Построение эпюр крутящих моментов

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе требуется рассмотреть методы расчёта прочности элементов конструкции летательного аппарата с использованием ЭВМ. Целью данной курсовой работы является приобретение практических навыков в проведении прочностных расчётов элементов конструкции самолета, и закрепить умение эффективно использовать разработанные для ЭВМ программы по расчёту самолёта на прочность.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ СЕЧЕНИЙ ОСНОВНЫХ СИЛОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ КРЫЛА

Геометрические параметры крыла

По чертежу самолета Бе-32, приведенного в задании, найдем его геометрические параметры крыла:

- размах крыла l = 17м;

- центральная хорда b0 = 2,25м;

- толщина профиля в плоскости симметрии самолета с0 = 0,36, относительная толщина Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru = 16%;

- концевая хорда крыла bк = 0,9м;

- толщина профиля в концевом сечении крыла cк = 0,135, относительная толщина

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru = 15% ;

- площадь крыла S определится по формуле:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

- cужение крыла η вычислится по формуле:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

- удлинение крыла:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

- величина хорды в расчетном сечении определится по формуле:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

- толщина крыла в расчетном сечении:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

- относительная толщина в расчетном сечении: Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Имея значения Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru и Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru , строим профиль крыла в расчетном сечении (рисунок 1). При этом ординаты ув и ун находятся из уравнений, описывающих формулу профиля. В данном случае заданы относительные координаты эпюрного профиля Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru и Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru в % хорды: Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru , Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru ,

где Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru , Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru ;

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru = 4,25 м - расстояние от плоскости симметрии самолета до расчетного сечения.

Координаты эпюрного профиля (в % хорды) даны в задании.

Таблица 1 – Координаты профиля крыла

  x, м Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru , м Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru , м
 
  0,01975 0,048843 -0,02503
  0,0395 0,070956 -0,03694
  0,079 0,097686 -0,04763
  0,158 0,133893 -0,06002
  0,237 0,15552 -0,06318
  0,316 0,164754 -0,06755
  0,474 0,169371 -0,07363
  0,632 0,164025 -0,07169
  0,79 0,149688 -0,0661
  0,948 0,129762 -0,05589
  1,106 0,104247 -0,04398
  1,264 0,077517 -0,03426
  1,422 0,03888 -0,01798
  1,58

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Рисунок 1 – Профиль крыла в расчетном сечении

Построение эпюр погонных нагрузок, перерезывающих сил и изгибающих моментов

Для определения интенсивности нормальной расчетной нагрузки Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru можно воспользоваться формулами:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

где коэффициент безопасности f и эксплуатационная перегрузка nэсоответствуют полетному случаю А: f = 1,5; nэ = nэmax= 2,6;

m– полетная масса самолета, m= 7300 кг;

mкр– масса крыла, mкр= 876 кг.

Для вычисления перерезывающих сил Qnpи изгибающих моментов Mtpв сечениях крыла используем численное интегрирование по методу трапеций:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

где Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Учет действия сосредоточенных нагрузок Pnipот агрегатов, расположенных в крыле, произведем путем построения расслоенных эпюр. При этом: Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru где mjмасса каждого агрегата, расположенного в крыле. Тогда имеем:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru - нагрузка, действующая от топливного бака;

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru - нагрузка от двигателя и шасси;

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru - нагрузка от топливного бака.

Схема крыла в плане изображена на рисунке 2.

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Рисунок 2 - Вид консоли крыла в плане

Расчеты в сведены в таблицу 2, а эпюры изображены на рисунке 3.

Построение эпюр крутящих моментов

Для крыла с моментным профилем погонный крутящий момент с определяется для случая С по формулам:

для части крыла без элерона:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

для части крыла с элероном:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

где Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru - коэффициент момента профиля крыла при нулевой подъемной силе, взятый с учетом сжимаемости;

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru - коэффициент момента профиля, обусловленный отклонением элерона на угол Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru ;

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru - предельно допустимый скоростной напор:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Коэффициент Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru определяется по формуле: Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru - коэффициент момента профиля при нулевой подъемной силе без учета сжимаемости, берется из профильной характеристики Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru . Поправочный коэффициент Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru определяется по графику [1].

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru ,

где Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru - эффективный угол отклонения элерона:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Для определения угла отклонения элерона нормы прочности задают формулу: Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru .

Здесь Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru берется для профиля крыла по середине размаха элерона без поправки на сжимаемость воздуха.

Значение Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru в зависимости от отношения хорды элерона к хорде крыла Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru в сечении берутся из графика [1].

Произведем расчеты:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Величину крутящего момента в сечениях крыла вычислим по формуле:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Результаты вычислений занесем в таблицу 2 и представим в виде эпюр на рисунке 3.

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Рисунок 3 – Эпюры воздушной нагрузки, перерезывающих сил, изгибающего, погонного крутящего и крутящего моментов

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ РАСЧЕТ КРЫЛА

Силовая схема крыла

Спроектируем двухлонжеронную схему конструкции крыла. Передний лонжерон располагается на 0,2b(z), что в расчетном сечении соответствует расстоянию от носка профиля x1 = 316 мм. Высота первого лонжерона H1 = 0,232 мм. Второй лонжерон располагается на 0,7b(z), x2 = 1106мм, его высота H2 = 148 мм.

Расстояние между стрингерами bстр примем равным 135 мм, число стрингеров m в межлонжеронном пространстве на каждой панели обшивки равно 5. Расстояние между нервюрами a = 300 мм.

Все элементы конструкции крыла подбираются из Д16Т с пределом прочности σв = 440 МПа.

Разрушающее нормальное напряжение: σразр = 0,9σв = 0,9 · 440 = 396 МПа.

Разрушающее касательное напряжение для обшивки:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Разрушающее касательное напряжение для стрингера:

Построение эпюр крутящих моментов - student2.ru

Наши рекомендации