Смазочные материалы

Для уменьшения трения и изнашивания, охлаждения и очистки от продуктов износа подшипники скольжения смазывают материалами, которые должны быть Маслянистыми и вязкими.

Маслянистость характеризует способность смазочного мате­риала образовывать на поверхности трения устойчивые тонкие пленки, предотвращающие непосредственный контакт поверхностей.

Вязкость характеризует объемное свойство смазочного материа­ла оказывать сопротивление относительному перемещению его слоев.

Смазочные материалы могут быть: жидкие (масла), пластичные (мази), твердые (порошжи, покрытия) и газообразные (газы).

Масла являются основным смазочным материалом. Имеют низкий коэффициент внутреннего трения, хорошо очищают и охлаждают рабочие поверхности, и;х легко подводить к местам смазывания, но требуются уплотняющие устройства, препятствующие вытеканию масла.

Масла бывают минеральные и органические.

Минеральные масла — продукты перегонки нефти — наиболее часто применяют для подшипников скольжения. К ним относят масла инду­стриальные (марок И-Л-А-22, И-Г-А-46), моторные и др.

Органические масла — растительные (льняное и др.) и животные (костное и др.) — обладашт высокими смазывающими свойствами, но дороги и дефицитны. Их применяют редко.

Вязкость является важнейшим свойством масел. В гидродинамиче­ских расчетах используют динамическую вязкость ц, измеряемую в Па • с. В технических характеристиках масел указывают кинематическую вяз­кость v в мм2/с, равную динамической вязкости, деленной на плот­ность р (для индустриальных масел р = 890 кг/м3).

Значения вязкости приводят для температур, близких к рабочим, чаще всего при 50 и 100° С. Вязкость существенно понижается с ростом температуры.

Воду как смазочный материал применяют для подшипников с вкла­дышами из дерева, резины и пластмасс. Во избежание коррозии вал выполняют с покрытием или из нержавеющей стали.

Пластичные смазочные материалы (мази) изготовляют загущением жидких минеральных масел мылами жирных кислот или углеводорода­ми. В зависимости от загустителя пластичные смазочные материалы делят на солидолы, консталины и др. Они хорошо заполняют зазоры, герметизируя узлы трения. Вязкость их мало меняется с изменением температуры. Применяют в подшипниках, работающих при ударных нагрузках и малых скоростях.

Твердые смазочные материалы — графит, дисульфид молибдена и др.— применяют в машинах, когда по условиям производства нельзя или нецелесообразно применять масла или мази (ткацкие станки, пищевые машины и др.).

Газообразные смазочные материалы — воздух, пары углеводородов и др.— применяют в малонагруженных подшипниках при очень высоких часто­тах вращения — до 250 тыс. об/мин (электро- и пневмошпиндели, цент­рифуги).


Наши рекомендации