II. Общие требования к присвоению званий и процедура присвоения званий лицам командного состава морских судов

Об утверждении Положения о порядке присвоения званий лицам командного состава морских судов

В соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты 1978 года, с поправками и Кодекса по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты, статьи 51 Кодекса торгового мореплавания Украины ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение о порядке присвоения званий лицам командного состава морских судов, что прилагается.

2. Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте обеспечить:

1) представление этого приказа в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины;

2) обнародование этого приказа на официальном сайте Министерства инфраструктуры Украины.

3. Этот приказ вступает в силу со дня вступления в силу постановления Кабинета Министров Украины о признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 15 января 2005 года № 38 «Об утверждении Положения о порядке присвоения званий лицам командного состава морских судов».

4. Контроль за исполнением этого приказа возложить на заместителя Министра Демидовича Д.В.

И.о. Министра К. Ефименко
  УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства инфраструктуры Украины 07.08.2013 № 567
  Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 23 августа 2013 г. за № 1466/23998

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке присвоения званий лицам командного состава морских судов

І. Общие положения

1. Этим Положением определяется процедура присвоения званий лицам командного состава морских судов.

2. Это Положение распространяется на лиц командного состава морских судов (далее - лица командного состава).

3. Это Положение не распространяется на лиц судовой команды морских судов, лиц, которые исполняют служебные обязанности на судах, что плавают под военно-морским флагом Украины, рыболовных судах, прогулочных яхтах, не занимающихся коммерческими перевозками, и судах валовой вместимостью менее чем 80 единиц и/или с мощностью главной энергетической установки менее чем 55 кВт.

4. В этом Положении термины употребляются в следующих значениях:

воды в непосредственной близости к защищенным водам – воды в пределах территориальных вод Украины, которые контролируются службами регулирования движения судов морских портов Украины;

ГМССБ– сокращенное название Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;

дальнее плавание – плавание за пределами вод, определенных для прибрежного и малого плавания;

дипломирование (Certification) – процедура выполнения установленных международных и национальных требований, необходимых для выдачи лицу командного состава диплома и подтверждения к нему или иного документа, который дает право на занятие должности на морских судах;

диплом (Certificate of Competency) – документ одобренного образца, которым удостоверяется присвоение званий лицам командного состава;

диплом об образовании – документ государственного образца, который свидетельствует о получении лицом высшего образования определенного образовательно-квалификационного уровня по определенной специальности (определенному направлению);

документальное доказательство подготовки (Documentary Evidence) – свидетельство установленного образца, которое подтверждает квалификацию лица или свидетельствует о прохождении им одобренной подготовки, необходимой для дипломирования с целью работы или выполнения специальных обязанностей на морских судах. Документальное доказательство выдается одобренной организацией, предприятием, заведением, которые осуществляют подготовку моряков (одобренным учебно-тренажерным заведением);

звания лиц командного состава – квалификационная категория, которая присваивается лицу в зависимости от уровня образования, профессиональной компетентности, стажа работы на судах, подтверждается выдачей диплома и дает право такому лицу занимать должность или должности на морских судах, указанные в дипломе и подтверждении к нему. Звания лиц командного состава не относятся к специальным.

капитан-механик (сменный капитан-механик, сменный помощник капитана-механика) – должность капитана (сменного капитана, сменного помощника капитана) на судах портового, служебно-вспомогательного и технического флота с дистанционным автоматическим управлением (дистанционным управлением) главной энергетической установки с правом дистанционного управления двигателями с ходового мостика (при котором не требуется несение вахты в машинном отделении);

малое плавание – плавание, во время которого судно (в том числе в случае выполнения международных рейсов) отдаляется не более чем на 200 морских миль от порта или места, в котором пассажиры и экипаж могли бы находиться в безопасности. Расстояние между последним портом захода в стране, из которой судно вышло в рейс, и конечным портом назначения или дальность обратного рейса не должна превышать 600 морских миль. Конечный порт назначения – последний порт захода, из которого судно выходит в обратный рейс в страну, из которой оно вышло в рейс;

