Тактические действия в защите

Тактика защиты состоит из четкого взаимодействия игроков передней линии между собой (блокирование и страховка), игроков задней линии между собой и, нако­нец, взаимодействия игроков задней и передней линий между собой.

?!

Существуют две основные системы игры в защите:

углом вперед, когда игрок зоны 6 осуществляет страховку в зоне нападения, и углом назад, когда игрок зоны 6 находится сзади, у лицевой линии. Начи­нающие волейболисты осваивают в первую очередь сис­тему игры в защите углом вперед и лишь на последующих этапах, при многолетней тренировке, переходят к систе­ме игры углом назад.

тактические действия в защите - student2.ru Рис. 14. Игра в защите уг­лом вперед

при одиночном блокировании — нападаю­щий удар из зоны 4

На рис. 14 показано располо­жение игроков при нападающем ударе из зоны 4. При одиночном блокировании их функции рас­пределены следующим образом. Блокирование выполняет игрок зоны 3, закрывающий зону 6. Иг­рок зоны 1 располагается ближе к боковой линии, готовясь при­нимать мяч от удара с переводом. Игрок зоны 6 осуществляет страховку

тактические действия в защите - student2.ru

Рис. 15. Игра в защите при нападающем ударе из зо­ны 2

тактические действия в защите - student2.ru

Рис. 17. Игра в защите при групповом блокировании нападающего удара из зоны 4

Рассмотрим несколько основных положений при игре в защите углом вперед при условии одиночного блоки­рования.Команды начинающих применяют главным об­разом одиночное блокирование, особенно женщины и де­вушки, а также команды школьников. Более подготов­ленные используют групповое блокирование, некоторые поло­жения которого также будут рас­смотрены.

тактические действия в защите - student2.ru Рис. 16. Игра в защите углом вперед

при оди­ночном блокировании — удар с переводом влево из зоны 3

тактические действия в защите - student2.ru

Рис. 18. Игра в защите при групповом блокировании удара из зоны 2

в зоне 3, ближе к зоне 4. Игрок зоны 2 помогает играть на страховке, а игрок зоны 4 оттягивается назад на случай, если удар пройдет мимо блока в зону 4. Игрок зоны 5 выходит слева от блока, защищая свою зо­ну. Возможны некоторые изменения: игрок зоны 2 оття­гивается назад и играет в защите; если нападающий владеет сильным ударом с переводом, в этом случае иг­рок зоны 1 находится в углу своей зоны, а игрок зоны 6 осуществляет страховку за блоком и в зоне 2, игрок же зоны 4 включается в страховку. Если нападающий удар выполняется из зоны 2, то соответственно все меняется:

игрок в зоне 3 при блокировании закрывает зону 6, в зо­не 5 игрок готовится к приему от удара с переводом, игроки зон 6 и 4 играют на страховке, игрок зоны 1 вы­ходит на мяч в зоне, не защищенной блоком (рис. 15).

При нападающем ударе из зоны 3 надо определить, какую зону будет закрывать блокирующий. Обычно боль­шинство ударов из этой зоны выполняется с переводом в зоны 1—2. Если блокирующий закрывает зону 1, то игро­ки зон 4 и 5 выходят для приема мяча от удара «по ходу»;

игроки зон 6 и 2 страхуют, а игрок зоны 1 выходит вдоль боковой линии в зону, не защищенную блоком (рис. 16).

При групповом блокировании, например, нападающе­го удара из зоны 4 расположение игроков будет следую­щим. Блокирование выполняют игроки зон 3 и 2 и закры­вают зоны 5 и 6. Игрок зоны 6 идет на страховку в зону блокирования, игрок зоны 4 помогает в страховке, игрок зоны 1 выходит вдоль боковой линии на удар с перево­дом, игрок зоны 5 выходит в зону, не защищенную бло­ком (рис. 17). При нападающем ударе из зоны 2 в бло­кировании участвуют игроки зон 3 и 2, игроки зон 6 и 2 осуществляют страховку, а игроки зон 5 и 1 играют в за­щите на задней линии (рис. 18).

В соответствии с тактикой, избранной командой, иг­роки применяют индивидуальные и групповые тактиче­ские действия в защите и нападении. Более подробно об этом будет сказано при изложении поурочного матери­ала.

ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА

Подготовка волейболистов состоит из физической под­готовки, технической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовки.



Существует взаимная зависимость и неразрывная связь между физической подготовкой и обучением техни­ке волейбола, между обучением тактике и технике, а так­же между физической подготовкой и формированием тактических умений.

В данном пособии все упражнения определенным об­разом сгруппированы. Эта группировка основана на зна­чении тех или иных упражнений в процессе подготовки волейболистов. Все упражнения условно делятся на две большие группы: основные и вспомогательные.

Основные упражнения представляют собой упражнения по технике, тактике и собственно игру в волейбол, т. е. то специфическое, что отличает волейбол от других видов спорта и составляет его сущность. В этих упражнениях технические приемы и тактические действия выполняются, как в игре.

Цель упражнений по технике: совершенствование того или иного технического приема преимущественно в инди­видуальном порядке, а также с помощью партнеров. Большинство упражнений направлено на совершенство­вание техники в условиях, способствующих формирова­нию тактических умений.

Упражнения по тактике призваны научить занимаю­щихся индивидуальным, групповым и командным такти­ческим действиям, принятым в волейболе.

В учебной двусторонней игре в волейбол совершенст­вуются и физические качества, и технические приемы, и тактические умения.

Вспомогательные упражнения служат для лучшего овладения основными и для разносторонней под­готовки занимающихся. Они разделяются на общеразвиваюшие и специальные.

Общеразвивающие упражнения способствуют разно­сторонней физической подготовке занимающихся. При проведении общеразвивающих упражнений используют­ся средства гимнастики, акробатики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр.

Специальные упражнения применяются, чтобы уско­рить и облегчить обучение техническим приемам и такти­ческим действиям волейбола и овладение игровыми на­выками. Они делятся на подготовительные, главная за­дача которых заключается в развитии специальных физических способностей, и подводящие, непосредственно

направленные на овладение структурой технических при­емов. В группу подводящих упражнений входят имита­ционные (выполнение технических приемов без мяча).

Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональ­ных возможностей организма, а подводящие и основ­ные—на формирование двигательных навыков (овладе­ние техникой) и тактических умений. В целом все упраж­нения решают задачу подготовки всесторонне физически развитых квалифицированных волейболистов.

Формирование навыков игры в волейбол начинается с разносторонней физической подготовки, которая прово­дится на протяжении всего учебно-тренировочного про­цесса. В ходе всесторонней физической подготовки боль­шое место занимают упражнения для развития специаль­ных физических способностей, необходимых для игры в

Волейбол.

С помощью подготовительных и подводящих упраж­нений развиваются специальные физические качества и координационные способности, необходимые для овладе­ния техникой и тактикой волейбола. Такие упражнения содержат структурные элементы технических приемов волейбола и действия, характерные для волейболиста в игре.

При использовании общей и специальной подготовки в тренировке изучение технических приемов волейбола происходит гораздо успешнее. Вначале обучение прово­дится в условиях, облегчающих овладение основой техни­ческого приема и по возможности исключающих лишние движения, присущие обычно начальной стадии станов­ления двигательного навыка. Это достигается подводя­щими упражнениями. Здесь же имеют место упражнения по технике, цель которых состоит в том, чтобы закрепить основу двигательного навыка.

По мере того как волейболисты овладевают основой технического приема, условия выполнения приема посте­пенно изменяются так, что в процессе изучения техники у учащихся формируются тактические умения, связанные с применением технического приема в игре.

Совершенствование технического приема происходит в условиях, характерных для игры в волейбол (упражне­ния по тактике, специальные игровые упражнения и игры, подготовительные к волейболу). Наконец, технический

прием применяется в двусторонней игре, контроль­ных играх и на соревнованиях. Таким образом, осущест­вляется формирование навыка, эффективного в различ­ных условиях, в постоянно меняющейся игровой обстановке на поле.

Постоянное сочетание всесторонней и специальной подготовки обеспечивает успех в учебно-тренировочной работе с волейболистами. Большое значение это имеет в работе с юными волейболистами.

