Определение нормативов на ТО и ремонт
Перед расчетом производственной программы и годового объема работ устанавливается периодичность ТО-1 и ТО-2, и определяется расчетная трудоемкость единицы ТО данного вида и трудоемкость ТР на 1000 км пробега автомобиля, определяется пробег автомобиля до КР, которые берутся из Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта и корректируются в зависимости от категории условий эксплуатации (КУЭ) автомобилей (умножаются на соответствующие коэффициенты).
Корректирующие коэффициенты учитывают следующее:
• периодичность ТО;
• пробег автомобиля до КР;
• трудоемкость ТО;
• трудоемкость ТР.
Коэффициент корректирования равен единице, если выполняются следующие условия:
• категория условий эксплуатации КУЭ (по Положению) — I;
• модели автомобилей — базовые;
• климатическая зона — умеренная с умеренной агрессивностью окружающей среды.
Рассмотрим случай корректирования нормативов по периодичности ТО.
Положением устанавливается периодичность ТО-1 и ТО-2 (L1 L2 соответственно) для подвижного состава автомобилей выпуска после 1984 г., эксплуатирующихся в КУЭ I (умеренная климатическая зона с умеренной агрессивностью окружающей среды).
Так как эксплуатация подвижного состава рассматриваемого парка производится в КУЭ I и иной климатической зоне с умеренной агрессивностью окружающей среды необходимо скорректировать периодичность ТО- 1 и ТО-2 для этих условий.
Периодичность технического обслуживания
Li = Liн К1 К2
где Liн - нормативная периодичность данного вида ТО; К1 -коэффициент корректирования нормативной периодичности ТО в зависимости от категории условий эксплуатации (табл. 2.2); К2 — коэффициент корректирования нормативной периодичности ТО в зависимости от климатических условий эксплуатации (табл. 2.3).
Таблица 2.2. Значения коэффициента корректирования (К1) нормативных показателей в зависимости от категории условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации | Нормативные показатели | |||
Периодичность ТО | Удельная тру доемкость ТР | Ресурс до КР | Расход запасных частей | |
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
II | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,10 |
III | 0,8 | 1,2 | 0,8 | 1,25 |
IV | 0,7 | 1,4 | 0,7 | 1,40 |
V | 0,6 | 1,5 | 0,6 | 1,65 |
Таблица 2.3. Значения коэффициента корректирования (К3) нормативных показателей в зависимости от климатических условий эксплуатации
Район | Нормативные показатели | |||
Периодичность ТО | Удельная тру доемкость ТР | Ресурс до КР | Расход запасных частей | |
Умеренный | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Умеренно теплый; Умеренно теплый влажный; Теплый влажный | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Жаркий сухой, очень жаркий, сухой | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1.1 |
Умеренно холодный | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
Холодный | 0,9 | 1,2 | 0,8 | 1,1 |
Очень холодный | 0,8 | 13 | 0,7 | 1,1 |
При эксплуатации автомобилей в условиях высокой агрессивности окружающей среды нормативные показатели умножаются на следующие коэффициенты: ресурс до КР и периодичность ТО на 0,9; удельная трудоемкость и расход запасных частей на 1,1.
Классификация условий эксплуатации автомобилей приведена в табл. 2.4.Таблица 2.4. Классификация условий эксплуатации автомобилей
Категория условий эксплуатации | Условия движения | ||
У1 | У2 | У3 | |
Д1-Р1,Р2,Р3 | - | - | |
II | Д2-Р4 | Д1-Р1, Р2,Р3, Р4 | - |
Д2-Р1, Р2, Р3, Р4 | Д2- Р1 | ||
Д3-Р1,Р2,Р3 | |||
III | Д1-Р5 | Д1-Р5 | Д1-Р1,Р2,Р3,Р4,Р5 |
Дз-Рз | Д2- Р2,Р3,Р4,Р5 | Д2- Р1,Р2,Р3,Р4 | |
Д3-Р4-Р6 | Д3-Р1,Р2,Р3,Р4,Р5 | Дз- Р1,Р2,Р3 | |
Д4- Р1,Р2,Р3,Р4,Р5 | Д4-Р1,Р2,Р3,Р4,Р5 | Д4-Р1 | |
IV | Д5- Р1,Р2,Р3,Р4,Р5 | Д5-Р1,Р2,Р3, Р4,Р5 | Д2-Р5 |
Д3- Р4,Р5 | |||
Д4-Р2,Р3,Р4,Р5 | |||
Д5-Р1,Р2,Р3,Р4,Р5 | |||
V | Д6- Р1,Р2,Р3, Р4,Р5 |
Условные обозначения:
Д1— Д6 — дорожные покрытия:
Д1 - усовершенствованные капитальные (цементобетонные монолитные, железобетонные или армированные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на битумном основании);
Д2 - усовершенствованные облегченные (из щебня, гравия и песка, обработанные вяжущими материалами, из холодного асфальтобетона);
Дз - переходные ( щебенчатые и гравийные);
Д4 - переходные (из грунтов и местных каменных материалов, обработанных вяжущими материалами, мостовые из булыжника, зимники);
Д5 - низкие (фунт, укрепленный или улучшенный добавками, лежневое и бревенчатое покрытие);
Д6 - естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Р1—Р5— тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Р1 — равнинный (до 200 м);
Р2 — слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
Р3— холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Р4 — гористый (свыше 1000 до 2000 м);
Р5 — горный (свыше 2000 м).
У1—У3— условия движения:
У1— за пределами городской зоны (более 50 км от города);
У2 - в малых городах (до 100 тыс. жителей);
У3— в больших городах (более 100 тыс. жителей).
После определения скорректированной периодичности ТО проверяют ее кратность с последующим округлением до целых сотен километров.
Так как постановка автомобилей на техническое обслуживание производится с учетом среднесуточного пробега (lсс) через целое число рабочих дней, то пробеги до ТО-1, ТО-2 и КР должны быть кратны lсс и между собой.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основы «Положения о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
2. Какие существуют виды технического обслуживания?
3. Дайте характеристику базовых агрегатов и деталей автомобилей.
4. Какие существуют нормативы на ТО и ремонт автомобилей
5. Что такое корректирование нормативных показателей на ТО и ТР конкретных условий эксплуатации автомобилей?
6. Как определяется периодичность ТО подвижного состава?