Условные обозначения светофоров.
УСТРОЙСТВА АВТОМАТИКИ, ТЕЛЕМЕХАНИКИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА МЕТРОПОЛИТЕНЕ
Материалы для подготовки дежурных по посту централизации
Московского метрополитена
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВАХ АТДП.
Устройства АТДП решают следующие основные задачи:
– обеспечение безопасности движения поездов;
– повышение пропускной способности линий;
– сокращение эксплуатационных затрат за счет повышения производительности труда (внедрение современных устройств АТДП, сокращением численности эксплуатационного персонала, оптимизация перевозочного процесса и т.д.).
– улучшение условий труда работников эксплуатации – внедрение новых устройств АТДП позволяет убрать эксплуатационный персонал. из зон с неблагоприятными условиями труда и повышенной опасности.
Классификация систем АТДП.
Устройства автоматики, телемеханики движения поездов (АТДП) включают:
– системы интервального регулирования движения поездов на перегонах (автоблокировка, АЛС – АРС);
– системы централизованного управления стрелками, сигналами на станциях (электрическая централизация);
– системы централизованного управления и контроля движения поездов на линиях (ДЦ, ДК).
СВЕТОФОРЫ
Назначение светофоров.
Светофор – это сигнальный прибор, подающий сигналы своими огнями как
в светлое так и темное время суток (круглосуточно).
Светофоры предназначены для обеспечения безопасности и четкой организации движения поездов и маневровой работы.
Типы, конструкция, правила установки светофоров.
Светофоры типа МПС (мачтовые) применяются на наземных участках, устанавливаются на мачтах и имеют:
– отклоняющие вставки, обеспечивающие видимость показаний светофора
на кривых участках пути и в непосредственной близости от светофора;
– фоновый щит, окрашенный с лицевой стороны в черный цвет, что улучшает восприятие сигнальных показаний светофора;
– защитные козырьки, исключающие засветку линз от посторонних источников света и ложное восприятие сигнальных показаний светофора.
Светофоры типа МПС (карликовые) применяютсяна деповских путях
в качестве маневровых. Светофорная головка не имеет фонового щита и крепится на бетонном фундаменте. Световой луч ориентируют под углом 5 градусов вверх.
Светофоры типа «Метро»устанавливаются в тоннелях:
– имеют облегченный корпус и упрощенную оптику, состоящую из линзы-светофильтра и защитного стекла;
– не имеют фонового щита и защитных козырьков.
Основной частью светофора является светофорная головка, представляющая собой литой корпус на одно, два и три показания. С передней стороны в корпусе имеются круглые окна, задняя сторона закрывается крышкой. Светофорные головки на два и три показания внутри разделяются на отсеки перегородками.
Применяются также сборные головки, состоящие из отдельных корпусов – каждое на одно сигнальное показание.
Внутрь каждого отсека устанавливается светодиодный излучатель.
В тоннелях устанавливают светодиодные излучатели типа ИСМПЛ с линзовым комплектом, который фокусирует световой поток и окрашивает его в цвет сигнального показания.
Светодиодные излучатели типа ММ, МТ, ИСУМ устанавливают без линзовых комплектов, т.к. они имеют собственные рассеиватели. Такие излучатели устанавливают на открытых участках и в депо.
Светофоры, как правило, устанавливаютсяс правой стороны, с соблюдением габарита приближения оборудования; минимальное расстояние от оси пути
1700 мм, высота нижней линзы светофорной головки над уровнем головок рельсов должна быть 2300 мм.
Классификация светофоров.
По назначению светофоры подразделяются на:
– входные – разрешают или запрещают поезду следовать с перегона на станцию;
– выходные – разрешают или запрещают поезду отправиться со станции на перегон;
– проходные – разрешают или запрещаю поезду проследовать с одного блок-участка на другой;
– маневровые, – разрешающие или запрещающие выполнение маневров;
– повторительные – повторяют показания основного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;
– предупредительные – предупреждают о показании впереди расположенного светофора;
– резервные – устанавливаются в створе с основным светофором; резервный светофор нормально погашен и сигнального значения не имеет;
– ограждения – устанавливаются для ограждения металлоконструкций.
Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и маневровый, проходной и ограждения, выходной и ограждения и др.)
По способу управления светофоры подразделяются на светофоры автоматического действия (светофоры автоблокировки), светофоры полуавтоматического действия и светофоры независимого действия (светофоры ограждения).
Сигнальные огни на светофорах применяются нормально горящие и нормально негорящие, немигающие и мигающие (периодически загорающиеся и гаснущие).
Обозначение светофоров.
Светофоры автоблокировки обозначаются цифрами (237),
Светофоры полуавтоматического действия – буквами с цифрами (ТС-10) или одними буквами (В).
К обозначению светофоров автоматического и полуавтоматического действия, совмещенных со светофорами ограждения металлоконструкций, добавляется буква «М» (например 331М, ПК-72М), а к обозначению светофоров полуавтоматического действия, связанных с контрольно-габаритными устройствами, добавляется буква «Г» (например БГ-201Г, АВ-20МГ).
Светофоры ограждения обозначаются в зависимости от места установки:
– светофоры, устанавливаемые для ограждения металлоконструкций
в правильном направлении обозначаются буквой «М» с добавлением цифрового номера металлоконструкции;
– светофоры, устанавливаемые для ограждения металлоконструкций
в неправильном направлении обозначаются буквами «МК» с добавлением цифрового номера металлоконструкции;
– к обозначению светофоров, устанавливаемых для ограждения металлоконструкций на путях, по которым предусматривается двухстороннее движение, к основному обозначению добавляется буква «Н» или «Ч», что соответствует нечетному или четному направлению движения соответственно.
Условные обозначения светофоров.
Сигнальные огни | Обозначения светофоров на схемах | ||
красный | мачтовый светофор | ||
желтый | карликовый светофор | ||
зеленый | светофор, размещаемый на кронштейне или мостике | ||
лунно-белый | светофор с маршрутным указателем | ||
синий | Светофор с маршрутным указателем и увязкой с КГУ | ||
мигающий | |||
недействующий |
АВТОСТОПЫ
Общие сведения.
Автостопы представляют собой совокупность путевых и поездных устройств, предназначенных для принудительного воздействия на тормозные устройства подвижного состава и его экстренного торможения.
К поездным устройствам автостопа относятся пневматический срывной клапан,
рабочим органомкоторого является скоба. Она фиксируется в вертикальном положении двумя оттягивающими спиральными пружинами.
Длямеханического воздействияна тормозную систему применяются путевые устройства:
– электромеханические автостопы (при проследовании светофора с запрещающим показанием);
– инерционные автостопы (при превышении допустимой скорости движения);
– неподвижные скобы.
На линиях, где основным средством сигнализации является АЛС-АРС, для исключения проезда светофора полуавтоматического действия, имеющего запрещающее показание, в рельсовые цепи перед и за этим светофором подается сигнал абсолютной остановки (АРС-АО). При приеме этого сигнала поездными устройствами АЛС-АРС автоматически приводится в действие тормозная система поезда и исключается начало его движения после остановки.