Построение диаграммы фаз газораспределения

Диаграмму фаз газораспределения принято изображать в виде круговой диаграммы (рис. 19). Для построения диаграммы фаз газораспределения вычерчивают окружность произвольного радиуса R0 из центра 0. Пересечение вертикальной оси и окружности соответствует положению верхней и нижней мертвых точек (см. рис. 19). Начало отсчета угла поворота коленчатого вала φ (нулевая точка) совпадает с положение ВМТ. Положительное направление отчета выбирается по часовой стрелке. На круговой диаграмме указываются углы, соответствующие опережению открытия впускного и выпускного клапанов, первый от ВМТ влево, второй от НМТ вправо (отрицательное направление отсчета угла φ). Затем отмечаются углы, соответствующие закрытию впускного и выпускного клапанов, первый от НМТ влево, второй от ВМТ вправо (положительное направление отсчета угла положительном направлении отчета угла φ). Для визуального выделения фазы открытого состояния впускного клапана из центра 0 проводят дугу радиусом R1 (R1 > R0) , начало и конец дуги совмещают с углами начала открытия и закрытия клапана (см. рис. 19). Аналогичную процедуру проделывают и для выпускного клапана, проводя из центра 0 дугу радиусом R2 < R0.

Для выделения фаз газораспределения на индикаторной диаграмме под ней строят вспомогательную полуокружность радиусом R = S/2 (рис. 20), где S -ход поршня. Далее из центра полуокружности (точка 0) в сторону НМТ откладывается поправка Брикса, равную rλ/2 (точка 0'). Из точки 0' проводят лучи под углами к оси абсцисс, соответствующими опережению открытия и запаздыванию закрытия впускного и выпускного клапанов. Направление лучей определяется линиями их отсчета- ВМТ и НМТ.

Из точек пересечения лучей с полуокружностью проводят вертикальные линии до пересечения с линиями индикаторной диаграммы, характеризующими рассматриваемые такты работы двигателя. Точки открытия и закрытия впускного и выпускного клапанов затем переносятся и на развернутую индикаторную диаграмму

Определение основных размеров поршневой, шатунной групп и газораспределительного механизма

В графической части курсового проекта студент проектирует поршневую, шатунную группы, газораспределительный механизм и поперечный разрез двигателя. При выборе геометрических параметров деталей вышеперечисленных групп и механизмов необходимо воспользоваться рекомендациями, приведенными ниже.

Поршневая группа

Поршневая группа включает в себя поршень, поршневые кольца (уплотнительные и маслосъемные), поршневой палец и элементы, ограничивающие его осевые перемещения.

Поршень. Наиболеенапряженным элементом поршневой группы является поршень.Поршеньвоспринимает давление газов, развивающееся в цилиндре при реализации в нем рабочего цикла, и через палец передает усилие на шатун.

Основными тенденциями совершенствования поршней современных двигателей является снижение их массогабаритных параметров, повышение прочности и износостойкости и снижение коэффициента линейного расширения.

Поршни автотракторных двигателей изготавливаются в основном из алюминиевых сплавов ми реже из чугуна.

 
  Построение диаграммы фаз газораспределения - student2.ru

Основные конструктивные соотношения размеров элементов поршня (рис. 21) приведены в табл. 4.

Рис. 21. Поршневая группа (основные размеры)

Таблица 4

Основные конструктивные соотношения размеров элементов поршневой группы

Наименование элементов поршня Бензиновые двигатели Дизели
Толщина днища поршня, δ/D 0,05…0,09 0,12…0,20
Высота поршня, H/D 0,08…1,20 1,00…1,50
Высота огневого (жарового) пояса, e/D 0,06…0,09 0,11…0,20
Толщина первой кольцевой перемычки, hп/D 0,03…0,05 0,04…0,06
Высота верхней части поршня, h1/D 0,45…0,75 0,60…1,00
Высота юбки поршня, hю/D 0,60…0,75 0,60…0,70
Внутренний диаметр поршня, di di=D-2(S+t)+Δt
Толщина стенки головки поршня, S/D 0,05…0,10 0,05…0,10
Толщина стенки юбки поршня, δ ю, мм 1,50…4,50 2,00…5,00
Радиальная толщина кольца, t/D:    
компрессионного 0,035…0,045 0,040…0,045
маслосъемного 0,030…0,043 0,038…0,043
Радиальный зазор кольца в канавке поршня, Δt, мм    
компрессионного 0,70…0,95 0,70…0,95
маслосъемного 0,90…1,10 0,90…1,10
Высота кольца, а, мм 1,50…4,00 3,00…5,00
Разность между величинами зазоров замка кольца в свободном и рабочем состоянии, A0/t   2,5…4,0   3,2…4,0
Число масляных отверстий в поршне, пм 6…12 6…12
Диаметр масляного канала, dм 0,3…0,5 0,3…0,5
Диаметр бобышки, dб/D 0,3…0,5 0,3…0,5
Расстояние между торцами бобышек, b/D 0,3…0,5 0,3…0,5
Наружный диаметр поршневого пальца, dп/D 0,22…0,28 0,30…0,38
Внутренний диаметр поршневого пальца, dв/dп 0,65…0,75 0,50…0,70
Длина пальца, lп/D:    
закрепленного 0,85…0,90 0,85…0,90
плавающего 0,78…0,88 0,80…0,85
Длина головки шатуна, lп.г/D:    
при закрепленном пальце 0,28…0,32 0,28…0,32
при плавающем пальце 0,33…0,45 0,33…0,45

Поршневые кольца. Поршневые кольца выполняют три основные функции:

· герметизацию надпоршневого пространства в целях максимального использования тепловой энергии топлива;

· отвода теплоты от поршня в стенки цилиндра;

· рационально распределяют масляный слой по поверхности цилиндра и ограничивают попадание масла в камеру сгорания.

