Расчет и выбор посадок для подшипников качения

4.1 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАСЧЕТА И ВЫБОР ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

По ГОСТ 8338 – 83 (СТ СЭВ 3795 – 82) Подшипники шариковые радиальные однорядныепо номеру подшипника, указанному в задании, устанавливаются параметры подшипника качения (рис. 4.1):

d – номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца, мм;

D – номинальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца, мм;

B – номинальная ширина подшипника, мм;

r – номинальная координата монтажной фаски, мм.

расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru Рис. 4.1. Основные параметры шариковых радиальных одноряд – ных подшипников При циркуляционном нагружении колец подшипника выбор посадки на валы и в отверстия корпуса проводится по PR (кН / м) – интенсивности нагрузки на посадочной поверхности. PR = R / b × kп × F × FA , где R – расчетная радиальная нагрузка на опору, кН; b = В – 2r – рабочая ширина посадочного места (ширина внутреннего кольца при посадке подшипника на вал или наружного кольца при посадке в отверстие корпуса), м; kп - динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки (при перегрузке до 150 %, умеренных толчках и вибрации kп = 1; при перегрузке до 300 %, сильных ударах и вибрации kп = 1,8);

F – коэффициент учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе приведен в табл. 4.1.

FA – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки R между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки на опору. Для радиальных и радиально – упорных подшипников с одним наружным или внутренним кольцом FA = 1.

Допускаемые значения PR для различных посадок приведены в табл. 4.2. По величине PR выбирается посадка для циркуляционно – нагруженного кольца подшипника.

В общем случае выбор посадок подшипников на вал и в отверстие корпуса производят в зависимости от того, вращается или не вращается данное кольцо относительно действующей на него радиальной нагрузки или от вида нагружения, величины, направления и динамики действующих нагрузок.

Посадку вращающихся колец подшипников для исключения их проворачивания по посадочной поверхности вала или отверстия корпусов в процессе работы под нагрузкой необходимо выполнять с гарантированным натягом. Допускается в технически обоснованных случаях наличие зазоров в соединении.

Таблица 4.1

Значения коэффициента F

расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru Для вала Для корпуса
свыше до расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru Для всех подшипников
- 0,4 0,7 0,8 0,4 0,7 0,8 - 1,2 1,5 1,4 1,7 2,3 1,6 1,1 1,4 1,8
Примечание. d и D – соответственно диаметры отверстия и наружной поверхности подшипника; dотв – диаметр отверстия полого вала; Dкорп – диаметр наружной поверхности тонкостенного корпуса.

Посадку одного из невращающихся колец подшипниковых узлов двухопорного вала необходимо проводить с гарантированным зазором для обеспечения регулировки осевого натяга или зазора подшипников, а также для компенсации температурных расширений валов и корпусов.

Кольца, которые подвергаются местному нагружению, должны устанавливаться с гарантированным зазором или по переходной посадке при минимальном натяге. Это необходимо для того, чтобы кольцо, подвергаемое местному нагружению, могло в процессе работы иногда проворачиваться, чтобы нагрузка не приходилась постоянно на одно место, т.к. это может привести к быстрому местному износу. При повороте колец в процессе эксплуатации износ подшипника будет происходить равномерно.

Таблица 4.2

Допускаемые интенсивности нагрузок на посадочных поверхностях

валов и корпусов

Диаметр d отверстия внутреннего кольца подшипника, мм Допускаемые значения PR , кН / м
Поля допусков для валов
js6, js5 k6, k5 m6, m5 n6, n5
Св. 18 до 80 » 80 » 180 » 180 » 360 » 360 » 630   До 300 » 600 » 700 » 900 300 – 1400 600 – 2000 700 – 3000 900 – 3500 1400 – 1600 2000 – 2500 3000 – 3500 3500 – 5400 1600 – 3000 2500 – 4000 3500 – 6000 5400 – 8000
Диаметр D наружного кольца, мм Поля допусков для корпусов
K7, K6 M7, M6 N7, N6 P7
Св. 50 » 180 » 180 » 360 » 360 » 630 » 630 » 1600   До 800 » 1000 » 1200 » 1600 800 – 1000 1000 – 1500 1200 – 2000 1600 – 2500 1000 – 1300 1500 – 2000 2000 – 2600 2500 – 3500 1300 – 2500 2000 – 3300 2600 – 4000 3500 – 5500
               

Виды нагружения колец подшипников качения при радиальных нагрузках в зависимости от условий работы приведены в табл. 4.3.

Посадки колец шариковых и роликовых радиальных подшипников на вал и в отверстие корпуса в зависимости от вида нагружения выбирают в соответствии с табл. 4.4.

Рекомендуемое сочетание полей допусков для местно нагруженных колец подшипника качения приведено на рис. 4.2.

расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru

Рис. 4.2. Схема выбора полей допусков для местно нагруженных колец

Таблица 4.3

Виды нагружения колец подшипников качения при радиальных нагрузках в зависимости от условий работы (по ГОСТ 3325 – 85)

Условия работы Виды нагружения
Характеристика нагрузок Вращающееся кольцо внутреннего кольца наружного кольца
Постоянная по направлению Внутреннее Циркуляционное Местное
Наружное Местное Циркуляционное
Постоянная по направлению и вращающаяся, меньшая постоянной по значению Внутреннее Циркуляционное Колебательное
Наружное Колебательное Циркуляционное
Постоянная по направлению и вращающаяся, большая постоянной по значению Внутреннее Местное Циркуляционное
Наружное Циркуляционное Местное
Постоянная по направлению Внутреннее и наружное кольцо в одном или противоположном направлении Циркуляционное Циркуляционное
Вращающаяся с внутренним кольцом Местное Циркуляционное
Вращающаяся с наружным кольцом Циркуляционное Местное

расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru

Рис. 4.3. Схема расположения полей допусков при посадках подшипников на валы и в отверстия корпусов

Таблица 4.4

Посадки колец шариковых и роликовых радиальных подшипников на вал и в отверстие корпуса в зависимости от вида нагружения (по ГОСТ 3325 - 85)

Виды нагруже-ния колец Посадки колец
внутреннего вала наружного корпуса
Местное   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru     расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru  
  расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru     расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru  
  расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru             расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru    
Циркуля-ционное   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru
  расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru
  расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru     расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru     расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru    
Колеба- тельное   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru             расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru          
  расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru             расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru   расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru          
расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru               расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru            

Таблица 4.5

Допуски для среднего диаметра отверстия по классам точности шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально – упорных

подшипников (по ГОСТ 3325 – 85)

Интервалы номинальных диаметров d, мм Допуски диаметра отверстия подшипника Ldm , мм
Классы точности
От 0,6 до 3 св. 3 до 6 св. 6 до 10 св. 10 до 18 св. 18 до 30 св. 30 до 50 св. 50 до 80 св. 80 до 120 св. 120 до 180 св. 180 до 250 6,5

Таблица 4.6

Допуски для среднего наружного диаметра по классам точности шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально – упорных

подшипников (по ГОСТ 3325 – 85)

Интервалы номинальных диаметров D,мм Допуски наружного диаметра подшипника lDm , мм
Классы точности
От 2,5 до 6 св. 3 до 6 св. 6 до 10 св. 10 до 18 св. 18 до 30 св. 30 до 50 св. 50 до 80 св. 80 до 120 св. 120 до 150 св.150 до 180 св. 180 до 250 св. 250 до 315 6,5

расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru

Рис. 4.4. Схема расположения полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников по классам точности

расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru

Рис. 4.5. Схема общих обозначений полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников

По таблицам 4.5 и 4.6 устанавливаются допускаемые отклонения по внутреннему и наружному диаметрам подшипника

В соответствии с выбранными посадками подшипника на вал и в корпус, по таблицам стандарта на допуски и посадки гладких соединений СТ СЭВ 144 – 75 или СТ СЭВ 145 – 75, устанавливаются предельные отклонения на размер вала по системе отверстия и на размер отверстия в корпус по системе вала.

По установленным отклонениям вычерчиваются раздельные схемы расположения полей допусков на соединение внутреннего кольца подшипника с валом и на соединение наружного кольца с корпусом. На схемах проставляются полученные расчетом наименьшее и наибольшее значение натягов и зазоров.

Посадку, назначенную для циркуляционно нагруженного кольца, следует проверить на наличие посадочного зазора Gr , мкм (рис. 4.6):

при посадке подшипника на вал

Gr = Grem - Dd1;

при посадке подшипника в корпус

Gr = Grem - DD1;

где Gr – посадочный радиальный зазор;

Grem = 0,5 (Gremax + Gremin ) – средний начальный радиальный зазор, т.е. среднее значение радиального зазора ненагруженного подшипника. Наибольшее и наименьшее значение радиального зазора ненагруженного подшипника (Gremax и Gremin ) устанавливается по таблице 4.7;

расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru     Рис.4.6. Радиальный зазор ненагруженного подшипника   Dd1, DD1 – диаметральная деформация дорожки качения циркуляционно – нагруженного кольца соответственно внутреннего или наружного после посадки его на вал или в корпус, мкм. Расчетом определяется величина диаметральной деформации беговой дорожки циркуляционно–нагруженного кольца после посадки его на вал или в корпус с натягом. При посадке внутреннего кольца на вал Dd1 = Nа × d / dо , мкм. При посадке наружного кольца в корпус DD1 = Nа × Dо / D, мкм, где Nа » 0,85 Nmax – действительный натяг, определенный по наибольшему

натягу Nmax, образовавшемуся при посадке циркуляционно нагруженного кольца подшипника на вал или в отверстие корпуса, мкм.

Расчетом определяется значение приведенного диаметра беговой дорожки циркуляционно – нагруженного кольца подшипника

для внутреннего кольца

dо = d + (D – d) / 4, мм;

для наружного кольца

Dо = D – (D – d) / 4, мм.

Если в результате расчетов посадочный зазор отсутствует и в сопряжении образуется натяг, то подшипник нормальной группы зазора необходимо заменить на подшипник 7-ой или 8-ой группы с увеличенным начальным зазором Grem, мкм.

расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru Рис. 4.7. Параметры подшипника качения При образовании в подшипнике большого посадочного зазора Gr > 70мкм, следует выбирать подшип-ник из 6-ой группы зазоров, у которого Gremax и Gremin будут меньшими, и следовательно будет меньшим начальный зазор Grem . Оптимальным посадочным зазором Gr в подшипнике считается зазор по величине близкий к нулю, но не равный ему.    

Таблица 4.7

Радиальные зазоры в радиальных однорядных шариковых подшипниках

Номинальный диаметр, d отверстия подшипника, мм Размер зазора G re, мкм
наим. наиб. наим. наиб. наим. наиб. наим. наиб. наим. наиб.
Группа зазора
нормальная
Св. 2,5 до 10 включит. » 10 » 18 » 18 » 24 » 24 » 30 » 30 » 40 » 40 » 50 » 50 » 65 » 65 » 80 » 80 » 100 » 100 » 120 » 120 » 140 » 140 » 160 » 160 » 180 » 180 » 200                    

4.2 ПРИМЕР РАСЧЕТА И ВЫБОРА ПОСАДОК ДЛЯ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА

Рассчитать и выбрать посадку для внутреннего и наружного колец радиального, однорядного подшипника № 211, класс точности 0. Результирующая радиальных нагрузок постоянная по направлению R = 11000 Н. Вращается вал. Вал полый расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru . Нагрузка умеренная с малой вибрацией.

РЕШЕНИЕ

Определение технической характеристики шарикоподшипника № 211

d = 55 мм; Д = 100 мм; В = 21 мм

расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru

Определение интенсивности нагрузки на посадочной поверхности вала

РR = расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru ∙kп ∙F ∙FA,

kп = 1, т.к. расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru ; расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru ; F = 1,4; FA = 1.

РR = расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru 1∙1,4∙1 = 733 расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru .

Определение посадки подшипника.

Посадка внутреннего кольца на вал (циркуляционное нагружение) РR = 733 расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru соответствует посадке – k6.

Посадка наружного кольца в отверстие корпуса (местное нагружение) соответствует посадке – Н8.

Определение отклонений посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса.

Отклонение вала Æ 55 k6 для посадки внутреннего кольца в системе основного отверстия es = + 21 мкм; ei = + 2 мкм.

Отклонение отверстия корпуса для посадки наружного кольца по системе основного вала Æ 100 Н8; EI = 0; ES = 54 мкм.

Определение отклонений присоединительных размеров подшипника.

Отклонение внутреннего диаметра Æ 55 мм; ESLdm = 0; EILdm = - 15 мкм.

Отклонение наружного диаметра Æ 100 мм; eslDm = 0; eilDm = - 15 мкм.

Схема полей допусков посадок подшипника.

Посадка на вал

расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru

Наименьший натяг Nmin = 2 мкм; наибольший натяг Nmax = 36 мкм.

Посадка в отверстие корпуса

расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru

Наименьший зазор Smin = 0; наибольший зазор Smax = 69 мкм.

Определение величины начального зазора в подшипнике (по основному ряду) Smin = 8 мкм; Smax = 28 мкм.

Grem = 0,5 (Gremax + Gremin) = 0,5 (28 + 8) = 18 мкм.

Определение приведенного диаметра внутреннего кольца

d0 = d + расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru = 55 + расчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru = 66,25 мм.

Определение величины деформации внутреннего кольца подшипника

∆d1 = Naрасчет и выбор посадок для подшипников качения - student2.ru = 25,4 мкм.

Определение величины посадочного зазора

Gr = Grem - ∆d1 = 18 – 25,4 = - 7,4 мкм.

При посадке подшипника на вал образовался натяг, поэтому необходимо подшипник выбирать по 7-му дополнительному ряду, у которого Smin = 23 мкм; Smax = 43 мкм.

Grem = 0,5 (Gremax + Gremin) = 0,5 (43 + 23) = 33 мкм.

В этом случае посадочный зазор будет равен:

Gr = Grem - ∆d1 = 33 – 25,4 = 7,6 мкм.

Следовательно, посадка на вал k6 для подшипника № 211 с начальным зазором по 7-му дополнительному ряду выбрана правильно, т.к. оптимальным посадочным зазором Gr в подшипнике считается зазор по величине близкий к нулю, но не равный ему.

Наши рекомендации