Специальные упражнения
Подготовительные упражнения
Подготовительные упражнения для обучения стойкам и перемещениям включают: ходьбу выпадами, в полуприседе, на внешней и внутренней стороне стопы, на носках и пятках; пробегание отрезков 15—20 м с ускорением; чередование ходьбы и бега; передвижения разнообразными способами в различных направлениях по зрительным и звуковым сигналам; бег из различных исходных положений лицом или спиной вперед, боком приставными шагами; ускорения; бег с прыжками; эстафеты, включающие бег, прыжки, кувырки, падения и т. д.
Подводящие упражнения
1. В парах. Подброс мяча одним игроком является сигналом для другого—принять высокую стойку; под-брос мяча с имитацией удара — принять низкую стойку.
2. Передвижение приставными шагами левым, правым боком вперед.
3. То же, что упр. 2, но остановка выпадом.
4. В парах. Один выполняет перемещения, другой, не отставая, повторяет его движения как бы в зеркальном отображении.
5. То же, что упр. 4 около сетки.
6. Броски и ловля мяча в колоннах с выходом под мяч и принятием средней стойки.
7. По сигналу тренера — поднятая вверх рука, занимающиеся передвигаются приставными шагами влево на 3 м и принимают среднюю стойку; рука в сторону — ускорение вперед, принять низкую стойку; рука вперед — поворот кругом, ускорение с остановкой выпадом; рука за голову — продвижение прыжками правым боком вперед и т. п.
8. В парах. Один игрок набрасывает мяч, другой, выполняя выпад влево, вперед, ловит его.
9. Мячи установлены в держателях над сеткой. Занимающиеся продвигаются вдоль сетки и касаются мячей.
10. Бег по кругу, ловля мяча и бросок двумя руками за голову.
11. Занимающиеся выстраиваются на линиях нападения лицом к сетке. По сигналу устремляются к сетке и выполняют остановку прыжком на левую (правую) ногу, не переступая среднюю линию.
12. В парах. Занимающиеся стоят лицом друг к другу на расстоянии 4 м; один бросает мяч за голову другому, тот разворачивается, бежит к месту падения мяча и ловит его.
13. Занимающиеся построены в колонну в зоне 1. Водящий из зоны 6 бросает мяч в зону 2; из колонны занимающиеся поочередно перемещаются к сетке и ловят мяч, затем возвращают его водящему, а сами перемещаются в конец колонны.
14. То же, что упр. 13, но занимающиеся располагаются в зоне 5, а водящий бросает мяч в зону 4.
15. Занимающиеся построены в колонну в зоне 4 в 3 м от сетки: поочередно бросают мяч партнеру, стояще-
му в зоне 3, и, выбегая к сетке, прыгают вверх; из зоны 3 мяч возвращают следующему игроку, стоящему в колонне.
16. То же, что упр. 15, но колонна занимающихся расположена в зоне 2.
17. Занимающиеся располагаются около сетки лицом к ней. По сигналу перемещаются спиной вперед к линии нападения и принимают стойку как при игре в защите.
18. Занимающиеся перемещаются прыжками вдоль сетки и имитируют блокирование.
Специальные упражнения
1. Перемещение шагом вперед, в стороны, назад, выполняя передачи мяча над собой.
2. То же, что упр. 1, но перемещаются бегом.
3. Занимающиеся построены в колонну в зоне 6. Преподаватель из зоны 4 бросает мяч в зону 3, куда выходит учащийся и передачей возвращает ему мяч.
4. То же, что упр. 3, но преподаватель бросает мяч из зоны 2.
5. В парах. Один игрок выполняет передачи в различных направлениях, другой после перемещения передачей возвращает ему мяч.
6. В парах. Один занимающийся передает мяч тихим ударом, другой, перемещаясь вперед, в стороны, возвращает ему мяч передачей двумя руками снизу.
7. Занимающиеся построены в колонну в зоне 1. Преподаватель из зоны 6 посылает мяч в зону 2, куда поочередно выходят учащиеся, которые передают мяч в зону 3.
8. То же, что упр. 7, но занимающиеся построены в зоне 5, а преподаватель посылает мяч в зону 4.
9. Перемещение занимающихся в противоположную колонну после встречной передачи мяча.
10. Перемещение приставными шагами вдоль сетки и выбивание мячей из держателей.
