Выбор токоограничивающего реактора
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ
Выбор схемы тиристорного преобразователя
Для заданной мощности кВт, напряжения В, тока А, перегрузочной способности наиболее целесообразной схемой выпрямления является трёхфазная мостовая схема с питанием от сети переменного тока 380 В, реакторный вариант; преобразователь реверсивный по встречно-параллельной схеме с раздельным управлением вентильными группами.
При определении номинальных значений выпрямленного напряжения и тока необходимо обеспечить:
; (2.1)
,
и учесть
. (2.2)
Этим условиям отвечает тиристорный преобразователь со следующими номинальными данными:
;
,
где - перегрузочная способность тиристорного преобразователя в течение 10 с.
Этим условиям удовлетворяет тиристорный преобразователь из серии
КТЭ – 440/440 – 912 –20000 – УХЛ4 на со следующими данными:
- однодвигательный;
- реверсивный с реактором;
- исполнение типовое, ступенчатое задание скорости;
- естественное охлаждение;
- питание якоря двигателя.
Силовая схема реверсивного тиристорного преобразователя – трёхфазная мостовая. Схема РТП встречно – параллельная.
На рисунке 2.1 приведена принципиальная схема реверсивного тиристорного преобразователя, работающего на двигатель постоянного тока.
Рисунок 2.1 - Принципиальная схема реверсивного тиристорного преобразователя, работающего на двигатель постоянного тока.
Выбор токоограничивающего реактора
Токоограничивающий реактор служит для ограничения скорости нарастания и величины тока короткого замыкания, уменьшения взаимного влияния работающих от общей сети преобразователей и уменьшения скорости нарастания тока в тиристорах при коммутации. При выборе реактора следует обеспечить
Ipн ≥ I1л=0.816ּIdн=0.816ּ440=359,04A;
Upн ≥ U1л ,
где Ipн – номинальный ток реактора;
I1л - первичный линейный ток;
Idн – номинальный ток тиристорного преобразователя;
Upн – номинальное напряжение реактора ;
U1л – линейное напряжение сети.
Этим условиям отвечает токоограничивающий реактор РТСТ-410 – 0,101УЗ со следующими номинальными данными:
Uрн=410 В;
Iрн=410A;
Lр=0.101 мГн;
Rp=3,8 мОм.
Максимальное значение выпрямленной ЭДС
В,
где U2л=U1л – линейное напряжение питающей сети.
Индуктивное сопротивление:
хр=ω0ּLp=314ּ0.101ּ10-3=31,7 мОм,
где ω0=2πfc – угловая частота питающей сети
2.3. Выбор тиристоров. Расчёт силового модуля
На основании номинальных данных преобразователя необходимо выбрать тиристоры, схему соединения и число вентилей в плече.
Для трехфазной мостовой схемы выпрямления при Idн=440А и выбирается тиристор Т133-400-9-43УХЛ. Тиристоры серии Т допускают эксплуатацию при температуре окружающей среды от –60о до +125оС.
Параметры тиристора приведены в таблице 3.1
Таблица 3.1.
Параметры тиристора Т – 133 – 400-9-43УХЛ
Неповторяющееся импульсное напряжение в закрытом состоянии | 1008 В |
Повторяющееся импульсное обратное напряжение | 900 В |
Повторяющееся импульсное напряжение в закрытом состоянии | 900 В |
Критическая скорость нарастания напряжения | 200 В/мкс |
Максимально допустимый средний ток в открытом состоянии при f=50Гц, 180,tk=85C | 440 А |
Максимально допустимый прямой импульсный ток управления | 10 А |
Время отключения | 160 мкс |
Максимально допустимый действующий ток в открытом состоянии при f=50Гц, 180,tk=85C | 1030 А |
Число параллельно включенных тиристоров в плече определяется
где m=3 – число фаз питающей сети;
к1=0.9 – коэффициент, учитывающий неравномерность загрузки параллельно включённых тиристоров;
к2=0.9 – коэффициент, учитывающий неравномерную длительность включения тиристоров;
к3 – коэффициент, учитывающий условия охлаждения тиристоров;
к3=0.35 – для естественного охлаждения.
