Основная часть — 100 мин
I. Совершенствование навыков передачи мяча на точность — 20 мин.
1. Передачи мяча через сетку на точность: из зоны 4 в зону 6 к лицевой линии, к боковым линиям на границе 1 и 2, 5 и 4. То же из зоны 2. В зоны 2 и 4 мяч второй передачей направляется из зоны 3.
2. Обманы при второй передаче: из зон 3 и 2 в те же зоны, что и в предыдущем упражнении. В зоны 3 и 2 мяч направляется первой передачей из зон 4 и 5 (рис. 104).
3. Передачи через сетку на точность в прыжке — с места, затем с разбега, как для нападающего удара. Мяч направляется к сетке из зоны 4 в зону 2, из зоны 2 в зону 4 и из зон 4 и 2 в зону 6. Расположение игроков такое же, как в предыдущих упражнениях.
II. Прием мячей, уходящих за пределы площадки,— 20 мин.
Рис. 104. Обманные действия при второй передаче
Упражнение выполняется так же, как в уроке 97, только мяч отбивается снизу двумя руками через сетку, в положении спиной к ней. Предполагается, что команда уже сделала два касания и третьим ударом мяч надо отправить через сетку.
III. Совершенствование навыков нападающих ударов — 20 мин.
Повторение прямых нападающих ударов и с переводом влево (из предыдущих уроков).
IV. Учебная игра в волейбол — 40 мин.
Заключительная часть—5 мин.
УРОК 107
Свободный урок.
Занимающиеся должны больше внимания уделить обманным действиям—вместо второй передачи обман через сетку в «уязвимые» места площадки противника, имитация нападающего удара в разбеге и в прыжке — обман через сетку.
УРОК 108
Игровая тренировка.
Организуется судейство самими занимающимися (ведение технического протокола, обязанности первого судьи и т. д.).
Рис. 105. Упражнение в нападающих ударах с первой передачи
УРОК 109
Задачи урока: 1. Ознакомление с системой игры в нападении с первой передачи. 2. Ознакомление с системой игры в нападении со второй передачи игроком задней линии, вышедшим к сетке.
Продолжительность урока — 120 мин.
Инвентарь — волейбольные мячи, дополнительный инвентарь.
Подготовительная часть—15 мин.
Общеразвивающие, специальные упражнения и игры (из предыдущих уроков).
Основная часть—100 мин.
I. Верхние передачи и прием мяча снизу от передачи и удара — 10 мин.
Повторение упражнений в парах (из предыдущих уроков).
II. Ознакомление с нападающим ударом с первой передачи — 20 мин.
Инструктор в зоне 6 подбрасывает мяч над собой и верхней передачей направляет мяч в зону 4, где игрок выполняет прямой нападающий удар.
То же, но удар из зоны 2.
3. Игроки расположены, как показано на рис. 105. Из зоны 6 игрок передачей посылает мяч через сетку в зону 6,
В зоне 6 игрок первой передачей направляет мяч в зону 4, где игрок и производит нападающий удар. После передачи игрок из зоны 6 идет в зону 4 «нападать»; из зоны 4 — в зону 6 на передачу.
III. Ознакомление с игрой в нападении со второй передачи через выходящего — 20 мин.
1. Расположение игроков показано на рис. 106. Игрок в зоне 5 подбрасывает мяч над собой и посылает его к сетке между зонами 3 и 2. В момент подбрасывания игрок зоны 1 выходит к сетке. Выход из зоны 1 справа от игрока зоны 2. Выходя к сетке (между зонами 2 и 3), игрок зоны 1 передает мяч в зоны 4, 3 или назад вышедшему сзади него игроку зоны 2. Игроки в зонах 4, 3 или 2 выполняют
Рис. 106. Выход игрока к сетке
нападающий удар. Переход игроков следующий:
из зоны 5 игрок уходит в зону 1, из зоны 1 — в зону 2, из зон 3 и 4 — на место игрока, выполнявшего удар, последний же идет в зону 5.