Принцип работы двигателя постоянного тока (ДТП). Способы возбуждения. Пуск. Двигатель постоянного тока - электродвигатель, питание которого осуществляется постоянным током
Двигатель постоянного тока - электродвигатель, питание которого осуществляется постоянным током. Двигатель состоит из якорной обмотки, статора, щёточного узла. ДПТ являются обратимыми электрическими машинами, то есть в определенных условиях способны работать как генераторы. Главное назначение ДПТ — создание магнитного потока.
На статоре ДПТ располагаются в зависимости от конструкции:
- постоянные магниты
- обмотки возбуждения — катушки, наводящие магнитный поток возбуждения
Ротор любого ДПТ состоит из многих катушек, на одну из которых подаётся питание в зависимости от угла поворота ротора относительно статора.
Щёточный узелнеобходим для подвода электроэнергии к катушкам на вращающемся роторе.
Принцип работы:
Магнитное поле, создаваемое статором перпендикулярно магнитному полю ротора. Суммарное магнитное поле статора и ротора и создает вращающий момент ротора.
Достоинства:простота устройства и управления; практически линейные механическая и регулировочная характеристики двигателя.
Недостатки: необходимость обслуживания коллекторно-щёточных узлов; ограниченный срок службы из-за износа коллектора.
Способы возбуждения двигателей постоянного тока:
- параллельный, последовательный, смешанный, независимый друг от друга.
Двигатели с параллельным возбуждением:
Обмотка возбуждения и обмотка якоря соединены параллельно. Обмотка возбуждения имеет большее количество витков, чем обмотка якоря, поэтому ток обмотки возбуждения в большинстве случаев составляет несколько процентов от тока якоря.
Двигатель с независимым возбуждением:
Если обмотку возбуждения подключить к другому источнику постоянного напряжения, то получим двигатель с независимым возбуждением. Такими же свойствами обладают электродвигатели с постоянным магнитом.
Двигатель с последовательным возбуждением:
У такого двигателя ток якоря является одновременно и током возбуждения, т.к. обмотка возбуждения включена последовательно с якорем. По этой причине магнитный поток двигателя изменяется с изменением нагрузки.
Двигатель со смешанным возбуждением.
На каждом полюсе такого двигателя имеются две обмотки – параллельная и последовательная. Их можно включить так, чтобы магнитные потоки складывались или вычитались.
Для изменения направления вращения двигателя постоянного тока надо изменить направление тока либо в обмотке возбуждения, либо в обмотке якоря.
Пуск двигателей постоянного тока:
В начальный момент пуска, якорь двигателя неподвижен и э. д. с. равна нулю (E = 0). При непосредственном включении двигателя в сеть в обмотке якоря будет протекать чрезмерно большой ток: Iпуск = Uа / Rа
Поэтому непосредственное включение в сеть допускается только для двигателей очень малой мощности, у которых падение напряжения в якоре представляет относительно большую величину.
В машинах постоянного тока большой мощности падение напряжения в обмотке якоря при полной нагрузке составляет несколько процентов от номинального напряжения:
IR=0,02 0,1
Следовательно, пусковой ток в случае включения двигателя в сеть с номинальным напряжением во много раз превышает номинальный (Iпуск).
Большой пусковой ток является опасным как для машины. При большом токе нагревается обмотка якоря машины и образуется интенсивное искрение под щетками, вследствие которого коллектор может выйти из строя. На валу двигателя создаются механические удары, так как при большом токе вращающий момент будет также большим.
Для ограничения пускового тока используют пусковые реостаты, включаемые последовательно с якорем двигателя при пуске в ход.
39.Роль Электропривода в автоматизации производственных процессов