Выполнение этих функций в современных двигателях обеспечивается комплектом колец. Как правило, комплект включает в себя три кольца: два компрессионных (рис. 22) и одно маслосъемное (рис. 23).

Наиболее нагруженным в тепловом отношении является первое (верхнее) компрессионное кольцо, температура которого достигает 200…250 ºС. Оно изготавливается из легированного высокопрочного чугуна или из высокоуглеродистой стали.

Построение диаграммы фаз газораспределения - student2.ru

Рис.22. Конструкция компрессионных колец:

а — прямоугольного профиля; б — с конической рабочей поверхностью; в — с бочкообразной рабочей поверхностью; г, д — прямоугольного профиля с прямоугольной или скошенной внутренней выточкой; е, ж — с поперечным сечением в виде симметричной и несимметричной трапеции; з — скребковые; к — витые стальные; х — с обратным торсионом

Второе компрессионное кольцо кроме функции герметизации выполняет дополнительно выполняет и функцию маслосъема. Оно работает в более «мягких» условиях по давлению, температуре, чем первое компрессионное кольцо.

Третье кольцо – маслосъемное, оно обеспечивает съем масла со стенок цилиндра и сброс его через отверстия в поршне в картер.

Построение диаграммы фаз газораспределения - student2.ru

Рис.23. Конструкции маслосъемных колец:

а — коробчатого типа без расширителя; б — коробчатого типа с витым пружинным расширителем; в — два скребковых кольца; г — коробчатого типа с радиальным расширителем; д — с радиальным и осевым расширителем; е — с тангенциальным расширителем

Основными конструктивными параметрами поршневых колец являются: отношение диаметра цилиндра к радиальной толщине кольца D/t; отношение разности между величинами зазоров замка кольца в свободном и рабочем состояниях к толщине кольца A0/t; высота кольца а.

Поршневой палец.При работе палец подвергается воздействию переменных нагрузок, приводящих к возникновению напряжений изгиба, сдвига и смятия. Он изготавливается из малоуглеродистых или легированных сталей, подвергаемых цементации и закалке. Основные типы поршневых пальцев представлены на рис. 24

Построение диаграммы фаз газораспределения - student2.ru

Рис. 24. Конструкция поршневых пальцев:

а — трубчатый; б — г — равнопрочный с конической внутренней поверхностью

Шатунная группа

Конструкция шатунов, применяемых в автомобильных двигателях разнообразна и зависит в основном от типа двигателя и расположения цилиндров. При работе двигателя шатун подвергается воздействию знакопеременных сил – газовых и инерционных и при минимальном весе должен обладать необходимыми прочностными характеристиками. Поэтому шатуны изготавливаются из марганцовистых, хромистых сталей с содержанием углерода 0,30…0,45%.

Основными элементами шатунной группы (рис. 25) являются поршневая и кривошипная головки, стержень шатуна и шатунные болты. Их основные конструктивные параметры приведены в табл. 5, 6, 7.

Построение диаграммы фаз газораспределения - student2.ru

Рис. 25. Шатунная группа

Таблица 5

Основные конструктивные размеры поршневой головки

Величина Бензиновые двигатели Дизели
Внутренний диаметр поршневой головки d: без втулки d≈dп   d≈dп
с втулкой (1,10…1,25)dп (1,10…1,25)dп
Наружный диаметр головки dг (1,25…1,65)dп (1,3…1,7)dп.
Длина поршневой головки шатуна dп.г:    
с закрепленным пальцем (0,28…0,32)D (0,28…0,32)D
с плавающим пальцем (0,33…0,45)D (0,33…0,45)D
Минимальная радиальная толщина стенки головки hг   (0,16…0,27)dп   (0,16…0,27)dп
Радиальная толщина стенки втулки sв (0,055…0,085)dп (0,070…0,085)dп

Таблица 6

Основные конструктивные размеры шатунной головки

Размеры кривошипной головки Пределы изменения
Диаметр шатунной шейки dш.ш (0,56…0,75) D
Толщина стенки вкладыша tB: тонкостенного толстостенного   (0,03…0,05)dш.ш 0,1dш.ш
Расстояние между шатунными болтами Сб (1,30…1,75)dш.ш
Длина кривошипной головки lк (0,45…0,95)dш.ш

Основными конструктивными параметрами стержня шатуна кроме его длины lш=r/λ являются размеры среднего сечения (см. рис. 25). Значение этих параметров приведено в табл. 7

Таблица 7

Основные конструктивные параметры стержня шатуна

Размеры сечения шатуна Бензиновые двигатели Дизели
hш min (0,50…0,55)dг (0,50…0,55)dг
hш (l,2…1,4)hш min (l,2…1,4)hш min
bш (0,50…0,60)lп.г (0,55…0,75) lп.г
aш ≈ tш (2,5…4,0) (4,0…7,5)

Шатунные болты.В четырехтактных двигателях болты, стягивающие половинке кривошипной головки шатуна, подвергаются растяжению от действия сил инерции поступательно движущихся масс поршня и шатуна и вращающихся масс, расположённых над плоскостью разъема кривошипной головки и сил предварительной затяжки.

Шатунные болты должны обладать высокой механической прочностью и надежностью. Их изготовляют из стали 35Х, 40Х, 35ХМА, 37ХНЗА. При больших напряжениях затяжки, болты изготовляют из легированной стали (18ХНВА, 20ХНЗА, 40ХН, 40ХНМА), которая обладает более высокими пределами текучести.

Наши рекомендации