Выполнение работ с применением домкратов

6.6.1. Техническое состояние домкратов, режим их работы и обслуживания должны соответствовать требованиям заводских инструкций.
6.6.2. На каждом домкрате необходимо указывать: инвентарный номер, грузоподъемность, дату следующего испытания и принадлежность домкрата определенному подразделению.
6.6.3. Для подъёма и перемещения грузов необходимо применять только исправные домкраты.
Перед началом выполнения работ с применением домкратов их необходимо осмотреть.
Домкраты, находящиеся в эксплуатации, должны проходить техническое освидетельствование (осмотр и испытание) не реже 1 раза в год.
Техническое освидетельствование необходимо проводить также после ремонта или замены главных деталей домкратов.
Дату и результаты испытаний домкратов необходимо записывать в "Журнал учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений", форма которого приведена в приложении 5 к настоящим Правилам, с указанием даты следующего испытания, а также сведений о проведенных ремонтах или замене ответственных деталей.
6.6.4. Домкраты необходимо испытывать в течение 10 мин статической нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность домкрата на 10 %.
При проведении этого испытания винт (рейку, шток) домкрата необходимо выдвинуть (поднять) в крайнее верхнее положение.
Для гидравлических домкратов не допускается снижение давления к концу испытания более чем на 5 %.
6.6.5. При подъёме грузов домкратами должны выполняться следующие требования: - под домкрат, в зависимости от массы поднимаемого домкратом груза, необходимо подкладывать деревянную выкладку (шпалы, брусья, доски толщиной от 40 до 50 мм) большей площадью, чем площадь основания корпуса домкрата;
- домкрат необходимо установить строго в вертикальное положение относительно поднимаемого груза, а при перемещении груза - без перекоса к опорной части груза;
- головку (лапу) домкрата необходимо упирать в прочные узлы поднимаемого домкратом оборудования - для предотвращения поломки их. При этом между головкой (лапой) и грузом необходимо положить упругую прокладку;
- головка (лапа) домкрата должна опираться на поднимаемый домкратом груз всей своей плоскостью -для предотвращения соскальзывания груза при подъёме;
- все вращающиеся части привода домкрата должны свободно (без заеданий) проворачиваться вручную;
- все трущиеся части домкрата должны периодически смазываться консистентной смазкой;
- во время подъема груза необходимо следить за его устойчивостью;
- по мере подъема груза под него необходимо укладывать подкладки, а по мере опускания - постепенно вынимать их.
6.6.6. Нагрузка на домкрат не должна превышать указанную в паспорте домкрата грузоподъемность.
6.6.7. Освобождать домкрат из-под поднятого груза и переставлять его допускается только после надежного закрепления груза в поднятом положении или укладки его на устойчивые опоры (шпальную клеть).
6.6.8. Не разрешается применять удлинители (трубы), надеваемые на рукоятку домкрата, снимать руку с рукоятки домкрата до опускания груза на подкладки и оставлять груз на домкрате во время перерыва в работе, а также приваривать к лапам домкратов трубы или уголки.
6.6.9. Опорная поверхность головки домкрата должна быть такой, чтобы исключалась возможность соскальзывания поднимаемого домкратом груза.
6.6.10. Винтовые и реечные домкраты должны иметь стопорные приспособления - для предотвращения выхода винта или рейки при нахождении штока в верхнем крайнем положении.

6.6.11. Реечные домкраты должны иметь:
- автоматический винтовой тормоз (безопасную рукоятку) -для предотвращения самопроизвольного опускания груза;
- устройство для автоматического отключения двигателя в крайних (верхнем и нижнем) положениях штока - домкраты с электрическим приводом.
6.6.12. При подъеме груза реечным домкратом собачку необходимо набросить на храповик.
6.6.13. Гидравлические домкраты должны иметь:
- плотные соединения - для предотвращения вытекания жидкости из рабочих цилиндров при подъёме и перемещении грузов;
- приспособления (обратные клапаны, диафрагму) - для обеспечения медленного и плавного опускания штока или остановки его при повреждении трубопроводов, подводящих или отводящих жидкость;
- герметичные соединения гидросистемы (капанье и подтекание рабочей жидкости не допускаются), чистые каналы, чистые резьбу и внутренние поверхности. Запорная игла должна свободно вращаться с помощью воротка, а винт рабочего плунжера - от усилия руки.
- непогнутые спускные вентили, масляную ванную без трещин, обратный клапан, не пропускающий рабочую жидкость, исправные манжеты, плунжер с зазором между ним и корпусом менее 1 мм.
Подготовленный к работе домкрат должен работать под полной нагрузкой без заеданий.
6.6.14. Рабочая жидкость, применяемая в домкратах, должна удовлетворять следующим требованиям:
- рабочая жидкость должна быть чистой и перед заливкой ее в домкрат профильтрованной через металлическую сетку, изготовленную из провода диаметром не менее 0,12 мм и количеством отверстий на 1 см2 от 1200 до 1300;
- рабочая жидкость должна заливаться в домкрат до края его наливного отверстия с помощью мерного сосуда (перед заливкой жидкости в домкрат запорную иглу необходимо отвернуть, а плунжеры опустить в крайнее положение);
- давление рабочей жидкости, определяемое по показаниям установленного на домкрате манометра, не должно превышать максимальное значение, указанное в паспорте домкрата;
- при минусовой температуре окружающей среды в домкрате должна применяться незамерзающая рабочая жидкость.
6.6.15. При необходимости удерживать гидравлическими домкратами грузы в поднятом положении под головку поршня между цилиндром и грузом необходимо подкладывать специальные стальные подкладки в виде полуколец - для предотвращения внезапного опускания поршня вследствие снижения давления в цилиндре.
При необходимости продолжительного удерживания груза в поднятом положении его необходимо опереть на полукольца и снять давление.
6.6.16. При внешнем осмотре реечных и винтовых домкратов необходимо убедиться в:
- удовлетворительном техническом состоянии корпуса, манжет и прокладок;
- исправности зубьев, шестерен и реек, резьбы винта, храповика, собачек, трещотки;
- отсутствии трещин, обломанных частей и заусенцев на корпусе домкрата и тормозного устройства - у реечных домкратов;
- свободном (но без послабления) вращении вручную головки винта или рейки домкрата;
- хорошем техническом состоянии насечки на опорных поверхностях головки и лап. Насечка, а также шипы на торцевой поверхности корпусов, предотвращающие скольжение по подкладкам, не должны быть сбиты или стерты;
- соответствии вертикального люфта в соединении головки техническим условиям (люфт не должен превышать 3 мм);
- целости всех зубьев передаточных механизмов и реек и в их неизношенности (износ зубьев не должен превышать 20 % толщины);
- отсутствии погнутости рейки и винта (кривизна рейки и винта, проверяемая прикладыванием к ним стальной линейки, не должна превышать 1 мм на всю длину);
- отсутствии послабления рейки в оковках корпуса (отклонение головки рейки в выдвинутом положении не должно превышать 10'мм, износ резьбы винта или гайки - 20 %, а диаметр винта и износ резьбы должны определяться на наиболее изношенном участке и сравниваться с размером на конце винта);
- отсутствии "мертвого " хода трещоточного механизма;
- достаточно плотном прижатии собачки к зубьям и её надежном закреплении на оси;
- прочности болтовых соединений: все болтовые соединения должны быть затянуты ключом вручную до отказа;
- достаточно свободном ходе рукоятки (свободный ход рукоятки должен быть от 3 до 15 %).

Наши рекомендации