Организационная структура инженерно-авиационной службы

Инженерно-авиационная служба частей может успешно решать поставленные задачи только при вполне определенной организационной структуре.

Под организационной структурой ИАС части понимается ее связь (взаимодействие) с другими службами, организационное построение групп и подразделений ИАС, их численный (штатный) состав, подчиненность, характер взаимодействия и соответствующая оснащенность техническими средствами эксплуатации и ремонта авиационной техники

Основными факторами, определяющими организационную структуру ИАС, являются:

1. Оперативно-тактические по боеготовности, маневренности и характеру решаемых боевых задач.

2. Летно-технические и эксплуатационные характеристики АТ, степень автоматизации процессов контроля ее состояния и уровень развития СНО.

Принятая система организации эксплуатации, определяющая порядок (периодичность, объем, и содержание) проведения подготовок к полетам, профилактических и ремонтных работ на АТ

Инженерно-авиационная служба включает в себя органы управления, технико-эксплуатационные части (тэч) авиационных частей, отдельные тэч, технические позиции (техп), специальную инженерную службу (сис), авиационные технические отряды (ато), группы обслуживания и другие подразделения частей, авиационные ремонтные заводы (АвРЗ) и базы резерва самолетов (вертолетов) (брс).

Организационная структура ИАС должна соответствовать объемам и сложности решаемых ею задач.

Организационно части и подразделения ИАС могут входить в состав объединений (Командование специального назначения (КСпН), армии ВВС и ПВО, воздушные армии (ВА), корпуса ПВО, ВВС (ВВС и ПВО) флота, авиацию вида или рода войск Вооруженных Сил, авиацию федерального органа исполнительной власти и организации, в ведении которых имеется государственная авиация), соединений (авиационные дивизии, дивизии ПВО, образовательные учреждения профессионального образования, осуществляющие подготовку авиационных специалистов) и авиационных частей авиационные полки (ап), отдельные авиационные эскадрильи, отдельные авиационные отряды, а также в иные авиационные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых имеется государственная авиация).

Существуют две формы организации ИАС (в зависимости от схемы организационной связи с боевыми летными подразделениями).

Типовая организационная структура ИАС авиационных частей ВВС

В основе организационной структуры ИАС авиационной части лежит принцип организации работы на АТ, предусматривающий наличие с одной стороны технических экипажей, закрепленных за самолетами, а с другой стороны – специализированных групп обслуживания в авиационных подразделениях (АЭ) и групп регламентных работ в ТЭЧ авиаполка. Общее руководство ИАС осуществляет командир части, который несет полную ответственность за ее состояние. Заместитель командира части по ИАС подчиняется командиру части и несет непосредственную ответственность за состояние ИАС части и организацию ИАО БД и БП части.

Зам. командира части по ИАС является прямым начальником всего личного состава части. Ему непосредственно подчиняется начальник ТЭЧ авиаполка, инженеры части по специальностям и в функциональном отношении – зам. командира АЭ по ИАС.

Непосредственную подготовку авиационной техники к полетам и содержание ее в постоянной исправности и боевой готовности обеспечивают в АЭ технические экипажи и специализированные группы обслуживания по соответствующей специальности. Технический экипаж, в состав которого входят техник самолета и механик, закрепляется за определенным самолетом и отвечает за постоянную исправность и боеготовность самолета, а также за полноту и качество подготовки его к полету.

Непосредственно начальником техника и механика самолета является командир экипажа, а в функциональном отношении они подчиняются начальнику ТЭЧ звена. Группы обслуживания по всем специальностям во главе с начальником групп подчиняются заместителю командира АЭ по ИАС.

Регламентные работы и войсковой ремонт на авиационной технике выполняют группы регламентных работ, входящие в состав самостоятельного подразделения части- технико-эксплуатационной части авиационного полка (ТЭЧ авиаполка). Группы регламентных работ подчиняются начальнику ТЭЧ авиаполка В функциональном отношении начальники групп регламентных работ и групп обслуживания подчиняются соответствующим инженерам по специальностям.

Для авиационных частей фронтовой авиации функциональная структурная схема имеет вид.

1. Инженеры по специальностям: (7 человек)

СД, АВ, АО, ЭА, и СРУ, РЭО, РЛО, спец. вооружение.

2. Группы регламентных работ: (7 групп)

СД, САПС, АВ, АО, РЭО, СМГ, ЛИК.

3. Группы обслуживания: (4 группы)

СД, Ии САПС, АВ, АО, РЭО.

4. Полковые группы: (6 групп).

ППР, Спец. вооружение, ОК, высотного снаряжения, тренажерная, ГОРСО.

С 1988 года части (оснащенные новой авиационной техникой) перешли на новый метод эксплуатации авиационной техники (техническими расчетами) и соответственно изменилась организационно-штатная структура ИАС авиационных эскадрилий. (рис 2)

Из инженерно-технического состава бывших авиационных эскадрилий создаются самостоятельные подразделения ИАС – авиационно-технические отряды (АТО) в количестве, равном количеству летных подразделений. За АТО закрепляются все самолеты части. Командир АТО подчиняется зам. командира части по ИАС и командиру авиационной эскадрильи.

Каждый АТО состоит из 3-4 технических расчетов (ТР) за каждым из которых закрепляется 4 самолета, средства эксплуатации и боекомплект (БК).

В состав ТР входят:

- начальник технического расчета и его зам.

- техники и механики самолетов (ст. мех) - по количеству самолетов)

- старшие техники, техники по специальностям.

Начальник ТР непосредственно подчиняется командиру АТО.

ТР является первичным воинским формированием ИТС и представляет собой универсальную и автономную боевую единицу ИАС, способную самостоятельно выполнять все виды подготовок самолетов к полетам в полном объеме с различными вариантами боевого снаряжения.

В АТО вводятся инженеры по специальностям (бывшие начальники групп обслуживания), которые отвечают за исправность самолетов отряда. Они занимаются обучением личного состава технических расчетов, выяснением причин неисправности и организацией их устранения, контролем и анализом состояния авиационной техники АТО.

Вывод: Таким образом существуют 2 формы организации ИАС, которые зависят от схемы организационной связи с боевыми летными подразделениями.

Для обеспечения работы ТР в АТО создана группа материально-технического обеспечения (МТО), на которую возлагается решение вопросов учета, хранения и выдачи КПА, инструмента, получения запасных частей и расходных материалов, учета их расхода.

Рис. 2

Методическую разработку составил:

Начальник учебной части – заместитель начальника военной кафедры

Подполковник А. Закирьянов

Наши рекомендации