Дефектация деталей и узлов электрических машин

При дефектации производят визуальный осмотр узлов и деталей машины, а также проводят необходимые измерения и испытания. Здесь рассматриваются общие правила дефектации электрических машин мощностью до 100 кВт.

Дефектация необмотанного статора.Визуально проверяют наличие трещин, сколов и деформаций корпуса, состояние резьбовых отверстий, крепление сердечника в корпусе, наличие распушения крайних листов и выгорания отдельных листов сердечника, наличие коррозии. Плотность сборки сердечника проверяют щупом толщиной 0,2 мм, который под давлением руки должен входить между листами сердечника не более чем на 2... 3 мм. Распушение листов проверяют, измеряя штангенциркулем длину сердечника по дну пазов и по верхней части зубцов. В сердечниках длиной до 100 мм допускается распушение до 2 мм, а при длине 101... 150 мм — до 3 мм. В двух взаимно перпендикулярных плоскостях производят измерение диаметров внутренней поверхности сердечника и замков корпуса, служащих для посадки подшипниковых щитов, В машинах общепромышленного исполнения точность обработки замков должна находиться в пределах 7... 9 квалитетов.

Необмотанный статор бракуется и не подлежит ремонту при наличии откола более двух лап, наличии сквозных трещин в корпусе, выгорании одного или нескольких зубцов на длину более 50 мм или 1/3 длины сердечника, увеличении воздушного зазора более чем на 15 % (25 % — для двухполюсных машин) и при значительном повреждении сердечника.

Дефектация необмотанного якоря (ротора).Перед дефектацией должны быть отремонтированы центральные отверстия вала. Якорь (ротор) устанавливают шейками вала на призмы и производят его внешний осмотр, а также измеряют диаметр сердечника для дальнейшего расчета воздушного зазора, посадочные места шеек вала под подшипники и вентилятор, измеряют биение шеек вала и сердечника, проверяют состояние шпоночных пазов и выходного конца вала. Осматривают коллектор и контактные кольца для выявления подгаров, поджогов, оплавлений и неравномерной выработки, измеряют их биение относительно шеек вала. Измеряют сопротивление изоляции коллектора и контактных колец.

Поверхности под посадку подшипников должны иметь допуск k4.,.k6, под посадку вентилятора — h6...h10,под посадку коллектора — к6... к8. Дефектация сердечника ротора проводится так же, как сердечника статора.

Якорь бракуется и не подлежит ремонту, если имеется излом вала в любом сечении или значительный износ сердечника (в результате коррозии, абразивного износа и пр.). Для короткозамкнутых роторов асинхронных машин признаком брака является также обрыв литого стержня обмотки.

Дефектация подшипниковых щитов.Визуально проверяют наличие трещин и изломов, состояние резьбовых отверстий и приливов, Измеряют посадочные места под подшипник и замок для посадки в корпус. Поверхности под посадку подшипников должны иметь допуск Н6...Н7, под посадку щита на корпус — h6...h9. Признаками брака являются трещины и отколы вщите и на посадочных поверхностях, а также откол крепежных приливов.

Дефектация щеточного узла.Визуально проверяют состояние щеткодержателей, пружин, выводных проводов (кабелей) и канатиков щеток. Зазор между щеткой и щеткодержателем не должен превышать 0,3... 0.5 мм. Проверяется давление пружин на щетки, которое должно быть одинаковым у всех щеток и соответствовать заданному. Измеряют сопротивление изоляции между щеткодержателем и корпусом.

Дефектация вентилятора и его кожуха.Визуально проверяют целостность поверхностей, отсутствие изломов и вмятин и других механических повреждений. У вентиляторов проверяют размер посадочной поверхности под вал, который должен иметь допуск по Н6...Н9.

Дефектация крепежных деталей.Путем осмотра крепежных деталей (болты, шпильки, гайки) проверяют наличие трещин, надрывов возле головок болтов, деформации шпилек, состояние резьбы и наличие защитных покрытий. Качество резьбы проверяют резьбовыми кольцами. Признаками брака являются повреждение более 20% ниток резьбы, трещины и надрывы у головок болтов, уменьшение диаметра шпилек и болтов из-за коррозии более чем на 10%.

Контрольные вопросы

1.Какие требования предъявляются к ремонту электрических машин?

2. Назовите типовой объем текущего ремонта электрических машин.

3. Назовите типовой объем капитального ремонта электрических машин.

4. Каков типовой объем предремонтных испытаний?

5.Поясните последовательность снятия подшипников и подшипниковых щитов электрических машин.

6. Как снять детали, установленные по посадке с натягом?

7. Перечислите способы извлечения из пазов обмоток из круглого провода и поясните последовательность извлечения.

8.Как работают станки по извлечению из пазов обмоток из круглого провода?

9.Поясните процесс извлечения из пазов обмоток из прямоугольного провода.

10.Объясните, зачем детали подвергают мойке и каковы правила техники безопасности при этой операции.

11.Опишите процесс механизации мойки.

12.В чем заключается процесс дефектации отдельных узлов и деталей электрических машин?

13.При каких повреждениях статора (ротора), корпуса и подшипниковых щитов они не подлежат ремонту?

ГЛАВА 9

Наши рекомендации