Построение смешанной диаграммы, в которой сочетаются гистограмма и точечная диаграммы в MS Excel с использованием вспомогательной вертикальной оси
По данным из таблицы 7 построить смешанную диаграмму (рис. 20), в которой сочетается гистограмма и точечная диаграмма.
Таблица 7
Данные о горящих турах ООО «Тревел-Пермь»
Страна | Количество горящих путевок | Средняя стоимость тура на человека тыс. руб. |
Россия | 25,2 | |
Абхазия | 30,5 | |
Франция | 68,9 | |
Италия | 45,6 | |
Испания | 38,6 | |
Греция | 26,3 | |
Индия | 25,6 | |
Вьетнам | 49,3 |
Рис. 20. Смешанная диаграмма о горящих турах ООО «Тревел-Пермь»
1. Создадим таблицу с данными о горящих турах ООО «Тревел-Пермь» в MS Excel.
2. На листе документа выбрать пустую ячейку и выполнить следующие действия Вставить→Диаграммы→Гистограмма→Гистограмма с группировкойнаходясь в пустой Области диаграммы вызываем диалоговое окно для добавления рядов данных Работа с диаграммами→Выбрать данные→Добавить в всплывающем диалоговом окне добавляем ряды данных «Средняя стоимость тура на человека тыс. руб.» и «Количество горящих путевок». При этом диалоговое окно добавления рядов данных отличается от Точечной диаграммырис. 21. Не отформатированный вид диаграммы показан на рис. 22.
Название ряда |
Данные ряда гистограммы |
Рис. 21. Не отформатированный вид диаграммы с данными о сотрудниках
Рис. 22. Не отвформатированный вид диаграммы о горяших турах
Как можно заметить вид диаграммы о горящих турах фирмы имеет вид совершенно не похожий на требуемый вид визуализации данный и требует дополнительного форматирования.
3. Выполним форматирование простой точечной диаграммы.
- Выбираем ряд данных «Средняя стоимость тура на человека тыс. руб.», нажатием правой кнопки мыши вызвать всплывающее диалоговое окно, из предложенных функций выбрать Изменить тип диаграммы ряда данных→Точечная→Точечная с гладкими кривыми и маркерами.
- Выбираем ряд данных «Средняя стоимость тура на человека тыс. руб.», нажатием правой кнопки мыши вызвать всплывающее диалоговое окно, из предложенных функций выбрать Формат ряда данных→Параметры ряда→По вспомогательной оси.
- Вызвать диалоговое окно для работы с данными Работа с диаграммами→Выбрать данные→Подписи горизонтальной оси→Изменить→Выбрать данные в столбце «Страна».
- Добавим основные вертикальные линии сетки Работа с диаграммами→Макет→Сетка→Вертикальные линии сетки по основной оси→Основные линии сетки.
- Добавим названия осей на область диаграммы Работа с диаграммами→Макет→Названия осей→Название основной вертикальной оси→Повернутое название в появившейся рамке записать «Кол-во горящих туров» при помощи строки формул, Работа с диаграммами→Макет→Названия осей→Название вспомогательной вертикальной оси→Повернутое название в появившейся рамке записать «Средняя стоимость тура на чел., тыс. руб.».
- Выбираем ряд данных «Количество горящих путевок», нажатием правой кнопки мыши вызвать всплывающее диалоговое окно, из предложенных функций выбрать Формат ряда данных→Заливка→Сплошная заливка →Цвет: Серый. Выбираем ряд данных «Средняя стоимость тура на человека тыс. руб.», нажатием правой кнопки мыши вызвать всплывающее диалоговое окно, из предложенных функций выбрать Формат ряда данных→Цвет линии→Сплошная линия →Цвет: Черный не закрывая диалоговое окно выбираем Заливка маркера→Сплошная заливка →Цвет: Черный, Цвет линии маркера→Сплошная линия →Цвет: Черный.
- Изменим легенду диаграммы Работа с диаграммами→Макет→Легенда→Добавить легенду с низу.
После форматирования диаграмма примет вид рис. 20. Построение смешанных диаграмм реализуется в задании 5 контрольной работы.
