Выдели орфограммы в списываемом тексте.

Алгоритм списывания текста

Памятка включает в себя следующие действия:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. Задайте ребёнку уточняющие вопросы по предложению.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно на­писано (как будешь себе диктовать во время письма).

5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя вслух себе так, как проговари­вал последние два раза.

7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) под­черкни орфограммы в написанном предложении;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознан­ности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соот­ветствующие механизмы непроизвольного за­поминания, а включение в качестве обяза­тельной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.

Остановимся более подробно на содержа­нии и методике освоения каждого действия алгоритма.

Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

Это действие нужно для того, чтобы исклю­чить возможность механического копирова­ния текста. Так как предложения, с кото­рых начинается обучение, невелики (3— 5 слов), в качестве «смыслового куска» вы­ступает целое предложение. Позднее в ка­честве смысловой части может выступить словосочетание или часть предложения, но в любом случае вначале нужно прочесть все предложение, чтобы было понятно содержа­ние списываемого.

Чтение предложения на этом этапе осуще­ствляется так как написано –«утрированное чтение».

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

Чтобы списывать смысловыми единицами, нужно владеть развитым навыком чтения и иметь хорошую память. В частности, нужно иметь достаточное «поле чтения», т. е. уметь

«схватывать» одним взглядом не только от­дельное слово, но и целый кусок текста. Повторяя предложение, не глядя в него, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.

Выдели орфограммы в списываемом тексте.

Этот этап можно назвать активным орфо­графическим анализом текста. Чтобы этот анализ был полноценным, он должен опи­раться на содержательное, обобщенное пред­ставление ребенка об орфограмме (незави­симо от того, используется ли в обучении термин «орфограмма»). Когда ребенок пишет первые в своей жизни слова, он исходит из представления: «Что слышу, то и пишу» (отсюда так называемое фонетическое письмо дошкольников: «гот», «рыпка» и т. п.). А так как взрослые стре­мятся как можно скорее исправить малыша, приговаривая: «Говорят так, а пишут по-другому», у многих детей возникает обобщение, которое они чаще всего не могут оформить словесно, но которым подсознательно руко­водствуются во время письма:

«Пишется не так, как слышится». Отсюда ошибки, которые приводят в замешательство не только ро­дителей, но и некоторых учителей: «сахор», «пелил», «премер» и т. п.

Для успешного воспитания орфографиче­ской зоркости с помощью специально орга­низованного обучения списыванию необхо­димо как можно раньше познакомить ребёнка с наиболее общими признаками орфо­грамм. Помочь научить выделять все орфограммы, связанные с обозначением зву­ков буквами.

4. Прочитай предложение так, как оно на­писано (как будешь себе диктовать во время письма).

Проговаривание давно используется как один из приемов в обучении орфографии. В усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная, неразрывно связанная с прого-вариванием, т. е. послоговым, в случае не­обходимости — побуквенным, произнесени­ем слова.

Обучение орфографическому проговариванию целесообразно начинать одновременно с обучением грамоте.

5. Повтори, не глядя в текст, предложе­ние так, как будешь его писать.

Выполняя этот пункт плана, ребёнок гото­вится к тому, чтобы правильно продиктовать себе во время письма. Повторное, по памяти, проговаривание закрепляет в памяти буквен­ный образ слова, воссозданный в его про­изнесении.

6. Пиши, диктуя себе так, как проговари­вал последние два раза.

Готовя детей к самостоятельному списы­ванию, необходимо проследить, чтобы ребёнок действительно диктовали себе во вре­мя письма. Важно также, чтобы во время письма под собственную диктовку ребёнок уже не смотрел.

7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) под­черкни орфограммы в написанном предложении; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

О том, что нужно проверять то, что на­писал, знают все. Но призыв «Проверяй себя» достаточно часто остается без ответа. Чтобы ребёнок действительно проверял написанное, он должен знать, как это надо делать, т. е. отчетливо представлять себе ту систему дей­ствий, с помощью которой можно осуще­ствить проверку. Ребёнок, подчёркивая орфограмму, сравнивает исходный текст с написанным текстом, осознанно заучивает правильное написание слова.

После того как ребёнок освоил процесс списывания, можно алгоритм списывания существенно сократить:

1.Прочитай предложение (как оно написано) и повтори его по памяти.

2. Пиши, диктуя себе так, как читал по­следний раз.

3. Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.

Наши рекомендации