Кафедра судовых энергетических установок

Кафедра судовых энергетических установок

СУДОВЫЕ ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ,

СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

И ИХ ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Методические указания

по выполнению курсовой работы для студентов

Специальности 7.100302

«Эксплуатация судовых энергетических установок»

Курса заочной формы обучения

Керчь, 2009

Автор: Кулиш О.В. ст. преподаватель кафедры СЭУ КГМТУ

Рецензент: Лубянко В.Н. ст. преподаватель кафедры СЭУ КГМТУ

Иващенко Е.А., главный инженер МРП

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры

судовых энергетических установок КГМТУ.

Протокол № 10 от «25» марта 2009 г.

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к утверждению

на заседании методической комиссии МФ КГМТУ

Протокол № 7 от « 15 » апреля 2009 г.

Методические указания утверждены на заседании Методического совета

КГМТУ

Протокол № 5 от «22 » апреля 2009 г.

© Керченский государственный морской технологический университет

1. Введение

В своей практической деятельности инженер-судомеханик должен эксплуатировать судовые холодильные установки (СХУ) и системы кондиционирования воздуха (СКВ) в связи с их широким использованием на морских судах. Поэтому при их подготовке необходимо дать достаточные знания систем холодильных установок и установок кондиционирования воздуха, режимов их работы, уметь эксплуатировать их, обеспечивая безопасную и безаварийную работу.

Изучение дисциплины «Судовые холодильные установки, системы кондиционирования воздуха и их эксплуатация» позволяет обеспечить необходимые знания и умения, опираясь на знание физики, термодинамики, теплотехники, а также дисциплин уровня «Бакалавр». В результате изучения курса студент должен знать:

1) устройство и назначение основного и вспомогательного оборудования холод. машины и СКВ;

2) уметь построить циклы холодильных машин и СКВ в диаграмме для различных температурных, тепловлажностных параметров, для различных типов хладагентов. Уметь определять зависимость работы ХМ и СКВ от температуры, давления, относительной влажности воздуха, воды, охлаждаемого помещения;

3) уметь обслуживать ХМ и СКВ, вести наблюдения за параметрами работы по приборам автоматики;

4) уметь определять неисправности и способы устранения их во время работы холодильной установки и СКВ.

2. ПРИМЕРНЫЙ Тематический план

№ п/п Тема занятий Дневная форма обучения Заочная форма обучения
№ семестра Всего часов по теме Часов по видам занятий № семестра Всего часов по теме Часов по видам занятий
Лек Лаб ПЗ Срс Лек Лаб ПЗ Срс
1. Вступление. Холодильные установки и ССКВ в на морском и речном флоте   -      
2. Теоретические основы СХУ и ССКВ. Рабочие процессы КХУ и СКВ    
3. Холодильные агенты и хладоносители, масла для ХУ        
4. Компрессора и аппараты СХУ, ССКВ    
5. Требования к СХУ и ССКВ ремонт      
6. Автоматическое регулирования. Объекты регулирования СХУ и ССКВ    
7. Подготовка СХУ и ССКВ к работе. Обслуживание характерные отклонения в работе СХУ и ССКВ        
8. Влияние режимов работы ССКВ на работу СЭУ        
Всего:    

3. содержание программы и методические указания к изучению дисциплины

I. Теоретические основы СХУ и ССКВ. Рабочие процессы СХУ и СКВ

Физические и термодинамические основы получения искусственного холода. Обратный цикл Карно. Тепловые диаграммы с перегревами на всасывании и переохлаждением перед РВ. Влияние t температуры забортной охлаждающей воды на работу конденсатора, влияние температуры охлаждаемого помещения на температуру кипения хладагента и холодопроизводительность холодильной установки. Системы охлаждения судовых помещений, их сравнительный анализ.

Вопросы для самопроверки:

1. От чего и как зависят поддерживаемые в хол. машине температуры: кипения, конденсации, переохлаждение всасываемого компрессором пара?

2. Какими величинами определяются в термодинамических диаграммах удельная работа компрессора, удельная холодопроизводительность цикла, удельная тепловая нагрузка на конденсатор.

3. Как можно объяснить высокую экономичность паровых компрессорных холодильных машин и их преимущественное применение.

4. В чем существенные различия между применяемыми на судах системами охлаждения. Какая система является наиболее экономичной, универсальной.

Литература [1, 2, 6, 4]

III. Изучение основного и вспомогательного оборудования

Холодильной установки

Классификация компрессоров, их назначение, устройство. Регулировка холодопроизводительности компрессора. Теплообменные аппараты (испарители, конденсаторы, воздухоохладители) – их назначение, устройство, расчеты теплопередающих поверхностей, влияние загрязнений на процесс теплообмена. Аппараты, применяемые для отделения масла, воздуха. Влияние на работу холодильной установки наличия масла и воздуха в системе. Назначение растворов, входящих в состав холодильной установки. Трубопроводы, насосы, арматура холодильной установки. Холодильные агенты и хладоносители применяемые для работы холодильной машины. Их свойства, методы определения утечек хладагентов. Масла, применяемые для смазки трудящихся и вращающихся частей компрессоров.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем преимущество непрямоточных компрессоров перед прямоточными?

2. Сравнительный анализ типов компрессоров (поршневого, винтового, ротационного).

3. Что такое гидравлический удар и как защитить компрессор от него?

4. Что такое система смазки компрессора и принцип ее действия?

5. В чем роль конденсатора, испарителя в работе холодильной установки.

6. Какие испарители применяются в судовых холодильных установках?

7. Как происходит оттайка «снеговой шубы» с поверхности охлаждающих приборов.

8. Назначение линейного ресивера, дренажного, циркуляционного, отделителя

жидкости в системе холодильной установки.

Литература [1, 4, 5, 6]

VI. Подготовка СХУ и ССКВ к работе

Обслуживание и характерные отклонения в работе СХУ и ССКВ. Обнаружения утечек хладагентов. Испытания системы СХУ и ССКВ на прочность и плотность, вакуумирование системы. Заполнения холодильной машины маслом, хладагентом, нормы расхода масла. Удаление воздуха из системы во время работы. Влияние наличия воздуха в системе на теплообмен в аппаратах и работу компрессора. Последовательность пуска, остановки ХМ и СКВ. Регулировка режима работы установки, контроль за параметрами установки. Отклонения от нормального режима работы и основные неисправности ХУ и СКВ (недостаток холодильного агента в системе, влажный ход компрессора).

Литература [1, 2, 3, 5]

Вопросы для самопроверки:

1. Как обнаруживаются утечки хладагента через неплотности?

2. Как испытывается система на плотность?

3. Для чего и как вакуумируется холодильная машина?

4. Причины влажного хода компрессора, признаки и методы устранения.

5. Ремонт и профилактика составляющих элементов СКВ (фильтры, пароувлажнители, шумопоглотители).

Содержание

1. Введение 3

2. Примерный тематический план 4

3. Содержание программы и методические указания к изучению дисциплины 4

4. Указания к выполнению курсовой работы 7

5. Список используемой литературы 18

© Ольга Васильевна Кулиш ,

ст. преподаватель кафедры СЭУ КГМТУ

Судовые холодильные установки,

системы кондиционирования воздуха и их эксплуатация

Методические указания

по выполнению курсовой работы для студентов

специальности 7.100302 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

6 курса заочной формы обучения

Тираж ______ экз. Подписано к печати ___________

Заказ № _________ Объем 0,82 п.л.

Изд-во «Керченский государственный морской технологический университет»

98309 г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 82

Кафедра судовых энергетических установок

Наши рекомендации