Часть III. ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ движения автомобиля
Цель работы: освоение студентами основных методов динамического расчета механических систем; определение целесообразных областей использования каждого из этих методов.
Основные вопросы, подлежащие разработке:
Задачу решить двумя способами:
- с помощью теоремы об изменении кинетической энергии механической системы;
- с помощью с помощью дифференциальных уравнений движения механической системы.
В результате выполнения работы должны быть определены все основные параметры динамики движения автомобиля.
Исходные данные:
Условие задачи, схема движения автомобиля, значение параметров в таблице 3 согласно заданию.
3.1. Определение динамических характеристик автомобиля с помощью теоремы об изменении кинетической энергии
Задание. Какой путь s прошел по прямой до остановки автомобиль, если в момент выключения мотора он двигался со скоростью v =72 км/ч=20 м/с. Вес кузова автомобиля с водителем и пассажирами равен =1 кН, вес каждого из четырех колес
= 20 Н. Радиус инерции колеса относительно оси, проходящей через его центр инерции перпендикулярно к плоскости материальной симметрии, равен
= 20 см, радиус колеса r =25 см. Коэффициент трения качения колес о шоссе
=0.1 см.
За какое время и на каком расстоянии может быть остановлен тормозом автомобиль, идущий по горизонтальному пути со скоростью v=72 км/ч, если сопротивление движению, развиваемое при торможении, составляет (п – коэффициент пропорциональности, Р - вес автомобиля, С – центр тяжести автомобиля).
Колеса автомобиля катятся без скольжения. Силой сопротивления воздуха пренебречь (рис. 3.1).
Рисунок 3.1
Решение 1. При движении автомобиля направо направление положительного отсчета угла поворота φ колес выбираем по часовой стрелке.
Запишем теорему об изменении кинетической энергии системы материальных точек:
. (3.1)
где - кинетическая энергия автомобиля в первом положении;
- кинетическая энергия во втором положении автомобиля;
- работа внешних сил, приложенных к автомобилю;
- работа внутренних сил, приложенных к автомобилю.
Рисунок 3.2
Изобразим внешние силы, приложенные к автомобилю (рис. 3.2): и
- силы тяжести колес;
и 2
- нормальные силы реакций, смещенные относительно центра тяжести колес в сторону движения на величину коэффициента трения качения
; 2
и 2
– силы трения колес о шоссе, направленные в сторону, противоположную движению (после выключения двигателя все колеса автомобиля оказываются ведомыми). Внутренние силы не изображаем, считая автомобиль неизменяемой системой и пренебрегая силами внутреннего трения. Следовательно, сумма работ всех внутренних сил автомобиля равна нулю. Теперь уравнение (3.1) принимает вид
. (3.2)
Сумма работ всех внешних сил системы на искомом перемещении s равна
(3.3)
(коэффициенты «4» соответствуют числу колес автомобиля).
Так как разность высот Δh при перемещениях точек приложения сил и 4
равна нулю, то
. (3.4)
При качении колес без скольжения их мгновенные центры скоростей К находятся в точках касания. Силы трения всегда приложены к колесам в точках, совпадающих с мгновенными центрами скоростей К и перемещаются вместе с ними. Мощность этих сил трения, вычисляемая по формуле
где - скорость мгновенного центра скоростей равна
.
Следовательно, работа сил трения на конечном перемещении, равная интегралу от мощности по времени, тоже равна нулю:
. (3.5)
Учитывая, что радиусы колес и коэффициенты трения качения для всех четырех колес одинаковы, приводим вычисленные суммы работ пар качения к одному колесу, считая нормальное давление равным . Так как коэффициент трения качения
является плечом пары трения качения, то момент пары трения качения
будет
.
Элементарная работа пары трения качения равна
(3.6)
(работа отрицательна, так как направление момента пары трения качения противоположно направлению угла поворота φ колес), где dφ - элементарное угловое перемещение колеса вокруг мгновенного центра скоростей К. Учитывая, что dφ связано с элементарным перемещением ds центра тяжести С колеса зависимостью
,
получим
. (3.7)
Подставляя значение dφ из формулы (3.7) в (3.6), находим:
. (3.8)
Для вычисления суммарной работы пары трения качения на конечном перемещении центра тяжести С колеса остается взять от выражения δA по формуле (3.8) определенный интеграл в пределах от 0 до s. После вычислений получим:
. (3.9)
Подставляя значения A(P1), 4A(P2), 4A(Fтр), 4A(Mтк) из формул (3.4), (3.5) и (3.9) в (3.3), находим сумму работ всех внешних сил, приложенных к автомобилю на его перемещении, равном s:
. (3.10)
Переходим к вычислению кинетических энергий автомобиля в его начальном и конечном положениях. Так как в конечном положении, т.е. в момент остановки, скорости всех точек равны нулю, то
. (3.11)
Запишем кинетическую энергию автомобиля, состоящего из кузова с водителем и пассажирами и четырех колес, в виде
. (3.12)
Кузов с водителем и пассажирами совершает поступательно движение, поэтому
. (3.13)
Колеса совершают плоское движение, поэтому
; (3.14)
так как
,
то формула (3.14) принимает вид
. (3.15)
Внося значения и 4
из формул (3.13) и (3.15) в (3.12), находим кинетическую энергию автомобиля в ее начальном положении:
. (3.16)
Подставляя значения ,
и
из формул (3.10), (3.11) и (3.16) в уравнение (3.2) и решив это уравнение относительно s, получим:
м.
3.2. Определение динамических характеристик движения автомобиля с помощью дифференциальных уравнений
Решение 2.За ось координат примем ось х, направленную вдоль пути торможения автомобиля. Начальными условиями будут: ,
,
. Задаваемые силы – вес автомобиля
и сила сопротивления движению при
,
. Дифференциальное уравнение движения автомобиля будет иметь вид (рис. 3.2):
.
Интегрируем это уравнение дважды и получаем:
.
По начальным условиям находим постоянные интегрирования и
:
,
Тогда
.
По условию задачи требуется найти время остановки автомобиля, т.е. при v=0 ( ). Из первого уравнения находим это время:
с.
Подставляя во второе уравнение движения автомобиля, находим путь пройденный автомобилем до полной остановки:
м.
Таблица 3 – Номера вариантов и исходные данные
№ п.п. | v, км/ч | Р1, кН | Р2, Н | ρ, см | r, см | fк, см | п |
0,1 | 0,2 | ||||||
0,11 | 0,25 | ||||||
0,12 | 0,3 | ||||||
0,1 | 0,1 | ||||||
0,11 | 0,11 | ||||||
0,12 | 0,12 | ||||||
0,1 | 0,1 | ||||||
0,11 | 0,11 | ||||||
0,12 | 0,12 | ||||||
0,1 | 0,1 | ||||||
0,11 | 0,11 | ||||||
0,1 | 0,2 | ||||||
0,11 | 0,25 | ||||||
0,12 | 0,3 | ||||||
0,1 | 0,1 | ||||||
0,11 | 0,11 | ||||||
0,12 | 0,12 | ||||||
0,1 | 0,1 | ||||||
0,11 | 0,11 | ||||||
0,12 | 0,12 | ||||||
0,1 | 0,1 | ||||||
0,11 | 0,11 | ||||||
0,1 | 0,2 | ||||||
0,11 | 0,25 | ||||||
0,12 | 0,3 | ||||||
0,1 | 0,1 | ||||||
0,11 | 0,11 | ||||||
0,12 | 0,12 | ||||||
0,1 | 0,1 | ||||||
0,11 | 0,11 |