Система управления уборкой и выпуском шасси самолета Суперджет
Система управления уборкой и основным выпуском шасси - электрогидравлического типа. Основными элементами системы являются:
-пульт управления уборкой и выпуском шасси, установленный на приборной доске;
-блок управления уборкой-выпуском шасси и поворотом передней опоры (LGSCU);
-гидравлический агрегат управления уборкой и выпуском шасси (LGCHM).
Управление уборкой-выпуском шасси осуществляется с помощью рукоятки управления уборкой и основным выпуском шасси, установленной на пульте управления уборкой и выпуском шасси. Рукоятка имеет два положения – уборка (UP) и выпуск (DOWN). В обоих положениях рукоятка фиксируется.
Блок-схема системы управления уборкой-выпуском шасси самолета приведена на рис.1.44. Блок управления уборкой-выпуском шасси (LGSCU) получает управляющие сигналы от рукоятки управления уборкой и основным выпуском шасси. После этого в соответствии с сигналами бесконтактных датчиков положения агрегатов шасси, бесконтактных датчиков обжатия штоков амортизационных стоек опор шасси, датчиков скорости самолета и сигналами о давлении в гидросистеме блок формирует сигналы управления гидравлическим агрегатом управления уборкой и выпуском шасси (LGCHM). Электрические сигналы блока LGSCU подаются на электрогидроклапаны гидравлического агрегата LGCHM. При этом рабочая жидкость под давлением от ГС №1 подается в трубопроводы следующих систем:
— уборки и выпуска основных опор шасси (ООШ);
— уборки и выпуска ПОШ.
А. Уборка
При переводе рукоятки управления уборкой-выпуском шасси в положение уборка (UP) в блок управления поступает сигнал на уборку шасси. Управляющий канал блока LGSCU формирует сигналы, управляющие агрегатом LGCHM. По сигналам LGSCU агрегат LGCHM соединяет линию нагнетания ГС №1 с линией трубопроводов систем уборки и выпуска передней и основных опор шасси в следующей последовательности:
— открытие фюзеляжных створок;
— уборка или выпуск передней и основных опор шасси;
— закрытие фюзеляжных створок.
Б. Выпуск
При переводе рукоятки управления уборкой-выпуском шасси в положение выпуск (DOWN) в блок LGSCU поступает сигнал на выпуск шасси. Активный канал электронного блока LGSCU формирует сигналы, управляющие гидравлическим агрегатом LGCHM. По сигналам LGSCU агрегат LGCHM соединяет линию нагнетания ГС №1 с линией трубопроводов систем уборки и выпуска передней и основных опор, в следующей последовательности:
— открытие фюзеляжных створок;
— выпуск опор шасси;
— закрытие фюзеляжных створок.
Блок управления уборкой-выпуском шасси (LGSCU) |
Гидравлический агрегат управления уборкой и выпуском шасси (LGCHM) |
Рукоятка управления уборкой и основным выпуском шасси |
Сигналы бесконтактных датчиков положения агрегатов шасси, бесконтактных датчиков обжатия штоков амортизационных стоек опор шасси |
Информация от датчиков скорости самолета и сигналы о давлении в его гидросистеме |
Исполнительные устройства системы уборки и выпуска шасси |
Рис.1.44. Блок-схема системы уборки и выпуска шасси самолета Суперджет |
В. Аварийный выпуск шасси
При нажатии на кнопку-табло аварийного выпуска (EMER EXTN):
— отключается система основного выпуска опор;
— подается питание на клапан аварийного открытия замков передней опоры;
— подается питание на клапан аварийного открытия замков основных опор.
При этом клапаны открываются и рабочая жидкость от ГС №2, поступает к цилиндрам аварийного открытия:
— замков убранного положения фюзеляжных створок;
— замков убранного положения основных опор;
— замков убранного положения передней опоры.
Рассмотрим конструкцию и работу некоторых агрегатов системы уборки и выпуска шасси самолета Суперджет. Так, на рис.1.45 показан внешний вид основной опоры шасси.
Рис.1.45
Основная опора шасси убирается по направлению к фюзеляжу в плоскости, перпендикулярной продольной оси самолета. В убранном положении опора удерживается замком убранного положения ООШ. В убранном положении основной опоры шасси ниша закрывается створками. Створки в закрытом положении образуют аэродинамический контур самолета. В выпущенном положении опора удерживается передним и задним складывающимися подкосами ООШ. Подкосы в выпущенном положении удерживаются замками подкосов. Замки убранного положения ООШ и замки подкосов открываются гидравлическими цилиндрами.