Руководитель занятий должен знать основные методы обучения и правильно их применять в учебно-тренировоч­ной работе. В спортивных играх обучение отдельным тех­ническим приемам осуществляется в следующей после­довательности: 1) общее ознакомление с техническим приемом; 2) разучивание технического приема в упро­щенных условиях; 3) разучивание технического приема в условиях, близких к игровым; 4) закрепление техниче­ского приема в двусторонней игре.

В соответствии с этапами обучения выделяют методы инструктирования (объяснение и показ), разучивания (целостный и расчлененный), исправления ошибок, за­крепления разученного движения и методы оценки успе­ваемости.

При ознакомлении с техническим приемом путем объ­яснения и показа стараются создать у занимающихся правильное представление об изучаемом приеме. Показ должен быть образцовым. Личный показ преподавателя дополняется демонстрацией наглядных пособий — кино­грамм, кинокольцовок, схем и т. п. Объяснение должно быть образным, кратким и понятным для занимающихся. Обычно показ чередуется с объяснением. На этой стадии обучения нередки также и пробные попытки занимаю­щихся выполнить технический прием. Эти попытки фор­мируют первые двигательные ощущения, которые имеют большое значение в создании правильного представления о разучиваемом движении.

Изучение технического приема в упрощенных услови­ях помогает волейболистам овладеть основной структу­рой приема. При первоначальном обучении важно облег­чить условия выполнения технического приема, не нару­шая его основной структуры. Успех обучения на этой стадии во многом зависит от правильного подбора подво­дящих упражнений: по своей структура они должны быть

близкими к техническому приему, а по сложности соот­ветствовать силам и возможностям занимающихся.

При разучивании технических приемов применяются два основных метода—целостное разучивание и разучивание по частям (целостное и расчле­ненное обучение).

При целостном разучивании занимающиеся выполня­ют технический прием сразу, без расчленения его на со­ставные части. Это создает более полное представление об изучаемом действии и дает хорошую логическую ос­нову для формирования двигательного навыка. Обычно данный метод применяется при разучивании простых тех­нических приемов, не сложных по структуре и выпол­нению.

При разучивании по частям технический прием раз­деляется на отдельные составные части, при этом выде­ляются основные части или особо сложные. Не следует длительное время задерживаться на изучении отдельных частей. Надо по возможности быстрее подвести занимаю­щихся к выполнению целостного движения.

Метод целостного разучивания и метод разучивания по частям надо умело сочетать. Вначале технический при­ем изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключение снова возвращаются к выполнению дей­ствия в целом.

Разучивание технического приема в условиях, при­ближенных к игровым, предполагает уже известное со­вершенствование в технике. Здесь на первый план вы­ступает воспитание умений выполнять технический прием правильно в различных изменяющихся условиях. В про­цессе совершенствования техники происходит воспита­ние тактических умений.

На данном этапе возникает необходимость особенно внимательно выявлять индивидуальные особенности за­нимающихся. Хотя требования при обучении ко всем

оди­наковые и все должны правильно овладеть основной структурой технического приема, однако в технике на­блюдаются индивидуальные отклонения, которые в каж­дом отдельном случае позволяют занимающимся лучше выполнить тот или иной прием.

Закрепление технических приемов происходит во вре­мя учебных игр, когда преподаватель дает определенные задания.

Правильное обучение техническим приемам на основе умелого применения специальных (подготовительных и подводящих) упражнений во многом предупреждает по­явление ошибок у занимающихся. При обучении надо создать такие условия, которые заведомо бы исключали возможность появления ряда ошибок. Если ошибки по­являются, то они должны исправляться сразу. Конечно, прежде всего нужно найти причину, вызвавшую ту или иную ошибку, чтобы быстрее устранить ее.

Важное значение в процессе обучения имеет оценка успеваемости занимающегося. Оценка успеваемости ста­вится на основе наблюдений за усвоением технических приемов и тактических действий занимающимися на за­нятиях, а также за участие в игре. Хорошо, если наблю­дения можно дополнить фотосъемкой или, еще лучше, киносъемкой.

Хороший материал для оценки успеваемости дают контрольные испытания по физической и технической подготовке. В контрольных испытаниях учитывается ко­личественная сторона, а также качество выполнения приема. В качестве контрольных нормативов можно взять испытания, перечисленные в том месте пособия, где го­ворится об отборе для занятий волейболом,

Наши рекомендации