Стоя спиной к гимнастической стенке, взяться за рейку на уровне выше головы, прогибание вперед
7. Прыжки вверх на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается) непрерывно. Количество прыжков подряд постепенно увеличивается.
Прыжки в глубину с коня, с гимнастической стенки, на гимнастические маты (для юношей и мужчин).
9. Игры «Мяч среднему» и «Подвижная цель», описанные в предыдущем уроке.
Основная часть—90 мин.
I. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками —40 мин,
Передачи мяча в направлениях зон 5—3—4, 5—2— 3, 1—3—2. Игроки стоят в колоннах в указанных зонах, а после передачи переходят в ту же колонну (описание дано раньше).
Надо добиваться, чтобы при второй передаче из зоны 3 игрок располагался боком к сетке или даже вполоборота к сетке, лицом к игроку, которому он будет посылать мяч. Новички часто допускают ошибку, стоя чуть ли не
Рис. 51. Прием мяча от нападающего удара
Спиной к сетке. Мяч в этом случае при второй передаче уходит от сетки, хотя должен направляться параллельно ей. Надо требовать также высокой передачи.
Встречная передача мяча с переходом из колонны в колонну. Соревнование: кто дольше продержит мяч в воздухе, т. е. не даст ему упасть на площадку (ловить нельзя).
3. Прием мяча сверху, от инструктора, который посылает мяч передачей или ударом. Инструктор располагается в зоне 4, занимающиеся в зоне 1. На противоположной стороне площадки это упражнение помогает проводить кто-либо из занимающихся, владеющих навыками игры в волейбол (рис. 51).
II. «Борьба за мяч» (описание дано в предыдущих уроках) — 10 мин.
III. Учебная игра в волейбол—40 мин.
Заключительная часть—5 мин,
УРОК 17
Задачи урока: 1. Физическая подготовка. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. 3. Тактика вторых передач.
Продолжительность урока—120 мин.
Инвентарь—теннисные (хоккейные), набивные, волейбольные мячи.
Подготовительная часть —25 мин.
1. Во время перемещения подбрасывание мяча инструктором служит сигналом для прыжка вверх, бросание мяча вниз — сигнал для имитации верхней передачи в низкой стойке, поднятие мяча — сигнал для имитации подачи. Таким образом, на каждый сигнал занимающиеся должны реагировать соответствующим ответным действием.
2. Во время бега по сигналу (подбрасывание мяча) бег в противоположном направлении, если преподаватель поднимает руку с мячом в сторону — остановка и выполняются три-четыре приставных шага в соответствующую сторону.
Имитация прямого нападающего удара.
4. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (гимнастические скамейки, набивные мячи, гимнастические
палки, положенные поперек на две параллельно поставленные гимнастические скамейки).
Броски набивного мяча через сетку в прыжке (урок 16).
6. Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на полу. Расстояние от 5 до 10 м. Метание выполняется в прыжке, с места, с разбега, через сетку. Затем проводится соревнование на точность метания.
7. «Эстафеты с прыжками». Условия те же, что и в эстафетах с бегом, только на пути надо перепрыгнуть через препятствия (гимнастические скамейки, набивные мячи и т. п.).
8. «Охотники и утки». Одна команда («охотники») становится по кругу, другая («утки») располагается в середине круга. «Охотники» стараются попасть волейбольным мячом в «уток», «утки» увертываются; кого заденет мяч, тот выходит из круга. Учитывается время, которое «охотники» затратили на то, чтобы «перестрелять» всех «уток».
Основная часть—90 мин.
1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками —40 мин.
Передача мяча за счет резких движений кистями и пальцами.
Упражнения 1, 2 и 3 из урока 16.
II. Игра «Мяч ловцу» —10 мин.
Игра «Мяч ловцу» организуется по тому же принципу, что и игра «Борьба за мяч», только у лицевых линий в кругах стоят ловцы (один от команды), а возле них—игроки противника (2—3 человека), которые стараются перехватить мяч. Задача состоит в том, чтобы, передавая мяч друг другу, перебросить его своему ловцу. За пойманный мяч команда получает очко.
III. Учебная игра в волейбол—40 мин.
Задание—второй передачей стремиться из зоны 3 направить мяч в зону 4 или 2 в зависимости от того, где в данный момент находится более сильный игрок (или определить его условно). Для этого игрок зоны 3 должен занять удобное исходное положение лицом к «сильнейшему» игроку.
Заключительная часть — 5 мин.
УРОК 18
Задачи урока: 1. Физическая подготовка. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. 3. Совершенствование навыков нижней прямой подачи мяча.