Критерии работоспособности и расчет цепной передачи
Основным критерием работоспособности цепных передач является долговечность цепи, определяемая изнашиванием шарниров. В соответствии с этим за основной принят расчет цепных передач, обеспечивающий износостойкость шарниров. Цепи, выбранные из условия износостойкости, обладают достаточной прочностью. Долговечность приводных цепей по изнашиванию составляет 8…10 тыс. часов работы.
При проектировочном расчёте предварительно определяют шаг цепи по формуле:
(2.7.2),
где Кэ = КдКсК0КрегКр коэффициент эксплуатации;
Кд – коэффициент динамичности;
Кс – коэффициент смазывания передачи;
К0 – коэффициент наклона передачи к горизонту;
Крег – коэффициент способа регулирования;
Кр – коэффициент режима нагрузки;
Т1 – вращающий момент на ведущей звёздочке;
[p] – допускаемое среднее давление в шарнире;
m – число рядов цепи;
z1 = 29 – 2u – минимальное число зубьев ведущей звёздочки цепи.
После подбора цепи по стандарту выбранная передача проверяется на износостойкость по формуле:
(2.7.3),где - окружная сила, d1 - делительный диаметр звездочки; – площадь проекции опорной поверхности шарнира, d0 – диаметр оси рис. 2.7.5, В – длина втулки.
48.Передача винт – гайка. Устройство и назначение.
Передача винт—гайка (винтовой механизм) предназначена для преобразования вращательного движения в поступательное.
Достоинства:
· большой выигрыш в силе;
· возможность получения медленного движения с высокой точностью перемещения;
· компактность при высокой нагрузочной способности;
· простота конструкции и изготовления;
· большая нагрузочная способность;
· плавность и бесшумность работы.
Недостатки:
· большое трение в резьбе, вызывающее повышенное ее изнашивание, низкий КПД;
· скорость скольжения в резьбовой паре больше скорости осевого перемещения в 10-40 раз.
Применяютдля поднятия грузов (домкраты), создания больших усилий до 1000 кН при малых перемещениях (прессы, нажимные устройства и т. п.) и получения точных перемещений (ходовые винты станков, измерительные приборы, делительные и регулировочные устройства).
Различают два типа передач винт—гайка: передачи с трением скольжения и передачи с трением качения.
Передачи с трением скольжения имеют наибольшее распространение ввиду простоты устройства. Винты передач делятся на грузовые и ходовые. Грузовыепредназначены для создания больших усилий (домкраты, прессы и т. п.). При реверсивном движении под нагрузкой применяют трапецеидальную резьбу, имеющую более высокий КПД, а при больших односторонних нагрузках — упорную. Для получения самотормозящей винтовой пары (домкраты) применяют однозаходные резьбы. Ходовыевинты предназначены для получения точных перемещений. Для уменьшения трения они, как правило, имеют трапецеидальную многозаходную резьбу. Для точных винтов делительных и измерительных устройств иногда применяют метрическую резьбу.