Выбор варианта задания самостоятельной работы
Сочетание последней и предпоследней цифры номера зачетной книжки определяет комбинацию заданий. Находим пересечение последней и предпоследней цифры номера зачетной книжки – пять цифр ячейки соответствуют вариантам пяти заданий соответственно. Например № 1458, дает нам вариант заданий с следующими 5-ю цифрами: 13, 11, 5, 2, 1. Первая цифра относятся к заданию №1 – 13 – это означает, что нам необходимо взять 13 вариант задания №1. Вторая цифра относиться к заданию № 2 – 11. Третья цифра означает вариант задания №3 контрольной работы – 5, четвертая вариант задания №4 – 2 и соответственно последняя цифра означает вариант задания №5 – 1. Все задания выполняются в табличном процессоре MS Excel, результаты выполнения заданий оформляются в виде отчета в MS Word.
последняя→ | ||||||||||
предпоследняя ↓ | ||||||||||
10, 10, 1, 1, 5 | 1, 1, 5, 2, 1 | 9, 9, 5, 3, 3 | 10, 15, 4, 4, 1 | 1, 13, 3, 5, 1 | 28, 17, 2, 1, 5 | 28, 11, 1, 2, 1 | 1, 23, 3, 3, 2 | 11, 18, 4, 4, 1 | 30, 1, 5, 5, 1 | |
21, 21, 5, 5, 1 | 18, 8, 2, 4, 4 | 3, 23, 4, 3, 5 | 12, 24, 5, 2, 3 | 13, 3, 1, 1, 2 | 3, 6 ,5, 1, 1 | 12, 2, 2, 4, 2 | 5, 5, 3, 5, 5 | 12, 4, 4, 2, 2 | 14, 16, 2, 3, 4 | |
26, 26, 4, 3, 2 | 2, 2, 5, 5, 1 | 6, 26, 3, 4, 1 | 24, 19, 3, 2, 4 | 5, 8, 4, 1, 5 | 17, 14, 1, 5, 4 | 11, 20, 2, 4, 5 | 25, 8, 3, 2, 3 | 22, 21, 4, 3, 3 | 15, 19, 5, 1, 4 | |
19, 19, 3, 1, 5 | 24, 2, 2, 1, 2 | 5, 12, 2, 5, 2 | 15, 22, 4, 5, 5 | 4, 20, 2, 4, 5 | 6, 10, 1, 4, 3 | 2, 29, 2, 2, 5 | 22, 6, 1, 2, 1 | 27, 4, 1, 3, 4 | 1, 30, 4, 3, 3 | |
8, 8, 2, 5, 3 | 12, 12, 3, 4, 1 | 8, 21, 5, 3, 4 | 19, 25, 4, 2, 2 | 8, 7, 5, 1, 2 | 10, 25, 1, 5, 2 | 20, 5, 3, 4, 4 | 14, 27, 3, 3, 3 | 16, 13, 2, 2 ,2 | 16, 5, 3, 1, 5 | |
12, 12, 1, 3, 1 | 25, 5, 5, 3, 1 | 7, 7, 2, 4, 5 | 22, 2, 3, 4, 2 | 20, 15, 5, 5, 3 | 3, 18, 1, 5, 5 | 30, 2 ,2, 1, 3 | 9, 29, 4, 1, 4 | 13, 11, 5, 2, 1 | 15, 25, 1, 2, 5 | |
14, 14, 3, 1, 5 | 30, 3, 1, 2, 1 | 11, 11, 5, 3, 1 | 25, 16, 4, 4, 2 | 7, 29, 1, 5, 4 | 14, 13, 4, 1, 3 | 22, 6, 2, 2, 3 | 30, 6, 3, 3, 5 | 18, 9, 3, 4, 3 | 13, 22, 2, 5, 1 | |
9, 9, 5, 5, 4 | 4, 4, 2, 4, 5 | 27, 27, 3, 3, 3 | 2, 7, 2, 2, 1 | 15, 23, 5, 1, 5 | 25, 22, 5, 1, 5 | 24, 14, 1, 2, 2 | 24, 4, 3, 3, 5 | 4, 15, 1, 4 ,1 | 26, 1, 5, 5 ,1 | |
1, 1, 2, 3, 1 | 15, 15, 2, 5, 2 | 24, 24, 1, 4, 5 | 16, 28, 3, 2, 3 | 29, 3, 4, 1, 4 | 30, 27, 1, 4, 4 | 25, 11, 2, 3, 1 | 11, 28, 3, 5, 2 | 21, 12, 4, 1, 5 | 20, 20, 1, 2, 2 | |
17, 17, 1, 4, 5 | 3, 3, 3, 5, 3 | 16, 16, 4, 2, 1 | 7, 10, 1, 3, 5 | 8, 28, 3, 1, 4 | 29, 17, 5, 5, 1 | 30, 26, 2, 4, 1 | 30, 3, 4, 3, 3 | 29, 5, 5, 2, 1 | 16, 30, 5, 1 ,1 |
Задание № 1
Рассчитать по формулам величину значений функций и , построить на двух отдельных диаграммах зависимость от , от . Тип диаграммы – точечная. Выполнить форматирование диаграммы.