малотоннажное судно – судно валовой вместимостью от 80 до 500 единиц и/или с мощностью главной энергетической установки от 55 до 750 кВт;

обязательные направления подготовки для дипломирования – направления подготовки, которые указаны в квалификационных требованиях и минимальных стандартах компетентности лиц командного состава, установленных Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, с поправками (далее – Конвенция ПДНВ), и Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (далее – Кодекс ПДНВ), а также национальными требованиями, и которым необходимо отвечать лицам командного состава для получения соответствующего квалификационного документа с целью работы на морских судах в должности, указанной в этом документе;

оператор ГМССБ – радиоспециалист, имеющий соответствующую квалификацию и выполняеющий обязанности в соответствии с требованиями главы IV Конвенции ПДНВ, обеспечивает радиосвязь и может быть назначен радиооператором, ответственным за радиосвязь ГМССБ, в соответствии с типом диплома (ограниченный или общий);

подтверждение диплома (Endorsement) – документ одобренного образца, который в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ выдается с целью засвидетельствования выдачи (Issue) или повторного подтверждения (Revalidation) диплома;

прибрежное плавание – плавание вдоль берегов с отдалением от берега на расстояние до 20 морских миль;

радиоэлектроник ГМССБ – лицо командного состава, которое имеет квалификацию согласно Регламенту радиосвязи и в соответствии с положениями главы IV Конвенции ПДНВ, несет ответственность за радиосвязь, эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт всего оборудования ГМССБ и радионавигационного оборудования на судне и может быть назначено радиооператором, ответственным за радиосвязь во время бедствия в любых морских районах;

сертификат компетентности, выданный иностранным государством, - документ, выданный лицу командного состава морских судом иностранным государством – стороной Конвенции ПДНВ, с которой Украиной заключен договор о признании сертификатов компетентности (дипломов) моряков этого государства, в подтверждение компетентности в соответствии с требованиями глав II, III, IV или главы VII Конвенции ПДНВ;

свидетельство специалиста (Certificate of Proficiency) – свидетельство установленного образца, которое подтверждает квалификацию лица командного состава или свидетельствует о прохождении им одобренной подготовки, необходимой для дипломирования с целью работы или выполнения специальных обязанностей на морских судах. Свидетельство специалиста выдается капитаном морского порта после прохождения подготовки в одобренном учебно-тренажерном заведении и успешной сдачи экзамена в Государственной квалификационной комиссии;

стаж плавания – время пребывания лица в плавании на судне для выполнения возложенных на него обязанностей;

стандарт компетентности – требования к профессиональной подготовке, необходимой для надлежащего выполнения функций на судне в соответствии с критериями, определенными Кодексом ПДНВ и национальными требованиями, которые включают в себя требования относительно знаний, пониманий, умений и навыков;

суда портового и служебно-вспомогательного флота – портовые буксиры, пассажирские катера, паромы, пожарные буксиры и катера, перегрузчики, лоцманские катера, водолазные боты, патрульные суда, буксиры-тягачи, ледоколы и иные суда, которые осуществляют деятельность по обеспечению транспортных судов;

суда технического флота – плавучие краны и копры, нефте- и мусоросборщики, сборщики льяльных вод, катера, плавучие мастерские и доки, землесосы и землечерпалки, бункеровщики, плавучие станции энергоснабжения, понтоны, грунтоотвозные шаланды, кабелеукладчики, водолазные боты, завозчики якорей, гидрографические суда, промерные суда и другие;

судовая команда – личный состав экипажа судна (кроме капитана и лиц командного состава), обслуживающие судно. Состоит из палубной команды, машинной команды и других служащих на судне, а также обслуживающего персонала;

судоводитель-механик (первого, или второго, или третьего класса или малотоннажного судна) – звание, которое дает лицу командного состава право объединять профессию судоводителя и механика и занимать соответствующую должность на судах портового, служебно-вспомогательного и технического флота с дистанционным автоматическим управлением (дистанционным управлением) главной энергетической установкой, при котором не требуется несение вахты в машинном отделении. На судах, не оборудованных дистанционным управлением с ходового мостика и на которых не предусмотрена работа по объединению профессий судоводителя и судового механика, лицам, имеющим дипломы на звания судоводителя-механика первого, или второго, или третьего класса или малотоннажного судна, разрешается занимать только должность судоводителя или механика.

