Топливо, смазочные материалы, охлаждающая вода
10.1 Дизель должен работать на марках топлива и смазочных масел, рекомендованных инструкцией по эксплуатации или распоряжениями судовладельца. В гарантийный период эксплуатации должны применяться только те топливо и масло, показатели которых соответствуют требованиям изготовителя дизеля.
Номенклатура и основные физико-химические характеристики топлив и смазочных материалов ряда стран приведены в ОСТ 31.8003, РД 15.136 и РД 15.137.
10.2 Запрещается прием на судно топлива и масла без выдаваемых лабораторных сертификатов (паспортов), в которых указаны их марки и основные физико-химические характеристики. Эти характеристики должны соответствовать действующим стандартам. При необходимости перевода единиц вязкости из одной системы в другую следует руководствоваться правилами технической эксплуатации (общие требования).
Если в судовых условиях производится смешение разных марок топлива для получения заданной вязкости, то необходимо предварительно в судовой лаборатории подобрать соотношение компонентов в смеси и проверить ее стабильность согласно ОСТ 31.8003.
Введение присадок в топливо в судовых условиях должно осуществляться в соответствии с рекомендациями поставщика присадок при наличии отдельной тары или цистерны для присадок и по согласованию с судовладельцем.
10.3 Если дизель работает на средневязком или высоковязком топливе, то на судне должен быть запас дизельного топлива в количестве, достаточном для работы главного дизеля в течение 2 суток. В тех случаях, когда дизельное топливо применяется для работы вспомогательных дизелей и главных дизелей при маневрировании судна (при прохождении каналов, работе во льдах и т.н.), должен быть дополнительный запас дизельного топлива, обеспечивающий указанные нужды в течение всего рейса.
10.4 Сорт применяемого цилиндрового масла (циркуляционного масла для тронковых дизелей, не имеющих цилиндровой смазки) должен соответствовать применяемому топливу. Так, например, высокощелочное масло надо применять при работе дизеля на высокосернистом топливе.
Смешивать масла разных марок не рекомендуется. При необходимости допускается смешивание масел по согласованию с поставщиком масел и технической службой судовладельца.
10.5 Необходимо периодически брать пробы циркуляционного масла и проверять его качество в судовой лаборатории. Порядок и периодичность отбора проб, а также браковочные показатели качества масла устанавливаются РД 31.27.44 или другими действующими документами, утвержденными в установленном порядке.
При достижении хотя бы одним из показателей качества масла браковочного значения необходимо восстановить величину этого показателя до безопасного уровня судовыми средствами (сепарацией, фильтрацией, доливанием свежего масла и др.), а если это не удастся, то такое масло следует заменить.
В соответствии с РД 31.27.44 периодичность отбора проб для анализа на судах - не реже чем через 150 ч работы тронковых дизелей и 500 ч работы крейцкопфных дизелей, а для анализа в береговых теплохимических лабораториях - не реже чем через каждые 500 ч работы тронковых дизелей и 1500 ч работы крейцкопфных дизелей.
10.6 При смене масла всю циркуляционную систему, включая трубопроводы, фильтры, охладители, цистерны и картер дизеля, необходимо полностью освободить от старого масла и очистить.
10.7 Для уменьшения коррозии металла и отложений накипи в полостях охлаждения дизеля необходимо осуществлять обработку охлаждающей воды замкнутого контура и систематически контролировать ее качество.
Качество охлаждающей воды замкнутого контура должно соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации.
Основные показатели качества воды приведены в Приложении Б.
Обработка воды для придания ей необходимых качеств может производиться кипячением, обработкой щелочами и фосфатами, смешиванием с более жесткой водой и добавлением присадок (ингибиторов). При выборе присадки следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации или указаниями судовладельца.
Порядок введения и добавления присадки, а также требования к воде перед ее введением устанавливаются изготовителем присадки. Смешение присадок различных марок не допускается.
10.8 Необходимость добавки присадки или замены охлаждающей воды замкнутого контура определяется по результатам контроля ее качества, который осуществляется в судовой лаборатории не реже одного раза в месяц.
Перед заполнением замкнутого контура охлаждения дизеля свежей водой он должен быть промыт и очищен в соответствии с рекомендациями инструкции по эксплуатации или технической службы судовладельца.
10.9 При низких температурах, когда возможно замерзание воды в системе охлаждения, для дизеля с малой вместимостью системы рекомендуется использовать вместо воды жидкость с низкой температурой замерзания (антифриз).
10.10 Запрещается применять хроматные и другие ядовитые присадки к охлаждающей воде, используемой для обогрева испарителя, вырабатывающего воду для бытовых нужд.
Техническое обслуживание