Неустойчивость течения в подшипниках

Подшипники скольжения могут быть источниками автоколебаний с повышенными амплитудами.

Закономерности течения в тонком масляном слое рассмотрим на примере двух относительно движущихся пластин 1 и 2, изображенных на схеме (рис). Зазор между пластинами h много меньше их продольных размеров.

Рисунок!

Зазор h полагаем переменным вдоль по координате x, а пространство между поверхностями – заполненным вязкой несжимаемой жидкостью. Задача заключается в определении поля давлений, вызываемого движением ограничивающих поверхностей А и В. Пластина 2 перемещается вдоль оси x со скоростью U2 и в направлении оси y co скоростью V. Движение жидкости при сделанных допущениях может быть представлено дифференциальным уравнением неразрывности:

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (1)

и уравнениями движения Навье-Стокса:

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (2)

Соответствующие ускорениям силы инерции малы по сравнению с силами вязкости и поэтому указанные составляющие отброшены. Так как реализуется течение в щели, производные неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru и неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru много меньше неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru . Аналогичный вывод можно сделать относительно производных от v и w. Поэтому уравнения (2) упрощаются:

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (3)

Так как производные неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru и неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru не зависят от y, эти уравнения могут быть проинтегрированы при следующих граничных условиях:

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (4)

Проинтегрировав первое уравнение из системы (3), получим:

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (5)

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (6)

Подставив первое граничное условие, получим неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; из второго имеем: неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; подставим значения постоянных в уравнение (6):

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (7)

В результате интегрирования второго и третьего уравнения из системы (3) и ряда преобразований получим:

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (8)

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (9)

После дифференцирования уравнений (7)-(9), подстановки в (1) и осреднения (интегрирования по высоте щели) получим:

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (10)

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (11)

Уравнение (11) связывает распределение давления с формой щели и движением ее ограничивающих поверхностей. В уравнении присутствует нормальная составляющая скорости V, которая не равна нулю при колебаниях ротора. При расчетах статических режимов принимают V=0. Если поверхность 1 неподвижна, то U1=0. Если пластина бесконечна то неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru . Это позволяет привести уравнение (11) к виду:

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (12)

Из уравнения (12) следует, что для создания гидродинамических подъемных сил в подшипнике необходимо образование масляного клина неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru . При постоянном зазоре неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru значения неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru , а следовательно подъемная сила отсутствует.

Рассмотрим случай плоского движения в соответствии со схемой на рис, где изображена пластина шириной неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru и перемещающаяся относительно нее плоскость. В данном случае пластина имитирует вкладыш упорного подшипника. Уравнение движения будет в виде (12), проинтегрировав которое получим:

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (13)

Используя граничные условия:

- при x0 h=h0 , p=0;

- при xm h=hm, p=pmax, dp/dx=0;

получим неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (14)

В результате имеем неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (15)

Проинтегрировав (15), после ряда преобразований найдем

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (16)

Несущая способность элемента пластины единичной длины

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (17)

Координата опоры вкладыша неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru может быть определена из уравнения моментов

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (18)

Преобразуем уравнение (18)

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (19)

Анализируя производную неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru , находим максимум Q при α=2,2. Этому оптимальному соотношению будет соответствовать отношение для выбора точки опоры неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru . Несущую способность опорного вкладыша конечной длины l необходимо определить с учетом распределения p(z), которое в первом приближении можно считать параболическим.

РАСЧЕТ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА

При расчетах подшипника обычно используется понятие коэффициента нагруженности (грузоподъемности), введение которого может быть обосновано анализом подобия процессов течения в слоях смазки. Исследуемые течения двух масляных слоев подобны, если параметры движения (давления, скорости, перемещения) для второго подшипника могут быть получены по параметрам первого подшипника путем умножения на масштабные коэффициенты. Воспользуемся уравнением Рейнольдса:

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (1)

и, обозначив масштабные коэффициенты: линейных размеров Kx, зазоров Kh, давлений Kp, динамических вязкостей Kµ, угловых скоростей Kω, найдем масштабные коэффициенты и необходимые критерии. Для двух различных подшипников произведения масштабных коэффициентов будут равны неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru для первого члена в левой части и неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru для первого члена в правой части, а их отношение неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru . Следовательно, можно записать выражение для безразмерного критерия подобия:

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (2)

Умножив и разделив на ld, получим коэффициент нагруженности неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru , где неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru – радиальное усилие на подшипник. Однако величина ζ в этом виде получена из условия одномерности, и для уточнения к этой характеристике должны быть добавлены геометрические параметры неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru - относительный эксцентриситет, неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru – относительная длина и α – угол охвата, без которых представление p через отношение неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru и величины h через δ будет характеризоваться неопределенностью. Отметим, что неопределенность таким добавлением параметров не устраняется полностью, так как при этом не учитывается реальный характер эпюры давлений. Геометрически должны быть подобны камеры подвода и отвода масла, полости охлаждения и др. Поэтому используются специальные функции Φ1, Φ2 и Φ3, подтверждаемые экспериментально.

При расчетах стационарного режима неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru и, следовательно,

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (3)

Формула (3) иллюстрирует взаимосвязанность основных факторов, влияющих на процесс смазки. Отсюда следует, что грузоподъемность подшипника растет с увеличением µ, и падает с увеличением относительного зазора ψ.

Необходимый объемный расход масла определяется по формуле

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru , (4)

где неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru – безразмерный коэффициент расхода, определяется по графику.

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (5)

В формуле (5) преобразования выполнялись с учетом неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru .

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (6)

неустойчивость течения в подшипниках - student2.ru ; (7)

Наши рекомендации