Безопасное обслуживание судовых рефрижераторных установок
При обслуживании рефрижераторных установок необходимо руководствоваться Правилами технической эксплуатации холодильных установок на судах ФРП, Правилами техники безопасности на судах ФРП, а также инструкциями заводов-изготовителей оборудования.
В рефрижераторном машинном отделении на видных местах дол быть вывешены:
инструкция по технике безопасности, основные положения по эксплуатации рефрижераторной установки;
схемы трубопроводов хладагента, а также правила по оказанию первой медицинской помощи. Каждый вентиль должен иметь маркировку с указанием его назначения.
Холодильные установки должны быть оборудованы устройствами автоматической защиты от опасных режимов работы. Персонал, находящийся в рефрижераторном отделении, должен иметь при себе противогазы Кроме того, у входа в помещение аммиачных установок должны находится два дыхательных аппарата (КИП-8 или ACB-2), два газонепроницаемых костюма, два спасательных пояса и комплект страховочных штертов из стального троса длиной 15-30 м с коушами и карабинами на обоих концах. В помещении должна быть включена приточно-вытяжная вентиляция; исправность и готовность к действию аварийной вентиляции проверяется каждую вахту.
Помещение фреоновых рефрижераторных установок должно снабжаться не менее, чем двумя парами резиновых перчаток и брезентовых рукавиц. Кроме того, у каждого входа в помещение фреоновых рефрижераторных машин должно находиться по два изолирующих
дыхательных аппарата.
Администрация судна должна осуществлять постоянный контроль за состоянием средств защиты, правильным их хранением и использованием, исправностью, своевременной заменой отельных частей, утративших свои защитные свойства.
Прием (слив) хладагента является работой с повышенной опасностью. Поэтому на производство этой работы должен быть оформлен наряд-допуск. Общее руководство проводимыми на судне работами но приему (сливу) хладагента осуществляет капитан, контроль возлагается на старшего механика, а ответственность за правильное и безопасное проведение работ возлагается на механика рефрижераторных установок, под непосредственным руководством которого должны производиться эти работы.
При дозаправке рефрижераторной установки хладонами в количестве до 200 кг, контроль и непосредственное руководство работами должен осуществлять рефрижераторный механик.
До начала работ по приему (сливу) хладагента рефрижераторный механик должен: провести с участниками данного процесса целевой инструктаж по технике безопасности, внешне осмотреть заправочный трубопровод и проверить исправность устройств для заправки системы хладагентом, установить в необходимых местах соответствующие знаки безопасности и предупреждающие надписи, проверить исправность штатной аварийной вентиляции рефрижераторного отделения, обеспечить готовность аварийной группы, доложить вахтенному помощнику капитана о готовности, а также о начале работ.
На период приема (слива) аммиака все судовые работы должны быть прекращены. Судно должно быть ошвартовано к причалу первым корпусом. Швартовка других судов или
плавсредств к судну, принимающему (сливающему) аммиак запрещается.
При приеме (сливе) аммиака с судна на судно в порту, они должны быть надежно
ошвартованы друг к другу. Передача аммиака с судна на судно в открытом море при помощи заправочного тру6опровода должна производиться только при условии, что суда ошвартованы лагом друг к другу или одно стоит на бакштове у другого. В последнем случае заправочный трубопровод должен иметь достаточную слабину, необходимую для его сохранности при максимальном движении судов относительно друг друга.
Судовой запас хладагента хранится в баллонах, которые должны иметь опломбированные предохранительные колпаки, резиновые кольца или другие устройства, предохраняющие их от ударов друг о друга. Погрузка баллонов на судно производится в специальном металлическом контейнере с ячейками, обеспечивающими устойчивость и надежность крепления баллонов. Помещение для их хранения должно быть обеспечено необходимыми средствами пожаротушения, изоляции, иметь исправную вентиляцию и закрываться на ключ. Баллоны устанавливаются в спец оборудованных гнездах или клетках: предотвращающих их смещение в условиях штормовой погоды. Пустые баллоны должны храниться отдельно от наполненных. Переносить баллоны вентилями вниз не допускается.
Перед подсоединением к системе каждый баллон необходимо продуть, слегка приоткрыв клапан. Продувку следует производить в противогазе и резиновых перчатках, выходное отверстие клапана баллона должно быть направлено в сторону от paботающего.
Заносить баллоны с аммиаком в рефрижераторное отделение для заполнения системы, а также производить слив аммиака из системы холодильной установки в баллоны в судовых условиях (не зависимо от нахождения судна) запрещается.
При аварийной утечке (прорыва) аммиака и поступлении его в рефрижераторное
отделение необходимо:
немедленно надеть противогаз;
произвести дистанционное отключение распределительного щита;
включить аварийную вентиляцию и систему орошения;
эвакуировать из аварийной помещения пострадавших и загерметизировать двери;
доложить об аварии рефрижераторному механику и вахтенному помощнику капитана;
принять необходимые меры для выявления мест прорыва, локализации и ликвидации
аварии.
Вахтенный помощник капитала после получения сообщения об аварийной утечке аммиака должен:
объявить по судну тревогу "Аварийный прорыв аммиака";
собрать экипаж в носовой части палубы и развернуть судно к направлению ветра.
Предохраняясь от отравления аммиаком, члены экипажа, не имеющие защитных средств, должны дышать через марлю или ткань, смоченную водой.
Во всех экстремальных cлучаях (пожар, угроза жизни) по указанию капитана хладагент должен быть выпущен за борт.