Принимается один тиристор в плече.
Число последовательно включенных тиристоров в плече
,
где - максимальное обратное напряжение на тиристоре,
В;
- коэффициент запаса по напряжению;
В – номинальное напряжение тиристора (соответствует классу тиристора).
По результатам расчета принимается один тиристор.
Так как число параллельно и последовательно включенных тиристоров принято равным единице, то нет необходимости в установке индуктивных делителей тока и делителей напряжения.
Вентильная часть реверсивного тиристорного преобразователя представлена на рис. 2.3. Здесь тиристоры выпрямительных мостов ВМ1 и ВМ2 включены встречно, защищаются от коммутационных перенапряжений общей R-C цепочкой ( снабер).
Импульсный узел построен на базе импульсного трансформатора Т1, конец вторичной обмотки которого подсоединен к управляющему электроду и катоду тиристора. Во вторичной обмотке установлен светодиод VD2, определяющий требуемую полярность отпирающего импульса на тиристоре; к концам вторичной обмотки присоединена цепь из параллельно соединенных диода VD1, резистора R1 и конденсатора С1, осуществляющая шунтирование импульса обратной полярности и повышение помехозащищенности цепи управляющего перехода тиристора.
Цепь,состоящая из светодиода СД и резистора R2 сигнализирует о состоянии цепи управляющий электрод – катод тиристора.
Рисунок 2.3. Вентильная часть реверсивного тиристорного преобразователя, импульсный узел тиристора
2.4. Расчёт индуктивности и выбор сглаживающего дросселя
В тиристорном электроприводе дроссели служат для уменьшения зоны прерывистых токов, сглаживания пульсаций выпрямленного тока; для ограничения скорости нарастания тока и величины тока при аварийных режимах работы.
Сглаживающий дроссель включается последовательно с якорем двигателя и его индуктивность рассчитывается следующим образом.
Критическая индуктивность силовой цепи из условия сглаживания пульсаций выпрямленного тока
мГн,
где Еdнм=0.245Еd0 – амплитуда основной гармонической выпрямленной ЭДС n-го порядка;
ав=2 – коэффициент, зависящий от схемы выпрямления;
m=3 – число фаз питающей сети;
f=50 – частота питающей сети;
принятая величина действующего значения основной гармоники переменной составляющей выпрямленного тока;
Iн=350 А – номинальный ток якоря.
Критическая индуктивность силовой цепи из условий ликвидации прерывистого режима на холостом ходу двигателя (принят А)
где ωн= - угловая частота вращения якоря;
;
Ом.
Из двух значений критической индуктивности выбирается большее, и определяем требуемую индуктивность сглаживающего дросселя
мГн,
где мГн – индуктивность обмотки якоря,
где р=2 –число пар полюсов двигателя.
Так как Lсд<0 , то сглаживающий дроссель не требуется.
В результате вычисления индуктивности силового дросселя, она получилась отрицательной Lсд<0. Следовательно, индуктивности якоря достаточно для сглаживания пульсаций якорного тока и устранения режима прерывистого тока на холостом ходу. Поэтому установка сглаживающего дросселя необязательна.
2.5.Выбор СИФУ
Система импульсно – фазового управления (СИФУ) предназначена для преобразования выходного напряжения системы управления в последовательность подаваемых на тиристоры отпирающих импульсов, момент формирования которых смещён относительно моментов естественных открывания тиристоров на угол α, зависящий от значения .
