Радиальные однорядные и двухрядные
9.19. Значение коэффициента Кб
Нагрузка на подшипник | Кб | Примеры использования |
Спокойная без толчков Легкие толчки, кратковременные перегрузки до 125% номинальной (расчетной) нагрузки Умеренные толчки, вибрационная нагрузка кратковременная перегрузка до 150% номинальной (расчетной) нагрузки То же, в условиях повышенной надежности Нагрузки со значительными толчками и вибрацией, кратковременные перегрузки до 200% номинальной (расчетной) нагрузки Нагрузки с сильными ударами, кратковременные перегрузки до 300% номинальной (расчетной) нагрузки | 1,0 1,0-1,2 1,3-1,5 1,5-1,8 1,8-2,5 2,5-3,0 | Ролики ленточных конвейеров Прецизионные зубчатые передачи, металлорежущие станки (кроме строгальных и долбежных), блоки, электродвигатели малой и средней мощности, легкие вентиляторы и воздуходувки Буксы рельсового подвижного состава, зубчатые передачи 7-й и 8-й степеней точности, редукторы всех конструкций, винтовые конвейеры Центрифуги, мощные электрические машины, энергетическое оборудование Зубчатые передачи 9-й степени точности, дробилки и копры, кривошипно-шатунные механизмы, валки прокатных станов, мощные вентиляторы и эксгаустеры Тяжелые ковочные машины, лесопильные рамы, рабочие рольганги у крупносортных станов, блюмингов и слябингов |
9.20. Значение коэффициента Кт
Рабочая температура подшипника, СС | |||||||
Температурный коэффициент Кт | 1,05 | 1,10 | 1,15 | 1,25 | 1,35 | 1,40 | 1,45 |
и осевой (Y) нагрузки выбирают в зависимости от отношения Fa/VFr, коэффициента осевого нагружения e и угла контакта a. Величины X и Y для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников с углом a < 15о выбирают по величине отношения осевой нагрузки к его статической грузоподъемности: Fa/С0. При выборе Y следует применять линейную интерполяцию.
При подборе радиальных и радиально-упорных шарнкоподшипников, а также конических роликовых подшипников необходимо учитывать, что осевая нагрузка не оказывает влияния на величину эквивалентной нагрузки до тех пор, пока значение Fa/VFr не превысит определенной величины е (значение е выбирают по таблицам или формулам).
Учитывая указанное выше, в формуле для определения эквивалентной нагрузки при Fa/VFr < е следует принимать Y = 0.
Для шариковых радиально-упорных подшипников с углом контакта a=12о величину е опрелеляют по формуле
|
Для тех же подшипников с углом контакта a = 15о
|
Для подшипников с углами контакта a < 18о величину е можно также определить из графика (рис. 9.49). При подборе двухрядных радиально-упориых шариковых или конических роликовых подшипников надо иметь в виду, что даже небольшие осевые усилия влияют на величину эквивалентной нагрузки.
Рис. 9.49. График для определения е в зависимости
от Fr / C0 и a
Следует учитывать, что при расчете динамической грузоподъемности и эквивалентной динамической нагрузки узла, состоящего из сдвоенных радиально-упорных подшипников, установленных узкими или широкими торцами наружных колец друг к другу, пару одинаковых подшипников рассматривают как один двухрядный радиально-упорный подшипник.
Сдвоенные радиально-упорные шариковые или конические роликовые подшипники при отношении Fa /Fr < е рассчитывают как двухрядные.
Если Fa/Fr > e, то в двухрядных подшипниках будет работать только один ряд тел качения, и величину динамической грузоподъемности следует принимать такой же, как для однорядного подшипника.
В радиально-упорных подшипниках при действии на них радиальных нагрузок возникают осевые составляющие S, определяемые по формулам:
S = 0,83 eFr - для конических роликоподшипников,
(9.9)
S = eFr - для радиально-упорных шарикоподшипников.
Осевые нагрузки, действующие на радиально-упорные конические подшипники, определяют с учетом схемы действия внешних усилий в зависимости от относительного расположения подшипников (рис. 9.50). Если раднально-упорные подшипники установлены по концам вала враспор или врастяжку, то результирующие осевые нагрузки каждого подшипника определяют с учетом действия внешней осевой нагрузки (осевое усилие червяка, осевые усилия косозубых или конических зубчатых колес и пр.); должны быть учтены осевые составляющие от радикальных нагрузок, действующие на каждый подшипник.
Результирующие осевые нагрузки подшипников определяют по табл. 9.21. Ориентировочные рекомендации по выбору подшипников даны в табл. 9.22.