одобренное морское высшее образование – высшее образование соответствующего образовательно-квалификационного уровня, полученное в одобренном морском высшем учебном заведении по соответствующей специальности (направлению), что обеспечивает достижение лицом стандартов компетентности, установленных Кодексом ПДНВ, с поправками, и национальными требованиями для занятия соответствующих должностей на морских судах, и засвидетельствованное дипломом о высшем образовании государственного образца;

одобренная обязательная подготовка – подготовка, которая является обязательной для присвоения определенного звания лица командного состава морского судна либо повторного подтверждения диплома или квалификационного свидетельства и полученная в одобренных морских высших учебных заведениях либо в одобренных учебно-тренажерных заведениях по согласованной с Государственной инспекцией Украины по безопасности на морском и речном транспорте (далее – Укрморречинспекция) программе, что обеспечивает достижение стандартов компетентности и профессионализма, установленных Конвенцией ПДНВ, Кодексом ПДНВ и национальными требованиями. Успешное завершение одобренной обязательной подготовки удостоверяется соответствующим документом установленного образца (свидетельством специалиста (Certificate of Proficiency) или документальным доказательством подготовки (Documentary Evidence));

одобренное морское высшее учебное заведение – высшее учебное заведение, которое осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования и науки по аккредитованным в соответствии с законодательством Украины об образовании специальностям (направлениям), по которым могут присваиваться звания лиц командного состава морских судов;

одобренное учебно-тренажерное заведение – предприятие, организация или учреждение, которое проводит подготовку моряков и имеет систему управления качеством в сфере подготовки моряков в соответствии с Конвенцией ПДНВ, сертифицированную органом по сертификации, назначенным в соответствии с действующим законодательством Украины на выполнение работ по сертификации систем управления качеством, тренажеры (средства для осуществления подготовки, указанной в соответствующих учебных программах), материально-техническую базу, оборудование и средства практической демонстрации.

профессиональный производственный стаж – опыт работы по соответствующей специальности (специализации), что способствует приобретению лицом необходимой квалификации, профессионализма и знаний;

шкипер – лицо, которое командует несамоходным судном.

5. Иные термины в этом Положении применяются в значениях, приведенных в Конвенции ПДНВ и Кодексе ПДНВ, Кодексе торгового мореплавания Украины, других актах законодательства по вопросам морского транспорта.

6. Перечень направлений обязательной подготовки для дипломирования лиц командного состава морских судов и рекомендованных направлений подготовки приведен в приложении 1 к этому Положению.

Перечень направлений обязательной подготовки для дипломироваения лиц командного состава для работы на соответствующих должностях на судах, которые осуществляют плавание исключительно в портовых, защищенных водах и в непосредственной близости к защищенным водам, приведен в приложении 2 к этому Положению.

II. Общие требования к присвоению званий и процедура присвоения званий лицам командного состава морских судов

1. Звания лиц командного состава присваиваются:

гражданам Украины и гражданам иных государств, которые получили одобренное морское высшее образование в Украине;

гражданам Украины и гражданам иных государств, которые на законных основаниях постоянно проживают на территории Украины и получили одобренное морское образование в одобренных морских учебных заведениях бывшего СССР, что давало право на присвоение званий лицам командного состава морских судов;

гражданам Украины и гражданам иных государств, которые на законных основаниях постоянно проживают на территории Украины и получили одобренное морское образование в морских учебных заведениях иных государств, которые осуществляли или осуществляют подготовку моряков, при условии признания в установленном порядке документов об образовании, выданных учебными заведениями иных государств (нострификация).

