Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
«Определение поперечных сил и изгибающих моментов для балки с жесткой заделкой»
Специальность: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта »
Дисциплина: «Техническая механика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Санкт-Петербург
Рассмотрено
на заседании ЦК №7
Инженерная графика и
техническая механика
Протокол №_____________
от «____» _________2013 г.
Председатель ЦК
__________ Григорьева Е.В.
Рекомендовано
методическим советом
Протокол №_____________
от «____» _________2013 г.
Исполнители ______________________________ Н.Н. Силенок
Рецензент:
Председатель ЦК «Электромеханические дисциплины»
_____________________________ Т.А. Володькина
Редактор ___________________________ С.А. Федоров
Аннотация
Методические указания составлены с учётом требований ФГОС третьего поколения и предлагают подробное описание организации проведения лабораторной работы «Определение поперечных сил и изгибающих моментов для балки с жесткой заделкой». Указания предназначены студентам АТЭМК всех специальностей, осваивающим дисциплину «Техническая механика».
В методических указаниях даны подробные указания, позволяющие определить поперечные силы и изгибающие моменты, возникающие в поперечных сечениях балки с жесткой заделкой.
Содержание
Введение5
1 Цель и задачи лабораторной работы №46
1.1 Цель работы 6
1.2 Задачи работы6
2. Содержание лабораторной работы7
2.1 Теоретическая часть: 7
2.2 Практическая часть: 7
3 Нормативная и учебная литература8
3.1 Учебная литература 8
3.2 Нормативная литература 8
4 Меры безопасности на рабочем месте9
5 Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы10
5.1 Условия и организация работы 10
5.2 Последовательность и технология выполнения работы11
6 Вопросы для самоконтроля12
Бланк отчёта о лабораторной работе №113
ПриложениеСхемы балок17
Введение
Государственный образовательный стандарт, формирующий государственные требования подготовки специалистов, включает в обязательный минимум специальных дисциплин курс «Техническая механика», являющийся теоретической базой для подготовки инженерно-технических работников. Все знания и навыки, полученные при изучении технической механики, найдут применение в процессе изучения специальных предметов.
Чтобы овладеть своей специальностью, специалисту необходимо иметь не только хорошую общетехническую подготовку, но и практические навыки. Курс лабораторных работ способствует детальной проработке изучаемого материала и усвоению основных опорных элементов изучаемого материала.
Цель и задачи лабораторной работы №1
1.1Цель работы
Определить поперечные силы и изгибающие моменты, возникающие в поперечных сечениях балки с жесткой заделкой .
1.2 Задачи работы
1.2.1 Закрепление знаний по теме «Плоская система произвольно расположенных сил» теоретической механики.
1.2.2 Закрепление навыков определения поперечных сил и изгибающих моментов в поперечных сечениях балки с жесткой заделкой.
Содержание лабораторной работы
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Ознакомление с представленной схемой балки с жесткой заделкой.
2.1.2 Составление расчетной схемы балки с жесткой заделкой.
2.2 Практическая часть
2.2.1 Определение реакций жесткой заделки балки с использованием уравнений равновесия теоретической механики.
2.2.2 Определение поперечных сил и изгибающих моментов с использованием метода сечений сопротивления материалов.
2.2.3 Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.
2.2.4 Сравнение значений реакций жесткой заделки балки, полученных методами теоретической механики и сопротивления материалов.
2.2.5 Заполнение бланка-отчета и защита работы.
3 Нормативная и учебная литература
3.1 Учебная литература
Олофинская В.П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий: учебное пособие. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 349 с.
Эрдеди А.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов: учебное пособие / А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди. 11-е изд. стер.- М.: Высшая школа, 2010. – 320 с.
3.2 Нормативная литература
- Инструкция по охране труда для студентов в кабинете технической механики;
Меры безопасности на рабочем месте
Перед проведением лабораторной работы студенту необходимо:
- проверить правильность установки стола, стула;
- подготовить к работе рабочее место, убрав все лишнее со стола, а портфель или сумку с прохода;
- учебники и используемые приспособления разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание;
- обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках немедленно доложить преподавателю.
Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.
Во время проведения лабораторной работы студентам необходимо:
- изучить содержание настоящих Методических указаний;
- находиться на своем рабочем месте;
- неукоснительно выполнять все указания преподавателя;
- соблюдать правила эксплуатации оборудования;
- соблюдать осторожность при обращении с оборудованием;
- постоянно поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте.
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
5.1 Условия и организация работы
Выполнение работы предусматривает теоретическую и практическую части. Выполнение практической части предполагает наличие у студентов знаний о методе сечений, правилах определения поперечных сил и изгибающих моментов балок с жесткой заделкой.
В теоретической части лабораторной работы под руководством преподавателя студенты:
- знакомятся с рабочим местом;
- усваивают меры безопасности;
- изучают Методические рекомендации по проведению лабораторной работы;
- знакомятся с учебной и нормативной литературой;
- знакомятся с представленной схемой балки с жесткой заделкой;
- составляют расчетную схему балки с жесткой заделкой.
В практической части лабораторной работы под контролем преподавателя студенты:
- определяют реакции жесткой заделки, применяя уравнения равновесия теоретической механики;
- определяют значения поперечных сил и изгибающих моментов в контрольных точках;
- строят эпюры поперечных сил и изгибающих моментов;
- определяют реакции жесткой заделки балки по эпюрам;
- сравнивают значения реакций жесткой заделки, полученные методами теоретической механики и сопротивления материалов;
- делают необходимые выводы;
- заполняют бланк отчёта о лабораторной работе.
После заполнения бланка отчёта о лабораторной работе студенты:
- отвечают на контрольные вопросы;
- сдают отчет преподавателю.
5.2 Последовательность и технология выполнения работы
Определение поперечных сил и изгибающих моментов проводится для балок с жесткой заделкой в следующей последовательности:
1) Выбрать схему балки из Приложения данных Методических указаний в соответствии с порядковым номером студента в классном журнале.
2) Составить расчетную схему балки.
3) Составить уравнения равновесия для данной балки.
4) Определить значения реакций жесткой заделки.
5) Определить контрольные точки балки, в которых будут вычислены значения поперечных сил и изгибающих моментов.
6) Определить значения поперечных сил и изгибающих моментов в контрольных точках.
7) Построить эпюры поперечных сил и изгибающих моментов
8) Проверить согласование построенных эпюр.
9) Определить значения реакций жесткой заделки по построенным эпюрам.
10) Сравнить значения реакций, полученных разными методами.
11) Сделать вывод, записать его в бланк отчёта.
12) Ответить на вопросы для самоконтроля.
13) Предъявить результаты работы преподавателю.
Вопросы для самоконтроля
1) Что такое реакция опоры?
2) Какие реакции возникают в идеальных опорах?
3) Напишите уравнения равновесия для плоской системы произвольно расположенных сил.
4) В чем заключается метод сечений?
5) Что такое прямой изгиб?
6) Какие внутренние силовые факторы возникают при изгибе?