземляясь после акробатического сальто назад в остановку, и как он отталкивается в «конт-ровом» соединении «сальто назад — сальто вперед», когда «в одно касание» меняет направление вращательного движения тела.
постановки кистей на жерди. Если степень наклона в момент дохвата (к. 10) точно соответствовала активности остаточной «крутки», то последняя к моменту прихода всего тела к вертикали полностью иссякает. Причем звенья тела останавливаются последовательно: кисти — плечи—таз — стопы; тело как бы перекатывается по вертикальной плоскости от кистей к ногам и замирает в прямом положении (к.к. 10-12).
В целом же процесс прихода в стойку на руках «с лёта», когда нужно одномоментно погасить как перемещение, так и вращение тела, абсолютно идентичен закономерностям приземления на ноги при соскоках и прыжках в остановку.
83. ДВА «ТЕМПА» НА «ОБЕРУЧНЫЙ»: ПО ТЕОРИИ И «ПРОТИВ»
Техника традиционного «оберучного» поворота {рис. 76-а на с. 202) давно сложилась. Она отвечает всем основным положениям теории построения динамического движения: есть «подготовительная стадия» движения (к.к. 1—3). Есть бросковое движение ногами по ходу маха (к.к. 3—5), поддерживающее и организующее по параметрам «основную стадию» упражнения. Есть «стадия реализации» (к.к. 5— 6), когда гимнаст, продолжая по инерции подниматься, делает поворот кругом, и, наконец, — «завершающаястадия» (к.к. 6—7), которая заканчивается фиксацией стойки на руках.
Поворот, входящий в «оберучный» и решенный с помощью такой техники, с одной стороны, вполне традиционен (исполняется на фоне разгибания в тазобедренных суставах «винтообразным» движением от стоп к плечам), с другой примечателен тем, что является иллюстрацией к классической технике универсального «хула-хупного» поворота, широко используемого в полетных движениях, но способного давать эффект и в движениях на опоре. На той же технической основе базируются и другие разновидности поворотов этого профиля, в том числе — «диомидовский».
Традиционный «оберучный» всем, казалось бы, хорош, но, совершенствуя движение, гимнасты всегда стремились к повороту с возможно более прямым телом.
Но каким образом делать в этом случае сам поворот? Сохранение тела в прямом положении означает исключение того самого «хула-хупного» механизма и переход на какой-то другой способ исполнения поворота. И такой способ есть, более того, он всегда «под рукой». Если вы имеете достаточно мощный мах, которым вас выносит вверх,
БРУСЬЯ___________________________________________________________
к стойке на руках, то даже при сохранении прямого тела (рис. 76-6) в одноопорной части движения (к.к. 5—6) гимнаста автоматически разворачивает в направлении опорной руки, так как в этом случае возникает момент силы инерции относительно продольной оси тела. Этому содействует и морфология плечевых суставов: тело гимнаста, находящееся в упоре или висе сзади (как, например, нарис. 73, к. 6, пунктир), как бы скручено относительно продольных осей каждой руки, и как только тело высвобождается из двухопорного положения, начинается его непроизвольный поворот со стремлением вернуться в нормальное анатомическое положение (ср. это движение с поворотом, естественно получающимся в любом висе сзади, если гимнаст отпускает одну руку).
____________________ 84. Смелый мах — враг перекосов
Итак, существует способ исполнения поворота махом вперед с выпрямленным телом. Тут педант, придирчиво читающий наши тексты, скажет: позвольте, а как же ваша же теория структурности движения? Гимнаст уходит из стойки с прямым телом, не делает никаких подготовительных действий; пройдя вертикаль, он не использует никаких «бросков» и даже поворачивается без всяких «винтообразующих» действий и — оказывается в стойке! И при этом может добиться более эффектного результата, чем в движении, выстроенном «по науке»?
Но наш воображаемый оппонент ничего не опроверг.
Во-первых, подготовительные действия в «прямом оберучном» были, да еще какие! Достаточно вспомнить то, что мы говорили о форсированном спаде: вся организация и дальнейшее осуществление этого движения {рис. 76-6, к.к. 1—3) в дальнейшем с лихвой обеспечивающего весь энергозапрос на упражнение, есть не что иное как форма подготовительных действий — во многом более тонких и трудных, чем обычные.
Во-вторых, в этом упражнении есть и основная стадия, связанная с разгонным движением тела под действием силы тяжести {б, к.к. 3—5). Ее особенность лишь в том, что здесь энергонасыщение движения осуществляется в большей, чем обычно, степени за счет внешних сил, хотя и активная работа гимнаста тут имеет место (гимнаст совершает мощное тяговое движение руками «к себе» и «за спину», то есть на разгибание в плечах).
Что касается «стадии реализации», то она и здесь представлена вполне классически, так как начинается лишь после того, какв полной мере обеспечено достаточное движение вперед-вверх до высокого упора сзади (к.к. 5—6).
Приведенный пример с «оберучным», однако, скорее — исключение из общего правила, так как в подавляющем большинстве случаев действия внешних сил недостаточно, чтобы обеспечить всё программное движение, и поэтому решающую роль играют хорошо организованные собственные действия гимнаста.