Устройство системы машинного телеграфа
Установка машинного телеграфа (МТ) состоит из следующих приборов: телеграф машинный командный пультового исполнения ТМКП, встроенный в пульт управления рулевой рубки; ТМК - телеграф машинный командный, размещаемый не верхнем мостике или на крыльях ходового мостика и параллельно подключаемый к ТМКП; телеграф машинный исполнительного поста ТМИП, встраиваемый в пульт управления главным двигателем на ЦПУ; усилитель, встроенный в пульт управления рулевой рубки; усилитель сигнализации в ЦПУ; щит сигнализации в ЦПУ; сирена сигнальная в ЦПУ; сигнальные лампы и светильники; запасное имущество.
Приборы МТ предназначены для непосредственного управления системой ДАУ, ВРШ или электродвижения и передачи приказаний о режимах хода судна из командных постов в исполнительный пост, а также для получения ответа из исполнительного поста о выполнении приказаний.
Вопросы для самоконтроля.
1. Как устроен судовой электрический телеграф?
2. Какие элементы использованы в судовом машинном телеграфе?
3. Что такое самосинхронизирующая связь?
Часть II. Системы АПС на судах
6. Изделие «ШИПКА 5Д»-1347
Система централизованного автоматического контроля за состоянием технических средств судна и управления вспомогательными механизмами и арматурой судна
предназначена для:
-непрерывного контроля величин параметров с автоматической световой и звуковой сигнализацией отклонения этих величин от установленных значений контролируемых параметров;
-обобщённой световой и звуковой сигнализации отклонения величины контролируемого параметра от установленного значения в различных помещениях судна;
-сигнализации о работе вспомогательных механизмов; световой и звуковой сигнализации вахтенного в машинном отделении ; цифрового измерения (по вызову) контролируемых параметров с индикацией номера измеряемого параметра, его величины и размерности; постоянного измерения параметров;
-регистрации факта отклонения величины контролируемого параметра от установленного значения параметра и возвращения параметра в норму (регистрация выбега);
-формирования управляющего сигнала на изменение режима работы ГД с целью его защиты;
-дистанционного и автоматического управления вспомогательными механизмами и арматурой судна;
-сигнализации в различных помещениях судна при выходе из строя любого блока питания изделия, а также при получении сигнала об обесточивании любой из систем автоматики.
Изделие обеспечивает контроль за состоянием главного двигателя типа ДКРН и может работать с одним из трёх вариантов электростанции - 4ДГ, ЗДГ, ЗДГ и турбогенератор. Осуществляет цифровое измерение до 70 параметров. На измерение могут быть вызваны номера 00-49 и 60-79.
Изделие обеспечивает постоянное измерение 10 параметров стрелочными приборами. Изделие обеспечивает непрерывный контроль до 186 параметров с автоматической световой и звуковой сигнализацией отклонения величины параметра от установленного значения .
60 параметров критической сигнализации. «ШИПКА - 5Д» состоит из:
-датчиков и сигнализаторов;
-устройства представления, измерения и контроля - УПИК-1;
-устройства регистрации выбегов - УРВ;
-щита главной механической установки из 3-х секций;
-приборов обобщённой сигнализации БОС-3 и БОС-4;
-коммутационных, согласующих и развязывающих устройств блока развязки БР1, блоков реле БР-4У, соединительных ящиков типа СЯ, переключателей П и ПР в цепях насосов;
- агрегат питания АТТ-4-400ВЗ.
Источниками информации являются:
- датчики температуры ТСП-311, ТСП-331, ТСП-932, ТСП-3003;
-датчики избыточного давления ДИД-5У-НС;
-сигнализаторы температуры СТК-083-02;
-сигнализаторы перепада давления ИСПК (датчик ДИДП);
-сигнализатор уровня ПРУ-5т, СУРМ-2, ДУУМ-Ш.
Оперативный контроль УПИК-1.
- УПИК - устройство представления, измерения и контроля;
-БУПЦИР - блок управления памятью цифровых индикаторов и размерности;
-БКС - блок контроля системы;
-БАЦП 3 - блок аналого-цифрового преобразования;
-БС-1 - блок синхронизации;
- БМП - блок масштабного преобразования.
Тракт критической сигнализации.
При выходе параметра за значение уставки, срабатывает сигнализатор С и замыкает цепь питания реле Р1 соответствующей ячейки в одном из блоков БКР9.
Реле Р1 контактами
-10,11 выдаёт сигнал на ОАПС;
-4,5 подключает лампы индивидуального табло к блоку питания через блок мигания;
-1,2 шунтирует контакты сигнализатора, обеспечивая «память» выхода сигнала за уставку, при проведении контроля ОАПС минус БП32 подаётся на вход ячейки, т.е. имитируется срабатывание сигнализатора.
Тракт некритической сигнализации.
Сигнализатор С своими контактами:
-замыкает цепь питания ламп индивидуального табло, которое загорается ровным желтым цветом;
-через соответствующую дифференциальную цепочку R1, С1 подаёт импульс на включение реле Р2 в одном из блоков БДЦ2;
Реле Р2 срабатывает и своими контактами:
-7,8 через блок мигания замыкает цепь питания ламп табло «Обобщённый сигнал», которое загорается мигающим жёлтым светом;
-4,5 - обеспечивает выдачу сигнала на ОАПС;
-1,2 - становится на самоблокировку, через размыкающие контакты 1,3 реле 6 блока БКВС1-1.
Параметры, контролируемые «ШИПКА-5Д»:
-01 - 261 - ГД, валопровод, ДГ, турбогенератор;
-202 - 504 - цистерны.
Контроль исправности изделия «Шипка- 5Д».
К функциональному контролю относится:
-контроль комплектности приборов изделия;
-контроль наличия питания;
-контроль наличия тактов излучения и считывания в приборе УПИК1.
К оперативному контролю относится:
-контроль напряжения;
-контроль синхронизации;
-контроль «БУПЦИР»;
-контроль метрологии;
-контроль датчиков;
-контроль сигнализаторов;
-контроль ламп;
-контроль ОАПС и сигнализации.
Вопросы для самоконтроля.
1. Для чего предназначена система «Шипка- 5Д»?
2. Сколько параметров критической сигнализации в системе «Шипка- 5Д»?
3. Что является источниками информации для системы «Шипка- 5Д»?
4. Что выполняет тракт некритической сигнализации?
5. Что выполняет тракт критической сигнализации?
6. Какой функциональный контроль исправности работы системы «Шипка- 5Д»?
7. Какой опретивный контроль исправности работы системы «Шипка- 5Д»?