2. Лицам командного состава могут быть присвоены такие звания:

судоводителям – капитан дальнего плавания, капитан малого плавания, капитан прибрежного плавания, штурман дальнего плавания, штурман, судоводитель-механик первого класса, судоводитель-механик второго класса, судоводитель-механик третьего класса, судоводитель малотоннажного судна, судоводитель-механик малотоннажного судна;

судовым механикам – механик первого разряда, механик второго разряда, механик третьего разряда, механик малотоннажного судна;

судовым электромеханикам – электромеханик первого разряда, электромеханик второго разряда, электромеханик третьего разряда;

судовым радиоспециалистам – радиоэлектроник ГМССБ первого класса, радиоэлектроник ГМССБ второго класса, радиооператор первого класса, радиооператор второго класса, оператор ГМССБ, оператор-радиотелефонист;

судовым рефрижераторным механикам – рефрижераторный механик первого класса, рефрижераторный механик второго класса, рефрижераторный механик третьего класса.

Звание штурмана малого плавания, которое было присвоено лицу командного состава до принятия этого Положения, соответствует званию штурмана, предусмотренного этим Положением.

Лица, которым присвоено звание капитана дальнего плавания или механика первого разряда, имеют право на ношение соответствующих нагрудных знаков.

3. Присвоение или подтверждение звания осуществляется Государственной квалификационной комиссией (далее – ГКК), которая действует в соответствии со статьей 51 Кодекса торгового мореплавания Украины в порядке, определенном Мининфраструктуры Украины.

4. Лица командного состава, которым присвоено соответствующее звание, могут занимать такие должности:

судоводители – капитана, старшего помощника капитана, второго помощника капитана, вахтенного помощника капитана, капитана-механика, сменного помощника капитана, шкипера, помощника шкипера;

судовые механики – старшего механика, второго механика, вахтенного механика, сменного механика;

судовые электромеханики – старшего электромеханика, второго электромеханика, электромеханика;

судовые радиоспециалисты – радиоэлектроника ГМССБ, начальника радиостанции, радиооператора;

судовые рефрижераторные механики – механика судовых рефрижераторных установок.

5. Для присвоения звания лица командного состава кандидат должен отвечать таким требованиям:

быть не моложе 18 лет, а для присвоения звания капитана – не моложе 20 лет;

иметь одобренное морское высшее образование по соответствующей специальности (направлению);

иметь одобренную обязательную подготовку, необходимую для присвоения определенного звания;

в случае повышения звания и/или повторного подтверждения диплома пройти подготовку по программе последипломного образования (повышения квалификации) в одобренном морском высшем учебном заведении III или IV уровня аккредитации в соответствии к пункту 11 этого раздела;

иметь необходимый документально подтвержденный стаж плавания на судах и (в случае необходимости) профессиональный производственный стаж;

быть пригодным для работы на морских судах по состоянию здоровья;

подтвердить квалификацию в ГКК в соответствии к стандартам компетентности, установленным Кодексом ПДНВ и национальными требованиями, необходимым для занятия должности или должностей на морских судах в соответствии к званию, которое присваивается.

6. Перечень образовательно-квалификационных уровней и специальностей (специализаций) одобренного морского высшего образования, по которым могут присваиваться соответствующие звания лиц командного состава морских судов, определяется на основании перечней направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях.

В случае изменения или введения новых названий направлений и специальностей (специализаций) или образовательно-квалификационных уровней одобренного морского высшего образования необходимо руководствоваться соответствующими сопоставлениями специальностей (направлений), которые определяются Министерством образования и науки.

7. Диплом считается действительным для занятия должности или выполнения определенных функций на судне при наличии подтверждения к диплому, которое является его неотъемлемой частью, и дает право занимать должность или должности или выполнять определенные обязанности в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и национальными требованиями на судах определенного типа, вместимости, мощности и вида двигательной установки, района плавания.

