Кинематическое исследование главного механизма

Структурный анализ главного механизма

Главный механизм станка состоит из пяти подвижных звеньев: 1-Кривошип; 2-Ползун; 3-Кулиса; 4-Шатун; 5-Ползун.

Используя кинематическую схему рычажного механизма станка, выпишем кинематические пары:

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru 0:0 - 1 - вращательная;

А:1 - 2 - вращательная;

2 - 3 - поступательная;

D:3 - 0 - вращательная;

В:3 - 4 - вращательная;

C:4 - 5 - вращательная;

5 - 0 - поступательная.

Рисунок 4.1 - Структурная схема механизма

Все пары 5-го класса. Всего в механизме р5 = 7 - число кине­матических пар 5-го класса. Подсчитаем степень подвижности плоского механизма по формуле Чебышева:

W -3n -2 p5=3×5-2×7=1 ,

т. е. данный механизм имеет одно начальное звено. Для выявления структурных групп построим структурную схему (рис. 4.1). В порядке присоединения к начальному звену 1 это будут следующие группы:

· звенья 2-3 - 1-я в порядке присоединения структурная группа (рис. 1, а), 2-ой класс, 2-ой порядок; 3-го вида;

· звенья 4-5 - 2-я в порядке присоединения структурная группа (рис. 1, б), 2-ой класс, 2-ой порядок; 2-го вида.

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

Рисунок 4.2 – Кинематические схемы групп Ассура: а – группа 2-3; б группа 4-5; звенья: 2, 5 – ползуны; 3 – кулиса; 4 – шатун.

Кинематическое исследование главного механизма

Цель кинематического исследования – определить координаты, линейные скорости и линейные ускорения осей шарниров и центров масс звеньев, углы поворота, угловые скорости и угловые ускорения звеньев для заданных положений начального звена.

2.1. Построение планов положений механизма.

Для построения планов положений механизма выбираем масштаб длин Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru = 0,0025 м/мм.. Вычисляем длины отрезков, изображающих звенья на чертеже:

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

На листе 1 формата А1 вычертим планы положений меха­низма. Построение проводим следующим образом: от начала координат О (0;0) строим точку В (уD =-200 мм; хD = 0) и отмечаем положение на­правляющей β-β для ползуна 5 (у5-0 = 80 мм), затем из точки О радиусом ОА=40 мм описываем окружность (это траектория точки А на кривошипе 1). Из точки D проводим касательные к окружности, которые будут крайними положениями кулисы DB. При этом звено 1 (кривошип ОА) ┴ DB. Угол по­ворота кривошипа ОА от правого крайнего до левого крайнего положения называется углом рабочего хода (фрх = 206°), угол холостого хода: фхх = 360 – 206 = 154°.

Строим 8 планов положений механизма. Начальное положение меха­низма соответствует началу рабочего хода (кривошип ОА ┴ DB), остальные положения соответствуют углам поворота кривошипа, равным: Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru - на рабочем ходу и Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru - на холостом ходу. Для построения планов положений механизма определим траекторию движения точки В - это дуга, проведенная радиусом DB = 328 мм (центр - точка О). Положение точки С на направляющей β-β определяем, делая засечки размером ВС=120 мм из соответствующих точек В1... В8.

2.2. Определение скоростей.

2.2.1. Определение линейных скоростей шарнирных точек механизма. Записываем векторные уравнения скоростей по группам Ассура, начиная с группы 2-3.

Рассмотрим структурную группу 2-3. Общая точка – А. Точки присоединения: звено 2 присоединяется в точке A1, 2 , звено 3 – в точке D . Для звена 2 используем вторую теорему механики, которая свяжет скорость точки A3на направляющей и точки A2на ползуне(точка присоединения).Для звена 3 используем первую теорему механики, которая свяжет точку A3 с точкой D (точка присоединения, скорость которой известна VD = 0 ).

