Ii. основная часть. 5-6 стр.

Оглавление.

I. Введение. 4 стр.

II. Основная часть. 5-6 стр.

1. О термине «Нәрн шинҗ». 7 стр.

История возникновения головоломки. 8-9 стр.

3.Суть головоломки «Нәрн щинҗ» 10 стр.

III.Заключение. Результаты исследования. 11-12 стр.

IV. Библиографический список литературы. 13 стр.

VI. Приложение. 14-28 стр.

Аннотация

на исследовательскую краеведческую работу Надбитова Германа,

ученика 11 класса МКОУ «Уланхольская СОШ им.Зая-Пандиты»

Лаганского района Республики Калмыкия «Калмыки-властелины колец»

Выбор темы продиктован глубоким интересом ученика к культурному наследию калмыцкого народа.

Основной целью исследователь ставит возрождение, сохранение и популяризация разгадывания калмыцкой головоломки «Нәрн шинҗ».

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Выяснить историю возникновения калмыцкой головоломки «Нәрн шинҗ» изучить ее.

2. Познакомиться и побеседовать с хранителями древней игры калмыков.

3. Научиться играть в игру « 8 колец» и научить одноклассников, друзей.

4. Разработать и провести мероприятия по возрождению и сохранению древней игры калмыков.

Обучающийся увлечен процессом познания: расширяет круг объектов исследования об игре «Нәрн шинҗ», подбирает литературный и документальный материал, проводит анкетирование среди жителей поселка Улан-Хол, разрабатывает внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.

Эту серьезную тему исследователь начинает с изучения библиографии, знакомство с которой позволило автору раскрыть историю возникновения головоломки, которая тесно связана с образом жизни и бытом калмыков. С историей происхождения термина «Нәрн шинҗ», с автором этого прекрасного и точного термина, пожилым гелюнгом – священником Убушаевым Харцха, которого давно нет, но слово, сказанные им, как видим, все живет.

Автором продельна определенная работа с информантами, по сбору фольклорного материала, что вывела автора за пределы села Улан-Хол, вывела на представителей, выходцев разных районов республики, показана разные головоломки и позволили составить таблицу их распространенности.

Проделана очень важная работа по сбору иллюстративного материала, работа как фотографа, которая очень выгодна, представляет работу автора, особенно редчайший снимок священника Убушаева.

В данной аннотации не соблюдается структура построения описываемой работы, но освящается суть проделанной исследователем работы.

В завершении импонирует, предложение Надбитова Г.Г Наряду с шахматами в школах ввел региональный компонент «Властелин колец» и выработать формулу его решения. Всю работу прекрасно завершают слова мудреца, что вся жизнь – головоломка.

Н.Н Убушаев, старший научный сотрудник Калмыцкого Научного Центра РАН, докторских филологических наук.

I. Введение.

Величие предков в нашей памяти,

Наше величие в наших делах,

Величие будущих поколений

II. Основная часть.

Цель исследования:1. Возродить, сохранить и популяризировать разгадывания калмыцкой головоломки «Нәрн шинҗ».

Для реализации данной цели я поставил перед собой следующие задачи:

1. Выяснить историю возникновения калмыцкой головоломки «Нәрн шинҗ» изучить ее.

2. С целью изучения тематического материала о головоломке изучить библиографию.

3. Познакомиться и побеседовать с хранителями древней игры калмыков.

4. Научиться играть в игру « 8 колец» и научить одноклассников и друзей.

5. Предложить меры по возрождению и сохранению древней игры калмыков.

III. Заключение. Результаты исследования.

В результате моего исследования я выяснил, что:

1. За национальным характером интеллектуальных игр кроется культурное богатство, традиции калмыцкого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности калмыков.

2. В культуру калмыцкого народа входят созданные ими игры.

На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: интеллект, выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

3.Калмыцкие интеллектуальные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

4.Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у детей и развивает физическую культуру.

5. У калмыков очень много интересных занимательных массовых и одиночных игр. Если бы лучшие из них удалось восстановить и распространить среди детей- это явилось бы хорошим и полезным делом.

В ходе моего исследования я познакомился с интересными людьми, которые являются хранителями, знатоками калмыцкого фольклора: Эрдни-Горяевой М.И и Менкеевой Н.К и могут разгадать остроумную игру-головоломку. Одной из главных моих целей было научиться разгадывать головоломку. Во время наших встреч, бесед и занятий с Эрдни-Горяевой М.И. я научился играть в игру «Нәрн шинҗ» и научил своих друзей. А также я подробно описал все ходы по освобождению планки от колец.

А главным итогом моей исследовательской работы я считаю, проведение первого турнира по «Нәрн шинҗ», который состоялся в нашей школе. Победителем стал Кензеев Андрей, который разгадал головоломку за 2мин 58 сек Девизом турнира были слова: Возродим! Сохраним! и Передадим! Ведь:

«Величие предков в нашей памяти,

Наше величие в наших делах,

Величие будущих поколений

VI. Приложение.

Приложение №1.

