Порядок выполнения работы
Рабочая тетрадь
для лабораторно-практических занятий по дисциплине «физика»
_________________________________________________________
фамилия, имя, отчество студента (ки)
курс, группа
___________________________
специальность
Лебедянь,
2014 г.
Лабораторная работа №1
Тема: «Определение ускорения тела при равноускоренном движении»
Цель работы: вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу.
Оборудование: желоб, шарик, измерительная лента, метроном (или секундомер), штатив с муфтами и лапкой, металлический цилиндр.
Теория.
Работа заключается в измерении ускорения, с которым шарик скатывается по наклонному желобу. Для этого измеряют длину перемещения , которое проходит шарик за известное время t. Так как при равноускоренном движении без начальной скорости S = , то, измерив S и t, можно найти ускорение шарика. Оно равно . (1)
Порядок выполнения работы.
1. Укрепить желоб с помощью штатива в наклонном положении под небольшим углом к горизонту. У нижнего конца желоба положить в него металлический цилиндр.
2. Пустив шарик с верхнего конца желоба, подсчитать время до столкновения шарика с цилиндром.
3. Измерить длину перемещения , пройденного шариком.
4. По формуле (1) вычислить ускорение шарика.
5. Повторить измерения, передвигая немного цилиндр и данные записать в таблицу и вычислить ускорения шарика в каждом случае.
6. Найти среднее арифметическое значение ускорения.
7. Найти разность между и измеренным в каждом отдельном опыте ускорением шарика. Это ошибка каждого отдельного ускорения .
8. Найти среднее арифметическое значение ошибки измерения ускорения.
9. Записать результат измерений в виде и сделать вывод.
Результаты измерений:
Номер опыта | Время t, с | Перемещение S, м | Ускорение , м/с2 | Среднее значение ускорения , м/с2 | ||
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. |
Расчеты:
а1=
а2=
а3=
а4=
а5=
аср=
Δа1=
Δа2=
Δа3=
Δа4=
Δа5=
Δаср=
Результат измерений:
а =
Вывод:__________________________________
Ответы на вопросы:
1. Какое движение называется прямолинейным неравномерным?
________________________
2. Что показывает ускорение при прямолинейном неравномерном движении?
________________________
3. К скалярным или векторным величинам относится ускорение?
__________________
4. Как направлены скорость и ускорение при прямолинейном неравномерном движении?
________________________
Дополнительные задания
Вариант 1.
1. Электропоезд, отходя от станции, движется равномерно ускоренно. Какой скорости достигнет поезд, если он пройдет расстояние в 1 км за 1 мин 40 с, и каково его ускорение?
Вариант 2.
1. Поезд идет со скоростью 64,8 км/ч. Он начинает двигаться на подъем, и через 1 мин его скорость уменьшилась до 10 м/с. Определить ускорение поезда и путь, пройденный за это время.
Решение задач:
Домашнее задание:
1. При каком ускорении и во сколько времени может быть остановлен поезд, идущий со скоростью 81 км/ч, если тормозное расстояние равно 112,5 м?
2. Артиллерийский снаряд в момент попадания в земляную насыпь имел скорость 900 м/с. Определить ускорение снаряда и время его углубления в насыпь, если он углубился на 3 м.
Лабораторная работа №2
Тема: «Измерение коэффициента трения скольжения»
Цель работы: определить коэффициент трения деревянного бруска, скользящего по деревянной линейке.
Оборудование: деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов.
Теория.
С помощью динамометра измеряют силу, с которой нужно тянуть брусок с грузами по горизонтальной поверхности так, чтобы он двигался равномерно. Эта сила равна по модулю силе трения Fтр = µ Р, действующей на брусок. С помощью того же динамометра можно найти вес бруска с грузом. Этот вес по модулю равен силе нормального давления N бруска на поверхность, по которой он скользит. Определите коэффициент трения по формуле µ =