Выбор расчетной схемы вала. Определение опорных реакций, построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
19.1 Расчетная схема ведомого вала приведена на стр.26
19.2 Определение реакций в опорах
Реакции в опорах определяем на основании уравнения равновесия
19.2.1 В вертикальной плоскости
Fr2 х I1 + RДY (I1 + I2) + Миз - Fr3 x (I1 + I2 + I3) = 0
Отсюда реакция опоры Д в вертикальной плоскости
RBY(l1+l2) - Fr2l2 + Mиз + Fr3l3 = 0
Проверка:
618,93 - 489,25 - 912,37 + 782,69 = 0
19.2.2 В горизонтальной плоскости:
Ft2I1 + RДX (I1 + I2) + - Ft3(I1 + I2 + I3) = 0
-RBX(l1+l2) - Ft2l2 + Ft3l3 = 0
Проверка:
1156,997+1344,09-4904,91+2403,85=0
ВЫВОД: Реакции в опорах определены верно.
19.3 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
Эпюры изгибающих моментов строят в двух плоскостях.
19.3.1 Горизонтальная плоскость:
Момент под колесом:
Мигк = RBX х l1 = 1156,97 х 46 = 53220,62 Н*мм
Момент в опоре Д:
МигД = Ft3 х l3 = 2403,85 х 70 = 168269,5 Н*мм
19.3.2 Вертикальная плоскость:
Момент под колесом:
Мивк = RBY х l1 = 618,93 х 46 = 28470,78 Н*мм
Момент в опоре Д:
МивД=RBYх(l1+l2)+Ft2xl2=618,93х(46+46)+1344,09х46=118769,7 Н*мм
Момент изгибающий вертикальный под выходной шестерней
МИВш = Миз = 20352,15 Н*мм
19.4 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
ВЫВОД:Наиболее опасным является сечение под опорой Д.
Подбор и расчет подшипников
Подбор и расчет подшипников ведомого вала ведем по наиболее нагруженной опоре Д. требуемый ресурс долговечности подшипников по заданию Lh = 8000 ч.
20.1 Учитывая сравнительно небольшую осевую силу назначаем по [10] для ведомого вала шариковые радиальные подшипники средней узкой серии, условное обозначение 308 со следующими характеристиками:
Внутренний диаметр подшипника, d = 40 мм;
Наружный диаметр подшипника, D = 90 мм;
Ширина подшипника, B = 23 мм;
Фаска подшипника, r = 2,5 мм;
Динамическая грузоподъемность: Cr = 41000 Н
Статическая грузоподъемность: Со = 22400 Н
nпред. = 9000 об/мин. (при жидкой смазке)
20.2 Определяем эквивалентную радиальную нагрузку по формуле:
Pr = (XVFr+YFa3) x Кб x Кт (16.39 [2])
Для чего находим суммарную радиальную реакцию в опоре Д:
Находим отношение:
Fa/Co = Fa3/Co = 391,39/22400=0,0175
По табл.16.5 [2] находим параметр осевой нагрузки: е = 0,2
При коэффициенте вращения V = 1 (вращение внутреннего кольца подшипника)
Находим отношение:
При этом по табл. 16.5 [2]:
Коэффициент радиальной силы Х = 1
Коэффициент осевой силы Y = 0
По рекомендации к формуле 16.29 [2]:
К = 1 – температурный коэффициент;
Кб = 1,3 – коэффициент безопасности;
Рr = (1 х 1 х 4989 + 0 х 391,39) х 1,3 х 1 = 6485,7 Н
20.3Находим эквивалентную долговечность:
, где (16.31 [2])
по табл. 8.12 [2] = 0,25
Lh = 8000 часов (задано)
Получим:
LhE = 0,25 х 8000 = 2000 ч.
20.3.1 Определяем ресурс подшипника:
LE = 60 х 10-6 х n х LhE = 60 х 10-6 х 200 х 2000 = 24 млн.об. (16.28 [2])
n = n2 = 200 об/мин.
20.3.2 По табл. 16.3 [2]:
а1 = 1 – коэффициент надежности;
а2 = 1 – обобщенный коэффициент совместного влияния качества металла и условий эксплуатации;
20.4 Определяем потребную динамическую грузоподъемность выбранного подшипника и сравниваем ее с паспортной.
С(потребная) ≤ С(паспортная) (16.26 [2])
20.4.1
С(потребная) = Р , где
Р = Рr = 6485,7 Н
р = 3 (для шариковых подшипников)
L = LE = 24 млн.об.
С(потребная) = 6485,7
Итак: С(потребная) = 18744 Н < С(паспортная) = 41000 Н
Условие выполняется, по паспортным значениям С значительно превышает потребное, целесообразна замена подшипника на легкую серию, условное обозначение 208, для которого
Динамическая грузоподъемность: Сr = 32000 Н
Статическая грузоподъемность: Со = 17800 Н
Проверяем расчет:
Fa3/Co = 391,39/17800=0,022;
е = 0,21;
Так как Fa/VFrД по прежнему меньше е, дальнейший расчет сохраняется
20.5 Проверяем подшипник на статическую грузоподъемность: