Технология ремонта узлов и деталей электрических машин. Конструкция коллектора.

Дня большинства электрических машин применяют конструкцию коллектора, показанную на рис. 6. Коллектор машины должен быть очищен от грязи и смазки. Изоляция коллектора должна быть продорожена, с граней коллекторных пластин сняты фаски. Коллектор, имеющий неровности до 0,2 мм, должен быть отполирован, 0,2—0,5 мм — прошлифован, более 0,5 мм — проточен. Биение коллектора у машин (проверенное по индикатору) не должно превышать 0,02 мм для коллекторов диаметром до 250 мм и 0,03—0,04 мм для коллекторов диаметром 300-600 мм.

Ремонт коллекторов.

Сведения о возможных неисправностях, причинах их возникновения и способах ремонта коллекторов приведены в табл.
Технология ремонта узлов и деталей электрических машин. Конструкция коллектора. - student2.ru
Рис. 6. Устройство коллектора:
1 — стальной корпус; изоляция; 3 — петушки; 4 — пластина коллекторная; 5— шайба конусная натяжная; 6— винт стопорный; 7— прокладка миканитовая
Технология ремонта узлов и деталей электрических машин. Конструкция коллектора. - student2.ru
Рис. 7. Формовка коллектора на токарном станке

Неисправность коллектора

Неисправность Причина Ремонт
Обгорание поверхности Искрение. Круговой огонь Обточка, шлифование
Биение. Выступание пластин Плохая сборка. Некачественный миканит Нагрев. Подтягивание.
Обточка
Выступание изоляции между пластинами Износ пластин. Ослабление коллектора Продороживание. Подтягивание. Обточка
Выступание пластин на краю коллектора Предельная обточка. Слишком тонкие пластины Замена комплекта пластин и межламельной изоляции
Обломана часть петушков (в шлице) Неосторожная выбивка концов обмотки из шлица Разборка. Ремонт или за мена пластин
Замыкание между пластинами Заусенцы на поверхности. Прогар миканитной изоляции из-за попадания масла и медно-угольной пыли Осмотр. Расчистка. Глубокая прочистка между пластинами. Промывание спиртом. Замазывание пастой
Замыкание внутри кол лектора Разборка
Замыкание на корпус Пробой, прогар изоляционных конусов Разборка, ремонт или за мена коллектора с формовкой на станке (рис. 7)

Ремонт контактных колец.

Комплект контактных колец показан на рис. 8. Незначительные повреждения поверхности контактных колец (подгары, биение, неравномерная выработка) устраняют зачисткой и полировкой без демонтажа колец. При больших повреждениях поверхностей кольца снимают и протачивают с уменьшением их толщины не более чем на 20 %.
Пробой изоляции на корпус, а также предельный износ колец вызывают необходимость их замены. Замены целесообразно производить только в крупных ЭРЦ, где на каждый вид контактных колец составляют типовой технологический процесс разборки, изготовления, сборки и испытания с обеспечением соответствующими приспособлениями и оборудованием.

Ремонт сердечников.

Сердечники (активная сталь) одновременно служат магнитопроводом и остовом для размещения и укрепления обмотки. При ремонте и замене обмотки необходимо проверить сердечники и устранить обнаруженные дефекты. Основные неисправности сердечников статора и ротора, их причины, а также способы устранения приведены в табл.
Неисправности сердечников статора и ротора

Неисправность Причина Ремонт
Ослабление прессовки Выпадение вентиляционных распорок Ослабление стяжных болтов Отлом и выпадение отдельных зубцов Ремонт распорок Подтянуть болты Забить и укрепить клинья
Распушение зуб цов Слабые крайние листы или нажимные шайбы Подпрессовка. Усилие крайних листов
Нагрев сердечника Заусенцы. Зашлифованные места. Механические повреждения поверхности сердечников Расчистка
  Порча изоляции стяжных болтов Замена изоляции
Выгорание участков Пробой изоляции обмотки на сталь Расчистка. Перешихтовка
Деформация стали Неправильная сборка или монтаж машины. Механические повреждения Правка

Технология ремонта узлов и деталей электрических машин. Конструкция коллектора. - student2.ru
Рис. 8. Кольца контактные в сборе:
1 — втулка; 2 — электрокартон; 3 — кольцо контактное; 4 — изоляция шпилек; 5 — шпильки
контактные (выводы от колец)

Наши рекомендации