Основным гидравлическим агрегатом системы, который управляет распределением рабочей жидкости по соответствующим исполнительным устройствам (гидроцилиндрам) является гидравлический агрегат управления уборкой и выпуском шасси (LGCHM), внешний которого показан на рис.1.46.
Рис.1.46
На рис.1.47 показана компоновочная схема гидравлического агрегата, который в едином корпусе объединил следующие агрегаты:
- электрогидрокраны (ЭГК) уборки и выпуска опор;
- электрогидрокраны (ЭГК) открытия и закрытия створок;
- клапаны опор и створок;
- перекрывной клапан и перекрывной электрогидрокран;
- сдвоенный сигнализатор давления.
Линия нагнетания ГС1 |
ЭГК уборки опор |
ЭГК выпуска опор |
ЭГК открытия створок |
ЭГК закрытия створок |
Линия слива ГС1 |
Клапан створок |
Клапан опор |
ПерекрЭКГ |
1 – клапан задержки выпуска ООШ |
Выпуск ПОШ |
Выпуск ООШ |
Уборка ООШ и ПОШ ПОШ |
Открытие фюзеляжных створок |
Закрытие фюзеляжных створок |
Перекрывной клапан слива |
Рис.1.47. Гидравлический агрегат управления уборкой-выпуском шасси (LGCGM) самолета Суперджет |
Цилиндр уборки и выпуска ООШ (см.Рис.1.48) предназначен для уборки и выпуска ООШ. Он представляет собой цилиндр двухстороннего действия с демпфированием в конце рабочего хода. Цилиндр уборки и выпуска ООШ установлен в нише основной опоры шасси. С одной стороны цилиндр шарнирно закреплен на каркасе крыла, с другой - шарнирно крепится к траверсе ООШ. При убранной ООШ шток цилиндра находится в убранном положении.
В одно отверстие ввернут штуцер А. Рядом с этим отверстием расположен дроссельный канал малого диаметра, который дополнительно соединяет отверстие штуцера А с полостью цилиндра. При приближении штока к убранному положению, поршень перекрывает отверстие штуцера А и жидкость начинает течь только через дроссельный канал. Это приводит к резкому увеличению гидродинамического сопротивления и уменьшению скорости перемещения штока в конце хода. Уменьшение скорости штока приводит к уменьшению скорости уборки ООШ. Это уменьшает динамическую нагрузку, возникающую при касании роликом ООШ крюка замка убранного положения ООШ.
В другое отверстие ввернут штуцер В с ограничительным клапаном. К штуцерам подсоединены гидравлические шланги.
Рис.1.48. Цилиндр уборки и выпуска шасси самолета Суперджет
На одном конце гильза имеет ухо, в которое запрессован самосмазывающийся сферический подшипник. С другого конца в гильзу установлена букса. Букса выполнена из алюминиевого сплава. Шток вставлен в гильзу. На одном конце штока закреплен поршень. С другого конца у штока имеется ухо, в которое запрессован сферический подшипник. В ухе установлена масленка для смазывания подшипника. Шток и поршень выполнены из коррозионностойкой стали.
Поршень делит полость гильзы на штоковую и поршневую полости. Поршень и букса имеют уплотнительные кольца по внутреннему и внешнему диаметрам. Кольца препятствуют перетеканию рабочей жидкости между полостями гильзы и выходу жидкости наружу.
Замок убранного положения ООШ(см.Рис.1.49) обеспечивает удержание основной опоры шасси в убранном положении. Замок убранного положения ООШ установлен в верхней части ниши шасси. Замок крепится к каркасу двумя болтами несущими элементами замка.
Рис.1.49. Замок убранного положения ООШ самолета Суперджет
Щеки замка соединены болтами через две распорные втулки и одну ограничительную распорную втулку, которые установлены в отверстия в щеках замка. Крюк и защелка установлены на втулках. Втулки обеспечивают свободное вращение крюка и защелки вокруг своих осей. На свободном конце защелки установлен ролик. Защелка имеет толкатель, который, нажимая на крюк, толкает его и дополнительно помогает открытию крюка. Пружины установлены с правой и левой стороны крюка. Каждая пружина одним концом закреплена на защелке, другим концом – на крюке. Бесконтактные датчики убранного положения ООШ установлены в щеках замка при помощи резьбовых втулок. Два цилиндра замка убранного положения ООШ (основной и аварийный) установлены рядом друг с другом, и крепятся к щекам замка болтами.