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru В уравнениях: Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru вектор Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru направлен Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru OA в направлении Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru ; Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , величина неизвестна; Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , величина неизвестна Строим план скоростей. Для этого определим масштабный коэффициент: Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , где Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru =50мм – отрезок плана скоростей, изображающий вектор Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

Рассмотрим построения плана скоростей для положения 2. Из полюса Р проводим Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , из точки Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru линию ⫽ AD. Затем строим вектора второго уравнения: Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , точка d в полюсе Р, из полюса проводим направление Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru AD до пересечения с направлением ⫽AD; на пересечении получим точку Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru ; Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru . Рассмотрим группу Ассура 4-5. Точки присоединения группы 4-5: точка Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , скорость которой определим по теореме подобия из соотношения: Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru а так же точка Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , скорость которой Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru так как точка принадлежит стойке. Неизвестной является скорость точки Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru . Запишем систему векторных уравнений, воспользовавшись первой и второй теоремами механики. Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru где Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru = Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , м/с, на плане скоростей откладываем из полюса отрезок Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , мм; вектор Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru по величине неизвестен; проводим из точки b линию ┴ CB; Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , точка Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru в полюсе, из полюса проводим линию ⫽ направлению вектора Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru (⫽ направляющей ползуна 5), пересечение ее с линией ┴ СВ определяет точку С. Скорость Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , м/с. Из плана скоростей имеем: относительные скорости Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , м/с; Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , м/с;

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , м/с; Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , м/с; Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru м/с; где Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru - отрезки из плана скоростей, мм.

Для определения скорости центров масс звеньев механизма воспользуемся тео­ремой подобия и найдем на плане точки S3 и S4 из условия, что они находятся на се­рединах звеньев DВ и ВС. На середине отрезка (рb) ставим точку S3 и находим Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru = (рз3 )* Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru ; на середине отрезка (bс) строим точку S4, соединяем ее с полю­сом P и находим Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru = (ps4 )* Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , м/с. Планы скоростей строим для восьми положений. 2.2.2 Определение угловых скоростей звеньев. Угловая скорость звеньев 2гои3го одинакова, так как они образуют по­ступательную пару. Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Угловая скорость 4 го звена Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Покажем направления угловых скоростей звеньев 3 и 4. Для этого век­тор относительной скорости Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru мысленно перенесем из плана скоростей на звено 3 в точку А и посмотрим, куда повернет этот вектор звено относитель­но неподвижной точки D; также поступим и с определением направления Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru : вектор Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru мысленно перенесем в точку С и посмотрим, куда этот век­тор повернет звено 4 относительно мысленно неподвижной точки В. На­правления ω показаны на схеме механизма.

Величины, полученные из пла­нов скоростей, занесем в табл. 4.1. Нахождение ускорений выполняем после определения истинного закона движения начального звена.

№ пол. Величины
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru (Vb) Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru
1.5
1.05 1.7 0,27 1.08 1.67 0,85 1,68 2,08 0,9
2.24 1.5 2.24 1,12 2,24 2,73
1.05 1.7 0,27 1.08 1.77 0,85 1,68 2,08 0,9
1.5
1.11 2.23 0.37 1.02 2.235 1,115 2,22 2,72 1,23
3.51 1.5 3.51 1.76 3,51 4,29
1.11 2.23 0.37 1.02 2.13 1,115 2,175 2,72 1,23

2.3 Построение планов ускорений механизма для 2го и 6го положения.

Запишем векторные уравнения ускорений:

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

Величины и направления ускорений представлены в табл. 4.4

Строим план ускорений в масштабе:

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

Угловые ускорения звеньев:

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

Вектор Величина Направление на кинематической схеме Отрезок на плане
2е положение 6е положение
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru ⫽OA в стор. от т.А к т.О Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru =60
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru в стор. Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru 15
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru - ⫽AD - -
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru ⫽AD в стор. от т.А к т.D Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru - ┴ AD - -
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru По условию и подобию Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru На продолжении Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru - -
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru ⫽ВС в стор. от т.С к т.В b Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru - ┴ ВС - -
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru - - -
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru - ⫽ОУ - -

Приведение сил и масс

3.1 Приведение сил.

При исследовании движения механизма, находящегося под действием заданных сил, удобно все эти силы, действующие на различные звенья, заме­нить одной силой, приложенной к одному из звеньев механизма. Звено приве­дения - звено 1.

