ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Учреждение образования
Учреждение образования
«Республиканский институт профессионального образования»
Филиал «Профессионально-технический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
__________Т.А. Перская
«__» _________ 2014 г.
Техническая механика
Программа учебной дисциплины,
Методические рекомендации по ее изучению,
задания на домашнюю контрольную работу
и методические рекомендации по ее выполнению
Для учащихся заочного отделения
Специальность: 2-36 01 03 «Технологическое оборудование машиностроительного производства» (по направлениям)
Направление специальности: 2-36 01 03-01 «Техническая эксплуатация технологического оборудования машиностроительного производства»(производственная деятельность)
Автор: М.А.Бондарева, преподаватель филиала ПТК УО «РИПО»
Разработано на основе рабочей учебной программы дисциплины «Техническая механика», утверждённой ректором РИПО 05.07.2010 г.
Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных предметов/дисциплин № 1 от «29 » августа 2014 г.
Председатель цикловой комиссии___________________А.Е. Бибчикова
Минск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
2 ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 7
3 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 8
4 ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 9
5 ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 14
6 ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ.. 52
7 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ... 65
8 ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1. 68
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа дисциплины разработана на основе тематических планов, которые являются приложением к учебным планам учреждения образования филиала «Профессионально-технический колледж» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» для получения среднего специального образования, интегрированного с профессионально-техническим, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь 13.07.2009, №571, № 572,573.
«Техническая механика» является комплексной дисциплиной и включает в себя основные положения теоретической механики, сопротивления материалов и деталей машин.
Изучение дисциплины базируется на знании предметов: математики, физики, инженерной графики, технологии конструкционных материалов, нормировании точности и технические измерения, информатики.
Знания и умения, полученные при изучении дисциплины, являются необходимыми для последующего изучения дисциплин специального цикла и успешного практического обучения.
В связи с необходимостью изучения большого объёма учебного материала при сравнительно небольшом фонде учебного времени, отведенного на дисциплину, особенностью данной рабочей программы является то, что в разделе «Статика» решение задач объединено в отдельную тему «Применение уравнений равновесия для определения реакций связей». Решение задач производится по единому алгоритму, не зависимо от вида системы.
Логическая структура раздела «Сопротивление материалов» также изменена. В отличие от традиционного построения курса, когда каждый вид простого нагружения изучается отдельно, учебный материал объединён вокруг главных, узловых понятий и закономерностей. Например, темы «Внутренние силовые факторы»; «Напряжение»; «Расчёты на прочность и жёсткость» и т.д. Это даёт возможность сосредоточить основное внимание на всестороннем осмысливании учебного материала и самостоятельном творческом понимании. Такие знания позволяют учащимся не запоминать множество частных положений, а самим, на основе логических рассуждений, «вычерпывать» их из общих закономерностей.
Ещё одной особенностью изложения «Сопротивление материалов» является использование «алгоритм - формул» по основным понятиям. Алгоритм - формула есть информация, представленная с помощью символов. Причём вызубрить её не возможно, можно только понимать.
Программой предусмотрено восемь лабораторных работы и три практические работы.
Заключительным этапом в изучении дисциплины является выполнение учащимися курсового проекта. В процессе работы над проектом учащиеся знакомятся с последовательностью проектирования и основами конструирования деталей и сборочных единиц машин с учётом эксплуатационных, технологических и экономических требований. Приобретают навыки самостоятельной работы с учебной, специальной и справочной литературой, действующими стандартами.
В результате изучение дисциплины будущий специалист в области технической механики должен знать
на уровне представления:
- основные понятия, законы и методы технической механики;
- общие сведения о механических испытаниях материалов и деталей машин;
- факторы, воздействующие на детали машин в процессе их работы;
- пути уменьшения вредного воздействия неблагоприятных факторов на детали машин;
- критерии работоспособности и расчёта деталей машин;
- повышение производительности рабочих машин;
- общую методику расчёта деталей машин и механизмов;
- основы проектирования и конструирования деталей машин;
знать на уровне понимания:
- методы решения задач с использованием законов технической механики;
- особенности конструкций и методы расчета деталей и механизмов машин
- на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах нагружения (простом и сложном);
- основные понятия и аксиомы статики, связи и реакции связей;
- системы произвольно расположенных и параллельных сил;
- основные понятия кинематики;
- простейшие движения твердого тела;
- основные понятия и аксиомы динамики;
- основные понятия о сопротивлении материалов;
- виды механических передач;
- несущие, поддерживающие, корпусные и упругие детали;
- соединение деталей машин;
уметь:
- решать конструкторские задачи с использованием методов технической механики;
- строить и читать кинематические графики при равномерном и равнопеременном движении точки;
- составлять алгоритм проектирования и конструирования простых деталей и сборочных единиц машин;
- выбирать расчетную схему (модель) механизма и проводить соответствующие расчеты типовых для данной отрасли элементов машин в процессе проектирования;
- анализировать условия работы простейших механизмов и машин;
- проводить механические испытания материалов на растяжение, сжатие, срез, кручение, изгиб.