Подтверждение к диплому выдается по результату подтверждения звания в соответствии с пунктом 3 этого раздела на срок, что не превышает 5 лет от даты принятия решения ГКК.

8. После окончания срока действия подтверждения к диплому лицо командного состава для продолжения работы на морских судах на должности или должностях, которые даёт право занимать присвоенное этому лицу звание, должно осуществить повторное подтверждение диплома (Revalidation) таким образом:

подтвердить пригодность для работы на морских судах по состоянию здоровья;

пройти соответствующую одобренную обязательную подготовку;

пройти подготовку по программе последипломного образования (повышения квалификации) в соответствии с пунктом 11 этого раздела;

подтвердить в ГКК соответствие своей квалификации установленным стандартам.

Успешное повторное подтверждение диплома удостоверяется выдачей подтверждения к диплому на повторный срок, который не превышает 5 лет от даты принятия решения ГКК.

9. Дипломы (Certificate of Competency) и свидетельства специалиста (Certificate of Proficiency) и подтверждения к ним выдаются в соответствии к требованиям Конвенции ПДНВ, Кодексу ПДНВ и действующего законодательства.

10. Выпускники одобренных морских высших учебных заведений имеют право на присвоение первого звания лица командного состава без оплаты во время государственной аттестации на совместном заседании государственной экзаменационной (квалификационной) комиссии одобренного морского высшего учебного заведения и ГКК при условии выполнения выпускником на момент проведения совместного заседания всех требований относительно соответствующей одобренной обязательной подготовки, стажа плавания и практической подготовки.

В случае если на момент проведения такого совместного заседания выпускник документально не подтвердил выполнение всех требований для получения звания лица командного состава относительно одобренной обязательной подготовки, стажа плавания на судах и (в случае необходимости) производственного стажа или пригодности к работе на морских судах по состоянию здоровья, такому выпускнику присвоение первого звания лица командного состава морских судов осуществляется ГКК на общих условиях.

На основании протокола ГКК, документов, удостоверяющих одобренное морское высшее образование, одобренную обязательную подготовку, стаж плавания и пригодность к работе на морских судах по состоянию здоровья, выпускник одобренного высшего морского учебного заведения на протяжении 12 месяцев с даты проведения заседания ГКК имеет право получить в установленном порядке диплом и подтверждение к нему

11. Лица командного состава морских судов во время подтверждения звания и присвоения очередного звания (за исключением присвоения очередного звания на протяжении одного года после окончания одобренного морского высшего учебного заведения) должны пройти подготовку по соответствующей программе последипломного образования (повышения квалификации) в одобренных морских высших учебных заведениях III или IV уровня аккредитации.

Программы последипломного образования (повышения квалификации) должны учитывать современные национальные и международные требования, которые касаются безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, охраны и защиты морской окружающей среды, и любые усовершенствования соответствующего стандарта компетентности, определенного Кодексом ПДНВ или национальными требованиями.

Успешное прохождение подготовки по соответствующей программе последипломного образования (повышения квалификации) удостоверяется свидетельством государственного образца.

12. В случае крайней необходимости, если это не создает опасности для людей, имущества или окружающей среды, по представлению судовладельца лицам командного состава, которые имеют соответствующую квалификацию и практический опыт, в порядке, установленном Мининфраструктуры Украины, может быть выдано льготное разрешение, которое дает право на занятие должности на категорию выше, чем это предусмотрено дипломом и подтверждением к нему.

13. Информация обо всех выданных дипломах, подтверждениям к ним и других документов, что удостоверяют квалификацию и/или профессионализм, вносится в единый Государственный реестр документов моряков.

Во время подтверждения квалификации в ГКК обязательно проверяется действительность всех документов моряков в едином Государственном реестре документов моряков.

14. Лишение звания и изъятие диплома или свидетельства специалиста осуществляется по решению суда.

Наши рекомендации