Определение нормативов на ТО и ремонт

Перед расчетом производственной программы и годового объема работ устанавливается периодичность ТО-1 и ТО-2, и определяется расчетная трудоемкость единицы ТО данного вида и трудоемкость ТР на 1000 км пробега автомобиля, определяется пробег автомобиля до КР, которые берутся из Положения о тех­ническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомо­бильного транспорта и корректируются в зависимости от катего­рии условий эксплуатации (КУЭ) автомобилей (умножаются на соответствующие коэффициенты).

Корректирующие коэффициенты учитывают следующее:

• периодичность ТО;

• пробег автомобиля до КР;

• трудоемкость ТО;

• трудоемкость ТР.

Коэффициент корректирования равен единице, если выпол­няются следующие условия:

• категория условий эксплуатации КУЭ (по Положению) — I;

• модели автомобилей — базовые;

• климатическая зона — умеренная с умеренной агрессивно­стью окружающей среды.

Рассмотрим случай корректирования нормативов по перио­дичности ТО.

Положением устанавливается периодичность ТО-1 и ТО-2 (L1 L2 соответственно) для подвижного состава автомобилей вы­пуска после 1984 г., эксплуатирующихся в КУЭ I (умеренная климатическая зона с умеренной агрессивностью окружающей среды).

Так как эксплуатация подвижного состава рассматриваемого парка производится в КУЭ I и иной климатической зоне с уме­ренной агрессивностью окружающей среды необходимо скор­ректировать периодичность ТО- 1 и ТО-2 для этих условий.

Периодичность технического обслуживания

Li = Liн К1 К2

где Liн - нормативная периодичность данного вида ТО; К1 -коэффициент корректирования нормативной периодичности ТО в зависимости от категории условий эксплуатации (табл. 2.2); К2 — коэффициент корректирования нормативной периодичности ТО в зависимости от климатических условий эксплуатации (табл. 2.3).

Таблица 2.2. Значения коэффициента корректирования (К1) нормативных показателей в зависимости от категории условий эксплуатации

Категория условий эксплуатации Нормативные показатели
    Периодичность ТО Удельная тру доемкость ТР Ресурс до КР Расход запасных частей
1,0 1,0 1,0 1,0
II 0,9 1,1 0,9 1,10
III 0,8 1,2 0,8 1,25
IV 0,7 1,4 0,7 1,40
V 0,6 1,5 0,6 1,65

Таблица 2.3. Значения коэффициента корректирования (К3) нормативных показателей в зависимости от климатических условий эксплуатации

Район Нормативные показатели
    Периодич­ность ТО Удельная тру доемкость ТР Ресурс до КР Расход запас­ных частей
Умеренный 1,0 1,0 1,0 1,0
Умеренно теплый; Умеренно теплый влажный; Теплый влажный 1,0 0,9 1,1 0,9
Жаркий сухой, очень жаркий, сухой 0,9 1,1 0,9 1.1
Умеренно холодный 0,9 1,1 0,9 1,1
Холодный 0,9 1,2 0,8 1,1
Очень холодный 0,8 13 0,7 1,1

При эксплуатации автомобилей в условиях высокой агрес­сивности окружающей среды нормативные показатели умножа­ются на следующие коэффициенты: ресурс до КР и периодич­ность ТО на 0,9; удельная трудоемкость и расход запасных час­тей на 1,1.

Классификация условий эксплуатации автомобилей приведе­на в табл. 2.4.

Таблица 2.4. Классификация условий эксплуатации автомобилей

Категория условий эксплуатации Условия движения
У1 У2 У3
Д1-Р1,Р23 - -
    II Д24 Д1-Р1, Р23, Р4 -
Д21, Р2, Р3, Р4 Д2- Р1  
Д3123    
  III Д15 Д15 Д112345
Дз-Рз Д2- Р2345 Д2- Р1234
Д346 Д312345 Дз- Р123
Д4- Р12345 Д412345 Д41
  IV Д5- Р12345 Д5123, Р45 Д25
    Д3- Р45
    Д42345
    Д512345
V   Д6- Р123, Р45  

Условные обозначения:

Д1— Д6 — дорожные покрытия:

Д1 - усовершенствованные капитальные (цементобетонные монолит­ные, железобетонные или армированные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на битумном основании);

Д2 - усовершенствованные облегченные (из щебня, гравия и песка, об­работанные вяжущими материалами, из холодного асфальтобетона);

Дз - переходные ( щебенчатые и гравийные);

Д4 - переходные (из грунтов и местных каменных материалов, обрабо­танных вяжущими материалами, мостовые из булыжника, зимники);

Д5 - низкие (фунт, укрепленный или улучшенный добавками, лежневое и бревенчатое покрытие);

Д6 - естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и от­вальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Р1—Р5— тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):

Р1 — равнинный (до 200 м);

Р2 — слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);

Р3— холмистый (свыше 300 до 1000 м);

Р4 — гористый (свыше 1000 до 2000 м);

Р5 — горный (свыше 2000 м).

У1—У3— условия движения:

У1— за пределами городской зоны (более 50 км от города);

У2 - в малых городах (до 100 тыс. жителей);

У3— в больших городах (более 100 тыс. жителей).

После определения скорректированной периодичности ТО проверяют ее кратность с последующим округлением до целых сотен километров.

Так как постановка автомобилей на техническое обслужива­ние производится с учетом среднесуточного пробега (lсс) через целое число рабочих дней, то пробеги до ТО-1, ТО-2 и КР долж­ны быть кратны lсс и между собой.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основы «Положения о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

2. Какие существуют виды технического обслуживания?

3. Дайте характеристику базовых агрегатов и деталей автомобилей.

4. Какие существуют нормативы на ТО и ремонт автомобилей

5. Что такое корректирование нормативных показателей на ТО и ТР кон­кретных условий эксплуатации автомобилей?

6. Как определяется периодичность ТО подвижного состава?

Наши рекомендации