При этом необходимо, чтобы работа на рассматриваемом возможном пе­ремещении или мощность, развиваемая замещающей силой, были соответст­венно равны сумме работ или мощностей, развиваемых действующими силами. Замещающая сила называется приведенной силой, прикладывается в точке А звена 1, а момент от этой силы называется приведенным моментом (М пр) и для данного механизма определяется по формуле: Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

для всех положений механизма. Рпс = 5000 Н - сила полезного сопротивления (график Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru для рабочего хода на листе 1, силы тяжести: Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru ; Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru . Силами, которые меньше 2% от максимальной (это сила Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru =520Н, т.е. 2% от 520 это 11.6Н)-пренебрегаем.

№ пол. Величины
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru
-968.6 -0,139 -20.86 -66.17
-1299.2 -86.61
-1026.6 0.139 20.86 -66.85
-0,135 -31.5 -2.54
0.165 31.5 2.54

На листе 2 в левой части строим график зависимости приведен­ного момента сил (М пр) от угла поворота звена 1 (ф1). Масштабные коэффициенты: Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru 3.2 Определение избыточной работы внешних сил. График работы сил сопротивления строим методом графического интегрирования графика приведенного момента сил. Для графического интегрирования выбираем произвольное полюсное расстояние, например Н = ор = 100 мм. На каждом участке 1-2, 2-3 и т.д. заме­няем кривую Мпр1) горизонтальной прямой (параллельной оси абсцисс Оф1) так, чтобы площадь образованного прямоугольника равнялась площади криволинейной трапеции. Продлеваем горизонтальную прямую до пересечения с осью ординат и соединим точку пересечения 1', 2', 3' с полюсом р, получим лучи р-1', р-2', р-3' и т.д. Под графиком Мпр ( Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru ) строим систему координат, ось абсцисс - ф1, ось ординат - А (работа). Проводя в этой системе координат последовательно отрезки 0"-1", 1"-2", 2"-3"...параллельно лучам р-1',р-2',р-3'... строим график работ сил сопротивления Ас1). Масштабные коэффициенты оси ординат графика Ас1) определим по формуле:

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

В одной системе координат с графиком работы сил сопротивления Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru строим график работы движущих сил Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru считая, что в первом приближении приведенный момент движущих сил Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru постоянный, а ра­бота сил сопротивления равна работе движущих сил за один цикл: Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru = Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru . Так как Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru = const и его работа будет пропорциональна углу пово­рота ф1, то последнюю точку 8" ломаной кривой АС1) соединим с началом координат 0. Полученная наклонная прямая будет графиком Адс1).

Для построения графика Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru проводим графическое дифференциро­вание Адс1): из полюса р проводим линию параллельную линии 0-9" до пе­ресечения с осью ординат, а через точку пересечения проведем линию па­раллельную оси абсцисс. Это и будет график Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru .

График избыточной работы ΔА внешних сил получим вычитанием из графика Адс работы движущих сил АС - работы сил сопротивления:

ΔА = Адс _ АС .

Масштаб этого графика оставляем равным масштабу графика работы Адс и АС.

3.3 Приведение масс.

Приведенная масса - это такая фиктивная масса, помещенная в подвиж­ной точке звена приведения, кинетическая энергия которой равна кинетической энергии всех движущихся звеньев механизма. Вместо приведенной массы в расчетах удобнее использовать приведенный момент инерции. Для рассматриваемого механизма приведенный момент инерции опреде­лим для всех рассматриваемых положений механизма по формуле: Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru Значения приведенных моментов инерции:

  № положения
Величины
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru 22.6 22.4 55.8 22.4
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru 9.9 17.6 9.9 17.2 43.1 16.6
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru 97.6 175.6 109.6 174.8 431.2 158.8
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru 8.22 14.16 8.22 14.06 34.97 14.06
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru 0,057 0.057 0.106 0.106
Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru 0,57 1.022 0.626 1.016 2.51 0.942

Строим на листе 2 график зависимости Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru в масштабе

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

3.4. Определение момента инерции маховика.

Исключая параметр Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru , строим кривую «энерго-масс» по методу профессора Виттенбауэра. Проводим на поле диаграммы «энерго-масс» касательные к кривой под углом к оси абсцисс Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru сверху и Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru снизу. Величины Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru и Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru находим по формулам:

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

Замерив на оси ΔА отрезок (ab) между очками пересечения касательных с осью ординат, можем подсчитать момент инерции маховика:

Кинематическое исследование главного механизма - student2.ru

Наши рекомендации