Крепление подшипников на валу и в корпусе
Выбор рационального способа крепления подшипников на валу и в корпусе зависит от типа подшипника, величины и направления действующих нагрузок, частоты вращения, условий монтажа и демонтажа и т. п. В тех случаях, когда на подшипник не действует осевая нагрузка и необходимо предотвратить только случайное смещение подшипника, осевое крепление на валу осуществляется только соответствующей посадкой без применения дополнительных устройств. Некоторые наиболее распространенные способы осевых креплений внутренних и наружных колец подшипников на валу и в корпусе даны на рис. 9.22 — 9.25.
На рис. 9.22,а кольцо поджимается к буртику вала специальной гайкой со стопорной шайбой, внутренний выступ которой входит в паз вала, а наружный отгибается в один из пазов гайки. Размеры гаек и шайб даны в табл. 9.1 и 9.2.
На рис. 9.22,б внутреннее кольцо прижимается к буртику вала резьбовым кольцом с прорезью. Стопорение осуществляется с помощью винта 1.
На рис. 9.22,в кольцо поджимается к буртику вала плоской торцовой шайбой и винтом, а также стопорной шайбой.
9.1. Круглые гайки шлицевые(по ГОСТ 11871-80)
Размеры, мм
d | Шаг резьбы | D | D1 | c | H | b | h | |
1,25 1,25 | 0,6 | 2,0 | ||||||
1,5 | 0,6 | |||||||
1,0 | 2,5 | |||||||
1,0 | ||||||||
1,0 | ||||||||
1,6 | ||||||||
1,6 | ||||||||
Пример обозначения гайки нормальной точности с диаметром d = 64 мм, с шагом резьбы 2 мм с полем допуска 6Н, из стали 35Х с покрытием 01 толщиной 9 мкм: Гайка М64 х 2, 6Н.35Х.019 ГОСТ 11871-80 |
9.2. Стопорные многолапчатые шайбы(по ГОСТ 11872-80)
Размеры, мм
Диаметр резьбы | d | D | D1 | b | h | l | r | s | |
10,5 12,5 14,5 16,5 18,5 20,5 22,5 24,5 27,5 30,5 33,5 36,5 39,5 42,5 45,5 48,5 52,5 | 3,5 3,8 3,8 | 0,2 0,5 | |||||||
4,8 | |||||||||
0,5 | |||||||||
5,8 | 1,6 | ||||||||
7,8 | 0,8 | ||||||||
9,5 | |||||||||
11,5 | |||||||||
1,0 | 2,0 | ||||||||
Пример обозначения стопорной многолапчатой шайбы для круглой шлицевой гайки с диаметром резьбы 64 мм, из материала группы 0,1 с покрытием 0,5: Шайба 64.01.05 ГОСТ 11872-80 |
Рис. 9.22, г — крепление упорным стопорным пружинным кольцом 1 прямоугольного сечения. Для удобства монтажа и демонтажа установлено также компенсаторное кольцо 2. Размеры стандартных колец и канавок даны в табл. 9.3, 9.4.
На рис. 9.22, д кольцо закрепляется корончатой гайкой с шайбой и шплинтом: применяют при действии больших осевых ударных нагрузок.
Рис. 9.23 - наружное кольцо подшипника зажимается между выступом крышки и упорным буртиком корпуса.
Рис. 9.24 — наружное кольцо закреплено между буртиком корпуса упорным кольцом 1 и пружинным стопорным кольцом 2, вставленным в канавку корпуса.
Размеры стопорных колец и канавок даны в табл 9.5, 9.6. Рис. 9.25 — наружное кольцо закрепляется в разъемном корпусе двумя закладными (врезными) крышками и кольцом-компенсатором б.
На рис. 9.26 — 9.28 представлены некоторые способы крепления и регулировки радиалыю-упорных подшипников.
В узле на рис. 9.26 зазоры в подшипнике регулируют винтом 1 (с мелкой резьбой), шайбой 2 и стопорной планкой 3; в узле на рис. 9.27 — гайкой 1 и стопорной шайбой 2, перемещающей внутреннее кольцо левого подшипника вдоль вала.
Следует обратить внимание на закрепление внутренних колец конических роликоподшипников (см. рис. 9.28), сепаратор которых выступает под торцом внутреннего кольца и не дает возможность довернуть гайку до торца: необходимо между стопорной шайбой и внутренним кольцом ставить промежуточное кольцо 1; зазоры в этом узле регулируют набором металлических колец б.