Выдели орфограммы в списываемом тексте.
Алгоритм списывания текста
Памятка включает в себя следующие действия:
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. Задайте ребёнку уточняющие вопросы по предложению.
3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя вслух себе так, как проговаривал последние два раза.
7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном предложении;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.
Остановимся более подробно на содержании и методике освоения каждого действия алгоритма.
Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
Это действие нужно для того, чтобы исключить возможность механического копирования текста. Так как предложения, с которых начинается обучение, невелики (3— 5 слов), в качестве «смыслового куска» выступает целое предложение. Позднее в качестве смысловой части может выступить словосочетание или часть предложения, но в любом случае вначале нужно прочесть все предложение, чтобы было понятно содержание списываемого.
Чтение предложения на этом этапе осуществляется так как написано –«утрированное чтение».
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
Чтобы списывать смысловыми единицами, нужно владеть развитым навыком чтения и иметь хорошую память. В частности, нужно иметь достаточное «поле чтения», т. е. уметь
«схватывать» одним взглядом не только отдельное слово, но и целый кусок текста. Повторяя предложение, не глядя в него, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.
Выдели орфограммы в списываемом тексте.
Этот этап можно назвать активным орфографическим анализом текста. Чтобы этот анализ был полноценным, он должен опираться на содержательное, обобщенное представление ребенка об орфограмме (независимо от того, используется ли в обучении термин «орфограмма»). Когда ребенок пишет первые в своей жизни слова, он исходит из представления: «Что слышу, то и пишу» (отсюда так называемое фонетическое письмо дошкольников: «гот», «рыпка» и т. п.). А так как взрослые стремятся как можно скорее исправить малыша, приговаривая: «Говорят так, а пишут по-другому», у многих детей возникает обобщение, которое они чаще всего не могут оформить словесно, но которым подсознательно руководствуются во время письма:
«Пишется не так, как слышится». Отсюда ошибки, которые приводят в замешательство не только родителей, но и некоторых учителей: «сахор», «пелил», «премер» и т. п.
Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью специально организованного обучения списыванию необходимо как можно раньше познакомить ребёнка с наиболее общими признаками орфограмм. Помочь научить выделять все орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами.
4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
Проговаривание давно используется как один из приемов в обучении орфографии. В усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная, неразрывно связанная с прого-вариванием, т. е. послоговым, в случае необходимости — побуквенным, произнесением слова.
Обучение орфографическому проговариванию целесообразно начинать одновременно с обучением грамоте.
5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
Выполняя этот пункт плана, ребёнок готовится к тому, чтобы правильно продиктовать себе во время письма. Повторное, по памяти, проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ слова, воссозданный в его произнесении.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
Готовя детей к самостоятельному списыванию, необходимо проследить, чтобы ребёнок действительно диктовали себе во время письма. Важно также, чтобы во время письма под собственную диктовку ребёнок уже не смотрел.
7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном предложении; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
О том, что нужно проверять то, что написал, знают все. Но призыв «Проверяй себя» достаточно часто остается без ответа. Чтобы ребёнок действительно проверял написанное, он должен знать, как это надо делать, т. е. отчетливо представлять себе ту систему действий, с помощью которой можно осуществить проверку. Ребёнок, подчёркивая орфограмму, сравнивает исходный текст с написанным текстом, осознанно заучивает правильное написание слова.
После того как ребёнок освоил процесс списывания, можно алгоритм списывания существенно сократить:
1.Прочитай предложение (как оно написано) и повтори его по памяти.
2. Пиши, диктуя себе так, как читал последний раз.
3. Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.