Приложение №2

Приложение №3. Гелюнг Хамхултинского хурула Убушаев Харцха

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

Приложение №4 Фото «Золотой родник» К. Эрендженов

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

Приложение №5. Изготовление головоломки «8 роговых колец»

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

Ровный гладкий деревянный брусок Планка с выемкой посередине-40см

Длина -40см, ширина-3см,

Толщина -2см

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

Приложение №6 Таблица. Ходы

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

Приложение №7

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

Эрдни-Горяева Мира Ивановна делится секретами разгадывания

«8 роговых колец»

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

Тренировочные занятия со знатоком головоломки Менкеевой Надеждой Корольевной.

Приложение №8.

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

Я готов поделиться с опытом со своими друзьями

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

Классный час в 6 классе «Нәрн шинҗ- символ калмыцкого народа»

Приложение №9. Первый школьный турнир по «Нәрн шинж»

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

Приложение №10. Видео обучения «Древней калмыцкой головоломки «Нәрн шинж».

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

————————————————————————————————————

Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=T3LV-L0lvOU

Youtube: Надибитов Герман

Приложение №11. Сценарий

Сценарий проведения первого турнира по «Нәрн шинж»

среди обучающихся нашей школы. (Апрель 2017г)

Девиз турнира: Возродим! Сохраним! и Передадим!

Ведущий: Менвт кγγндтә гиичнр!

Добрый день уважаемые гости и участники первого интеллектуального турнира «Нәрн шинж».

Ведущий: Сегодня в нашей школе историческое событие. В этом зале собрались поклонники древней национальной игры «Нәрн шинж», которые хотят возродить и сохранить эту игру. Ведь, «Нәрн шинж» единственная в своем роде, она давно считается символом калмыцкого народа.

Ведущий: История некогда очень популярной среди калмыков игры «Нәрн шинж» или «тонкое соображение» корнями уходит в древность. Но как рассказывают знатоки, когда и кем она изобретена до сих пор неизвестно. Аналогов подобной головоломки не у других монгольских и тюрских народов, схожих с нами по быту и образу жизни.

Ведущий: Девиз нашего турнира: Возродим! Сохраним! и Передадим!И поэтому миссия нашего поколения состоит в том, чтобы возродить и сохранить великое наследие наших предков. Это обязанность перед будущими поколениями и святой долг перед предками.

Ведущий: Слово для приветствия участников турнира предоставляется:

1. Директору школы Очир-Горяевой Е.Б.

2. Руководителю методического объединения «Региноведения». Семеновой Т.Д-Г

3. Почетной гостье нашего турнира, благодаря которой мы познакомились и научились секрету замысловатых колец.

Эрдни-Горяевой Мире Ивановне.

Ведущий: А сейчас перед вами выступит призер Республиканского исследовательского конкурса «Бичкн Төрскн» Надбитов Герман со своей работой «Калмыки- властелины колец».

Ведущий: Прежде чем начать наш турнир организаторы проведут «Мастер класс» по решению головоломки «Нәрн шинж» за самое короткое время.

( за 2-3 минуты организаторы должны освободить планку от колец).

Ведущий: Итак, начинаем наш турнир. Задача для участников турнира за самое короткое время освободить планку от колец. Турнир состоит из трех туров. Первый и второй туры- отборочные. Третий- финал.

Ведущий: Приглашаем на жеребьевку участников турнира.

Первый отборочный тур: участники-

Второй отборочный тур: Участники-

Третий тур- Финал. Участники победители первого и второго туров.

Ведущий: Слово для оглашения результатов турнира предоставляется председателю жюри:

Награждение. Вручение благодарственных писем. Поздравления.

Ведущий: Музыкальный подарок для участников первого турнира по «Нәрн шинж».

Калмыцкий танец в исполнение Надбитова Германа.

Ведущий: Стремительно летит время. Уходят годы, Исчезают, как миражи. Дети и внуки сменяют дедов, отцов. Миссия нашего поколения сохранить нашу самобытную культуру. И мы организаторы турнира надеемся, что в скором времени древняя национальная игра станет вновь популярной. Мы выйдем с предложением о проведении муниципального, республиканского турнира по «Нәрн шинж» среди обучающихся школ РК. В следующем учебном году проведем 2 турнир. И думаем, что он станет еще одной доброй традицией нашей школы.

Ведущий: Величие предков в нашей памяти,

Наше величие в наших делах,

Величие будущих поколений

В ценностях, которые мы им передадим.

Ведущий: До новых встреч.

Приложение №12.

Ii. основная часть. 5-6 стр. - student2.ru

МЫ КАЛМЫКИ - ВЛАСТЕЛИНЫ КОЛЕЦ!

Оглавление.

I. Введение. 4 стр.

II. Основная часть. 5-6 стр.

1. О термине «Нәрн шинҗ». 7 стр.

Наши рекомендации