Программой дисциплины определены цели по каждой теме и спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.
Для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся предусмотрено проведение домашней контрольной работы.
В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 марта 2004 г. № 17).
К выполнению контрольной работы можно приступать только после изучения соответствующей темы и получения навыка решения задач.
Задачи контрольных работ даны в последовательности тем программы и должны решаться постепенно, по мере изучения материала. Все задачи и расчеты обязательно должны быть доведены до окончательного числового результата.
При затруднении в понимании какого-либо вопроса, нужно обратиться за разъяснениями в колледж.
В процессе изучения дисциплины каждый учащийся выполняет две контрольные работы по индивидуальным контрольным заданиям.
Контрольная работа включает шесть задач по теоретической механике по разделу статика и по сопротивлению материалов. Числовые данные в задачах выбираются в зависимости от имени, фамилии и отчества.
Учебными планами заочного обучения предусмотрено выполнение лабораторных работ по всем разделам дисциплины: теоретической механике, сопротивлению материалов и деталям машин. Наименование лабораторных работ и указания по их проведению учащиеся получают из колледжа.
Эти работы могут быть выполнены в период лабораторно-экзаменационных сессий.
Дисциплина «Техническая механика» изучается на 3 (шестой семестр) и 4 (седьмой семестр) курсах и выполняется две контрольные работы и курсовой проект.
Экзамены по дисциплине «Техническая механика» проводятся на 3 (шестой семестр) и 4 (седьмой семестр) курсах.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркуша, А.И. Техническая механика: Учебник для машиностроит. Спец. техникумов / А.И. Аркуша, М.И. Фролов. – М.: Высш. шк.,1983. – 447 с.
2. Аркуша, А.И. Руководство к решению задач по теоретической механике. Учебное пособие для техникумов / А.И. Аркуша. – М.: «Высшая школа», 1976. – 288 с.
3. Борель, Е.А. Сопротивление материалов. Ч. 1. Простое нагружение: Учебное пособие / Е.А. Борель. – Мн.: РИПО, 1998. – 235 с.
4. Куклин, Н.Г. Детали машин: Учеб. для маштностроит. спец. техникумов / Н.Г. Куклин, Г.М. Куклина. – М.: Высш. шк., 1987. – 383 с.
5. Мовнин, М.С. Основы технической механики: Учебник для технологических немашиностроительных специальностей техникумов / М.С. Мовнин, А.Б. Израелит, А.Г. Рубашкин. – Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1990. – 288 с.
6. Мовнин, М.С. Руководство к решению задач по технической механике. Учебное пособие для техникумов / М.С. Мовнин. – М.: «Высшая школа», 1977. – 400 с.
7. Никитин, Е.М. Теоретическая механика для техникумов / Е.М. Никитин. – М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983. – 336 с.
8. Тарг, С.М. Краткий курс теоретической механики / С.М. Тарг. – М.: Главная редакция физико-математической литературы изд-во «Наука», 1970. – 478 с.
9. Файн, А.М. Сборник задач по теоретической механике: Учеб. пособие для техникумов / А.М. Файн. – М.: Высш. шк., 1987. – 256 с.
10. Эрдеди, А.А. Техническая механика. Учебник для техникумов / А.А. Эрдеди, И.В. Аникин, Ю.А. Медведев, А.С. Чуйков. – М.: Высш. школа, 1980. – 446 с.
11. Эрдеди, А.А. Техническая механика: Теоретическая механика. Сопртивление материалов: Учеб. для машиностр. спец. техникумов / А.А. Эрдеди, Ю.А. Медведев, Н.А. Эрдеди. – М.: Высш. Шк., 1991. – 304 с.