Схема СИФУ электропривода серии КТЭ приведена на рисунке 2.3
На рисунке 2.3 UR – напряжение с выхода регулятора тока; U0 – напряжение, соответствующее начальному углу согласования; Uу – напряжение управления на выходе ячейки согласования №122; Uзi – сигнал задания регулятора тока; τi = 0 – сигнал бестоковой паузы; 1А – анодная группа тиристоров моста TM1; 2А – катодная группа тиристоров моста ТМ2; K1-1, K1-2 – ключи запрета импульсов СИФУ мостов ТМ1 и ТМ2 соответственно; К2-1, К2-2 – ключи запрета импульсов ВК мостов ТМ1 и ТМ2 соответственно; №121 – ячейка усилителей № 121; №102 – ячейка фильтров №102; №122 – ячейка согласования №122 ; №123 – ячейка каналов
Рисунок 2.3 – Схема функциональная системы управления реверсивных электроприводов КТЭ
фазового управления №123; №702 – ячейка питания №702; №704 – ячейка питания №704; №700 – ячейка контроля питания №700; №125 – ячейка раздельного управления №125; №118 – ячейка формирователей №118; S120А – блок импульсного устройства S120А; S119В – блок датчиков состояния вентилей S119В.
Ячейка согласования №122 формирует аналоговый сигнал с выхода регулятора тока, величина которого определяет фазу управляющих импульсов, формирующихся в ячейке №123. Здесь же происходит ограничение аналогового сигнала, соответствующее заданию угла регулирования αmax и αmin, а также уставка начального угла согласования (от 60 до 130˚ ). По сигналу системы защиты и сигнализации (СЗС) в ячейке формируется сигнал, соответствующий максимальному углу регулирования.
В ячейке №123 формируются импульсы управления длительностью (0,54 ± 0,1) мс (8 эл. град). Основными элементами данной ячейки являются три гибридные интегральные схемы ДК-I, каждая из которых представляет собой двухканальное фазосмещающее устройство для управления тиристорами каждой фазы.
Система раздельного управления РУ обеспечивает надёжное отключение ранее работающего моста, формирование качественных переходных процессов и устойчивую работу выпрямителя в режиме прерывистых токов во всём диапазоне изменения выпрямленного напряжения. Система раздельного управления реверсивными тиристорными преобразователями состоит из логического переключающего устройства (ЛПУ) и датчиков состояния тиристоров. ЛПУ выполнено в ячейке раздельного управления №125. На вход ЛПУ подаётся сигнал задания по току Uзi с выхода регулятора скорости системы регулирования. При положительной полярности Uзi происходит включение моста ТМ I («Вперёд»), при отрицательной – включается мост ТМ 2 («Назад»)
Для управления тиристорным преобразователем выбирается многоканальная синхронная система с линейным опорным напряжением (пилообразное) и вертикальным принципом управления.
Принцип вертикального управления состоит в том, что на входе формирователя импульсов производится сравнение переменного (опорного) развёртывающего периодического напряжения, синхронного с напряжением сети питания преобразователя, и сигнала управления – регулируемого постоянного напряжения.
Система управления ТП состоит:
- система СИФУ;
- выходных каскадов ВК;
- гальванической развязки ГР;
- системы раздельного управления РУ;
- системы питания;
- системы контроля.
Конструктивно система управления выполнена в виде выемных ячеек, кассет, блоков и плат.
Расчёт фазовых характеристик СИФУ реверсивного тиристорного преобразователя с пилообразным опорным напряжением производится по формуле
, (2.4)
B,
где - начальный угол согласования характеристик, принимается 95˚,
- максимальное значение опорного напряжения СИФУ.
Максимальное значение угла регулирования
,
где γ – угол коммутации при Idmax
δ – угол восстановления запирающих свойств тиристора,
,
где - время выключения тиристора T16-320;
∆α = 3° - допустимая асимметрия импульсов.
Угол коммутации
где αн – номинальный угол, соответствующий номинальному режиму работы двигателя
По приведённому уравнению рассчитаны фазовые характеристики выпрямительных мостов групп «Вперёд» и «Назад», данные расчёта приведены в таблице 2.4. Фазовые характеристики реверсивного тиристорного преобразователя приведены на рисунке 2.4.
Таблица 2.4 - Фазовые и регулировочные характеристики СИФУ и реверсивного тиристорного преобразователя.
Рисунок 2.4– Фазовые характеристики тиристорного преобразователя