1. , , с шагом 0,5;
2. , , с шагом 0,5;
3. ; , с шагом 0,5;
4. , , с шагом 0,5;
5. ; , с шагом 0,5;
6. ; , с шагом 0,5;
7. ; , с шагом 0,5;
8. ; , с шагом 0,5;
9. ; , с шагом 0,5;
10. ; , с шагом 0,5;
11. ; , с шагом 0,5;
12. ; , с шагом 0,5;
13. ; , с шагом 0,5;
14. ; , с шагом 0,5;
15. ; , с шагом 0,5;
16. ; , с шагом 0,5;
17. ; , с шагом 0,5;
18. ; , с шагом 0,5;
19. ; , с шагом 0,5;
20. ; , с шагом 0,5;
21. ; , с шагом 0,5;
22. ; , с шагом 0,5;
23. ; , с шагом 0,5;
24. ; , с шагом 0,5;
25. ; , с шагом 0,5;
26. ; , с шагом 0,5;
27. ; , с шагом 0,5;
28. ; , с шагом 0,5;
29. ; , с шагом 0,5;
30. ; , с шагом 0,5.
Задание № 2
Рассчитать по формулам величину значений функций от переменной , используя функцию MS Excel ЕСЛИ. Построить диаграмм зависимость от . Тип диаграммы – точечная. Выполнить форматирование диаграммы.
1. , с шагом 0,5;
2. , с шагом 0,5;
3. , с шагом 0,5;
4. , с шагом 0,5;
5. , с шагом 0,5;
6. , с шагом 0,5;
7. , с шагом 0,5;
8. , с шагом 0,5;
9. , с шагом 0,5;
10. , с шагом 0,5;
11. , с шагом 0,5;
12. , с шагом 0,5;
13. , с шагом 0,5;
14. , с шагом 0,5;
15. , с шагом 0,5;
16. , с шагом 0,5;
17. , с шагом 0,5;
18. , с шагом 0,5;
19. , с шагом 0,5;
20. , с шагом 0,5;
21. , с шагом 0,5;
22. , с шагом 0,5;
23. , с шагом 0,5;
24. , с шагом 0,5;
25. , с шагом 0,5;
26. , с шагом 0,5;
27. , с шагом 0,5;
28. , с шагом 0,5;
29. , с шагом 0,5;
30. , с шагом 0,5.
Задание № 3
При помощи средств MS Excel создать таблицы с данными, необходимыми для построения графика математической функции.
1. | Построить трехлепестковую розу: , , принадлежит диапазону от 0 до 3,2 шагом 0,1. |
2. | Построить Верьсьеру: . Принять t от -5 до 5 шагом 0,25. |
3. | Построить Лемнискату Бернулли: . возьмите из диапазона от -3 до 0 с шагом 0,1. |
4. | Построить Улитку Паскаля: . от -2 до 4,3 с шагом 0,1. |
5. | Построить Астроиду: . Примите t от -3 до 3 с шагом 0,1. |
Задание № 4
При помощи средств MS Excel создать таблицы с данными согласно вашему варианту. Необходимо построить диаграмму по приведенным данным. Вид диаграммы должен полностью совпасть с видом диаграммы на соответствующем варианту рисунке.
