ГАММА ДО МАЖОР (C-dur)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК. ЗВУК И ЕГО СВОЙСТВА
Все, что мы слышим, называется звуком.
Звук – это физическое явление, вызванное колебаниями упругого тела.
Звуки бывают шумовыми и музыкальными.
Шумовые звуки – звуки, не имеющие определенной высоты. Это скрип, треск, шорох и т.д.
Музыкальные звуки имеют 4 свойства:
1- Высота (высокие и низкие звуки, записывается нотой);
2- Длительность (длинные и короткие звуки);
3- Тембр – окраска звука (тембр голоса, тембр инструмента);
4- Громкость (громкие и тихие).
ЗВУКОРЯД
Это ряд звуков, расположенных по порядку вверх или вниз по высоте. Полный звукоряд насчитывает 88 звуков, 7 из них называются основными. Это: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Регистр - это отрезок звукоряда. Различают низкий, средний и высокий регистры.
ОКТАВА
Отрезок звукоряда, куда входят 7 основных звуков, называется октавой. Все октавы начинаются с ноты До. В музыке 9 октав: 7 полных и 2 неполных:
ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ
Длительность – это протяженность звука во времени. Основные длительности нот и их счет:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ К НОТАМ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ
К ним относятся:
1. Точка, стоящая справа от ноты, увеличивает её длительность наполовину.
- 1и 2
- 1и, 2и, 3и
2. Лига – вогнутая линия, связывающая стоящие рядом ноты одинаковой высоты (удлиняющая лига):
3. Фермата – знак, обозначающий не ограниченное временем увеличение длительности.
НОТНЫЙ СТАН. НОТА
Нотный стан – это 5 линеек, на которых пишутся ноты. Счёт линеек ведется снизу вверх. В начале нотного стана ставится черта, которая называется начальной.
Нота - это музыкальный знак на нотном стане, обозначающий высоту звука. Нота представляет собой кружок (головку) закрашенный или не закрашенный. Для обозначения длительности звуков к кружкам прибавляются палочки – штили, хвостики и рёбра.
Правописание нот на нотном стане: ноты на нотном стане пишутся на линиях, между линиями, на добавочных линиях сверху и снизу нотного стана. До третьей линейки нотного стана штили пишутся около нот справа вверх, начиная с третьей линейки и выше, штили пишутся вниз слева от ноты.
КЛЮЧИ
Ключ –это знак, закрепляющий за каждой линейкой нотного стана определенную высоту. В нотной записи чаще всего используются два ключа: скрипичный и басовый.
Скрипичный ключ или ключ Соль пишется со второй линейки нотного стана и закрепляет за ней высоту соль первой октавы.
Басовый ключ или ключ Фа пишется с четвертой линейки и закрепляет за ней ноту фа малой октавы.
ТОН И ПОЛУТОН
Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. Два полутона образуют тон. Между основными ступенями звукоряда 2 полутона: ми-фа, си-до и 5 тонов: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ
Это знаки, которые повышают или понижают ноты. Всего их пять:
Знаки альтерации бывают ключевые и случайные.
Ключевые знаки альтерации – знаки, расположенные около ключа. Они действуют на все произведение и на все октавы.
Случайные знаки альтерации – это знаки, которые ставятся перед нотой, (на той же линейке, что и сама нота, к которой относится знак). Они действуют один такт.
ГАММА. СТУПЕНИ.
РАЗРЕШЕНИЕ. ОПЕВАНИЕ
Гамма – это звуки, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до её повторения через октаву. Полная гамма состоит из 8-ми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой.
Звуки гаммы называются ступенями. Они обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII (I). Первая ступень гаммы называется тоника.
В любой гамме есть устойчивые и неустойчивые ступени. Устойчивые ступени – это I, III, V ступени. Вместе они образуют тоническое трезвучие. Оно обозначается Т53 - в мажоре и t53 - в миноре. Устойчивые ступени звучат законченно, на них можно остановиться, а на тонике всегда заканчивается музыка.
Остальные ступени гаммы называются неустойчивыми. Это II, IV, VI, VII ступени. Они требуют разрешения.
Разрешение – это переход неустойчивых звуков (ступеней) в устойчивые. Оно происходит по следующему правилу: II – I, IV – III, VI – V, VII – I.
Вводные ступени – это ступени, которые окружают тонику – II и VII ступени. Они самые неустойчивые и вводятся, т.е. разрешаются в тонику.
Опевание – это окружение устойчивого звука двумя неустойчивыми.
ГАММА ДО МАЖОР (C-dur)
Это мажорная гамма с тоникой До и без ключевых знаков.
ЛАД
Лад –это организация звуков вокруг тоники или взаимоотношение между устойчивыми и неустойчивыми звуками. В музыке наиболее широкое применение получили 2 лада: мажорный лад и минорный лад.
МАЖОРНЫЙ ЛАД
Это лад, в котором устойчивые звуки образуют мажорное трезвучие. Мажор переводится «большой» и звучит светло, ярко, торжественно.
ФОРМУЛА ПОСТРОЕНИЯ МАЖОРНОЙ ГАММЫ
ТОН – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН
Три вида мажора
Существует три вида мажора:
1. Натуральный;
2. Гармонический;
3. Мелодический.
Натуральный мажор – это такой вид мажора, в котором ступени при движении вверх и вниз не изменяются, и строится он по формуле тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Образцом для построения мажорной гаммы служит гамма До мажор:
Гармонический мажор – это такой вид мажора, в котором при движении вверх и вниз понижается VI ступень на полутон. Знак понижения VI ступени пишется перед нотой и называется случайным. Характерной особенностью гармонического мажора является ув.2 (1,5 тона) между VI и VII ступенями.
|
|
Мелодический мажор – это такой вид мажора, в котором при движении вверх и вниз понижаются VI и VII ступени на полутон.
|
|
МИНОРНЫЙ ЛАД
Минорный лад –это лад, в котором устойчивые звуки образуют минорное трезвучие. Минор переводится «мягкий» и звучи неярко, грустно.
ФОРМУЛА ПОСТРОЕНИЯ МИНОРНОЙ ГАММЫ:
ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН
Три вида минора:
Существует три вида минора:
4. Натуральный;
5. Гармонический;
6. Мелодический.
Натуральный минор – это такой вид минора, в котором ступени при движении вверх и вниз не изменяются, и строится он по формуле тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Образцом для построения мажорной гаммы служит гамма ля минор.
Гармонический минор – это такой вид минора, в котором при движении вверх и вниз повышается VII ступень на полутон. Знак повышения VII ступени пишется перед нотой и называется случайным. Характерной особенностью гармонического минора является ув.2 (1,5 тона) между VI и VII ступенями.
|
Мелодический минор – это такой вид минора, в котором при движении вверх и вниз повышаются VI и VII ступени на полутон.
|
|