Условные обозначения светофоров.

УСТРОЙСТВА АВТОМАТИКИ, ТЕЛЕМЕХАНИКИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА МЕТРОПОЛИТЕНЕ

Материалы для подготовки дежурных по посту централизации

Московского метрополитена

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВАХ АТДП.

Устройства АТДП решают следующие основные задачи:

– обеспечение безопасности движения поездов;

– повышение пропускной способности линий;

– сокращение эксплуатационных затрат за счет повышения производительности труда (внедрение современных устройств АТДП, сокращением численности эксплуатационного персонала, оптимизация перевозочного процесса и т.д.).

– улучшение условий труда работников эксплуатации – внедрение новых устройств АТДП позволяет убрать эксплуатационный персонал. из зон с неблагоприятными условиями труда и повышенной опасности.

Классификация систем АТДП.

Устройства автоматики, телемеханики движения поездов (АТДП) включают:

– системы интервального регулирования движения поездов на перегонах (автоблокировка, АЛС – АРС);

– системы централизованного управления стрелками, сигналами на станциях (электрическая централизация);

– системы централизованного управления и контроля движения поездов на линиях (ДЦ, ДК).

СВЕТОФОРЫ

Назначение светофоров.

Светофор – это сигнальный прибор, подающий сигналы своими огнями как
в светлое так и темное время суток (круглосуточно).

Светофоры предназначены для обеспечения безопасности и четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Типы, конструкция, правила установки светофоров.

Светофоры типа МПС (мачтовые) применяются на наземных участках, устанавливаются на мачтах и имеют:

– отклоняющие вставки, обеспечивающие видимость показаний светофора
на кривых участках пути и в непосредственной близости от светофора;

– фоновый щит, окрашенный с лицевой стороны в черный цвет, что улучшает восприятие сигнальных показаний светофора;

– защитные козырьки, исключающие засветку линз от посторонних источников света и ложное восприятие сигнальных показаний светофора.

Светофоры типа МПС (карликовые) применяютсяна деповских путях
в качестве маневровых. Светофорная головка не имеет фонового щита и крепится на бетонном фундаменте. Световой луч ориентируют под углом 5 градусов вверх.

Светофоры типа «Метро»устанавливаются в тоннелях:

– имеют облегченный корпус и упрощенную оптику, состоящую из линзы-светофильтра и защитного стекла;

– не имеют фонового щита и защитных козырьков.

Основной частью светофора является светофорная головка, представляющая собой литой корпус на одно, два и три показания. С передней стороны в корпусе имеются круглые окна, задняя сторона закрывается крышкой. Светофорные головки на два и три показания внутри разделяются на отсеки перегородками.

Применяются также сборные головки, состоящие из отдельных корпусов – каждое на одно сигнальное показание.

Внутрь каждого отсека устанавливается светодиодный излучатель.

В тоннелях устанавливают светодиодные излучатели типа ИСМПЛ с линзовым комплектом, который фокусирует световой поток и окрашивает его в цвет сигнального показания.

Светодиодные излучатели типа ММ, МТ, ИСУМ устанавливают без линзовых комплектов, т.к. они имеют собственные рассеиватели. Такие излучатели устанавливают на открытых участках и в депо.

Светофоры, как правило, устанавливаютсяс правой стороны, с соблюдением габарита приближения оборудования; минимальное расстояние от оси пути
1700 мм, высота нижней линзы светофорной головки над уровнем головок рельсов должна быть 2300 мм.

Классификация светофоров.

По назначению светофоры подразделяются на:

– входные – разрешают или запрещают поезду следовать с перегона на станцию;

– выходные – разрешают или запрещают поезду отправиться со станции на перегон;

– проходные – разрешают или запрещаю поезду проследовать с одного блок-участка на другой;

– маневровые, – разрешающие или запрещающие выполнение маневров;

– повторительные – повторяют показания основного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;

– предупредительные – предупреждают о показании впереди расположенного светофора;

– резервные – устанавливаются в створе с основным светофором; резервный светофор нормально погашен и сигнального значения не имеет;

– ограждения – устанавливаются для ограждения металлоконструкций.

Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и маневровый, проходной и ограждения, выходной и ограждения и др.)

По способу управления светофоры подразделяются на светофоры автоматического действия (светофоры автоблокировки), светофоры полуавтоматического действия и светофоры независимого действия (светофоры ограждения).

Сигнальные огни на светофорах применяются нормально горящие и нормально негорящие, немигающие и мигающие (периодически загорающиеся и гаснущие).

Обозначение светофоров.

Светофоры автоблокировки обозначаются цифрами (237),

Светофоры полуавтоматического действия – буквами с цифрами (ТС-10) или одними буквами (В).

К обозначению светофоров автоматического и полуавтоматического действия, совмещенных со светофорами ограждения металлоконструкций, добавляется буква «М» (например 331М, ПК-72М), а к обозначению светофоров полуавтоматического действия, связанных с контрольно-габаритными устройствами, добавляется буква «Г» (например БГ-201Г, АВ-20МГ).

Светофоры ограждения обозначаются в зависимости от места установки:

– светофоры, устанавливаемые для ограждения металлоконструкций
в правильном направлении обозначаются буквой «М» с добавлением цифрового номера металлоконструкции;

– светофоры, устанавливаемые для ограждения металлоконструкций
в неправильном направлении обозначаются буквами «МК» с добавлением цифрового номера металлоконструкции;

– к обозначению светофоров, устанавливаемых для ограждения металлоконструкций на путях, по которым предусматривается двухстороннее движение, к основному обозначению добавляется буква «Н» или «Ч», что соответствует нечетному или четному направлению движения соответственно.

Условные обозначения светофоров.

Сигнальные огни Обозначения светофоров на схемах
красный мачтовый светофор
желтый карликовый светофор
зеленый светофор, размещаемый на кронштейне или мостике
лунно-белый светофор с маршрутным указателем
синий Светофор с маршрутным указателем и увязкой с КГУ
мигающий    
недействующий    

АВТОСТОПЫ

Общие сведения.

Автостопы представляют собой совокупность путевых и поездных устройств, предназначенных для принудительного воздействия на тормозные устройства подвижного состава и его экстренного торможения.

К поездным устройствам автостопа относятся пневматический срывной клапан,
рабочим органомкоторого является скоба. Она фиксируется в вертикальном положении двумя оттягивающими спиральными пружинами.

Длямеханического воздействияна тормозную систему применяются путевые устройства:

– электромеханические автостопы (при проследовании светофора с запрещающим показанием);

– инерционные автостопы (при превышении допустимой скорости движения);

– неподвижные скобы.

На линиях, где основным средством сигнализации является АЛС-АРС, для исключения проезда светофора полуавтоматического действия, имеющего запрещающее показание, в рельсовые цепи перед и за этим светофором подается сигнал абсолютной остановки (АРС-АО). При приеме этого сигнала поездными устройствами АЛС-АРС автоматически приводится в действие тормозная система поезда и исключается начало его движения после остановки.

Наши рекомендации