№ п/п | Таблица с данными | Вид диаграммы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Затраты человека чесов и машино-часов на устройство укрепительных полос и укрепление обочин
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Стоимость дорог в России и за рубежом
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Затраты на лежневые дороги из круглого леса
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Численность студентов
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Затраты на лежневые дороги из сборно-разборных щитов, тыс. руб.
|
Задание № 5
При помощи средств MS Excel создать таблицы с данными согласно вашему варианту. Выполнить операции с данными в соответствии с вариантом, построить диаграмму по приведенным данным. Вид смешанной диаграммы должен полностью совпасть с видом диаграммы на соответствующем варианту рисунке.
№ п/п | Таблица с данными | Операции над данными | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Данные о товаре на складе
| 1. Вычислить количество и общую стоимость конфет на складе (СЧЁТЕСЛИ, СУММЕСЛИ); 2. Найти количество единиц продукции на складе со стоимостью от 150 до 201 руб. за кг; 3. Построить диаграмму вида: |
2. | Статистика спортсменов
| 1. Вычислить количество и общее количество приседаний спортсменов мужского пола на складе (СЧЁТЕСЛИ, СУММЕСЛИ); 2. Найти сумму отжиманий спортсменов, уложившихся в нормативы (количество отжиманий от 10 до 19); 3. Построить диаграмму вида: |
3. | Данные о товаре на складе
| 1. Вычислить количество и общую стоимость леденцов на складе (СЧЁТЕСЛИ, СУММЕСЛИ); 2. Найти количество единиц продукции количество килограмм на складе, которых от 30 до 150 кг; 3. Построить диаграмму вида: |
4. | Статистика детей сотрудников организации
| 1. Вычислить количество и общее количество кружков у детей женского пола (СЧЁТЕСЛИ, СУММЕСЛИ); 2. Найти количество секций у детей в возрасте от 9 до 15 лет; 3. Построить диаграмму вида: |
5. | Информация о группе ИТ-15-1б
| 1. Вычислить количество студентов старше 18 лет и их общий средний балл (СЧЁТЕСЛИ, СУММЕСЛИ); 2. Найти общее количество пятерок у студентов со средним баллом больше 3,5 и меньше 4,5; 3. Построить диаграмму вида: |
Параметры оформления отчета
Отчет по проделанной работе должен быть оформлен в виде форматированного текста в редакторе MS Word. Отчет должен содержать: 1) титульную страницу с указанием ФИО исполнителя, названия группы и номера зачетной книжки (см. Приложение); 2) содержание; 3) номера и текст выполняемых заданий; 4) подробное описание хода выполнения задания с помощью электронных таблиц MS Excel; 5) электронные таблицы MS Excel с графиками, таблицами и диаграммами, полученными в результате выполнения заданий и 6) список использованной литературы.
Оформление отчета
1. Использование для всего текста отчета шрифт Times New Roman.
2. Размер шрифта для всего текста – 14 (подписи рисунков и таблиц можно сделать 12).
3. Выравнивание всего текста, кроме подписей рисунков и текста таблиц, по ширине.
4. Первая строка (красная строка) для основного текста отчета – 1,25 см.
5. Межстрочный интервал для основного текста – одинарный.
6. Положение на странице: запрет висячих строк и запрет автоматического переноса слов.
7. Подписи к рисункам и таблицам – выравнивание по центру. Обязательное наличие подписей у всех рисунков и таблиц.
8. Наличие нумерации страниц отчета (номер на титульном листе отсутствует).
9. Оформление всех таблиц как таблиц MS Word (таблицы должны быть подобраны по ширине окна).
10. Вставка графиков в отчет из MS Excel как картинок (картинки должны быть по размеру окна).
11. Общая красота и грамматика выполнения отчета.
Отчет сдается в распечатанном виде перед сдачей экзамена или зачета. Без предоставления отчета студент не допускается к сдаче экзамена или зачета.
Список рекомендуемой литературы
Основная литератур