11. Из зоны 4 выход к сетке, прыжок и имитация нападающего удара.
12. Выход вперед и прием нападающих ударов.
13. Индивидуальные и групповые упражнения с перемещением по площадке и выполнением игровых приемов (о них см. в последующих разделах).
38
Рис.7
Передача мяча двумя руками сверху
Прием и передача мяча — это та основа, на которой строятся атакующие и защитные действия волейболиста. От того, насколько умело овладевают занимающиеся этими техническими приемами, во многом зависит успех дальнейшего обучения.
Следует обучать юных волейболистов умению адресовать мяч точно по заданию, а для этого важно правильно освоить технику его выполнения: волейболист принимает исходное положение (рис. 7, кадр 1)—руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, пальцы разведены и направлены вверх, образуя «ковш», локти направлены вперед- в стороны, ноги на ширине плеч, полусогнуты — одна несколько впереди другой, туловище слегка наклонено вперед (кадр 2). При передаче пальцы соприкасаются с мячом и, амортизируя, смягчают поступательное движение (кадр 3). Затем согласованным разгибанием рук, туловища и ног мячу придается поступательное движение вверх-вперед (кадр 4). В заключительной фазе передачи волейболист полностью разгибает руки, туловище и ноги, а кистями сопровождает мяч (кадр 5).
Прежде чем приступить к изучению передачи мяча, занимающиеся должны усвоить следующее:
при выполнении приема необходимо перемещаться так, чтобы к моменту передачи мяча оказаться в исходном положении;
в момент передачи касаться мяча нужно фалангами пальцев;
во избежание травм в исходном положении большие пальцы не следует выставлять вперед;
перед выполнением самого приема туловище необходимо разворачивать в направлении передачи;
в момент передачи разгибание рук, туловища и ног выполняют одновременно, мяч сопровождают руками до полного их выпрямления;
при выполнении первых и вторых передач, передач мяча перед собой, над собой и за голову положение кистей различно;
после выполнения передачи нужно сразу же принять положение готовности.
Для того чтобы качественно выполнить передачу мяча двумя руками сверху, занимающийся должен уметь:
принимать исходное положение;
располагать кисти перед лицом («ковш») ;
быстро перемещаться на 3—5 м вперед, назад, в стороны и после перемещения принимать исходное положение;
толкать набивной мяч (3 кг) двумя руками от головы вверх-вперед на расстояние 4 м.
Передачу мяча двумя руками сверху целесообразно включать в каждый урок, чтобы закреплять навыки выполнения этого приема. Занимающиеся должны повторять ее на каждом занятии 60—80 раз.
Из всего многообразия средств физической подготовки основное внимание нужно уделять средствам, развивающим у игроков быстроту реакции, скорость передвижения, прыгучесть и ловкость.
Освоение техники передач с первых же занятий целесообразно проводить в движении; при этом внимание игроков нужно акцентировать на своевременном выходе под летящий мяч и сохранении устойчивого равновесия.
После того как занимающиеся овладеют основами техники передач в упражнениях без сетки и около сетки, переходят к изучению их в условиях, приближенных к игровой обстановке.
В одном уроке следует изучать один новый элемент. Если на занятии изучается другой технический прием, то работа над техникой передач всегда может предшествовать ему, а также повторяться в течение занятия.
Большая часть упражнений, подобранных для изучения техники передач мяча, должна быть направлена на развитие тактического мышления игрока. 40
Для развития внимания, активности и подвижности волейболистов целесообразно обучить их передавать мячи, посылаемые из различных зон площадки. По мере овладения такими упражнениями следует переходить к другим — посылать мячи по различным траекториям, изменял темп, силу и направление полета мяча.
В упражнения полезно вводить соревновательные элементы — это позволяет быстро и прочно формировать необходимые физические и волевые качества,
Передавать мяч после перемещения лучше в статичном положении, стоя лицом по направлению предполагаемой передачи (делать передачу в движении не рекомендуется). Передачу мяча на удар целесообразнее выполнять повыше (3—4 м), в 50—60 см от сетки, так как на начальном этапе обучения занимающимся еще трудно согласовывать свои действия при разбеге, прыжке и ударе. Выполнив передачу, учащиеся не должны выключаться из игры: активная подстраховка своего нападающего после передачи — прямая обязанность игрока, передающего мяч.
Ошибки, встречающиеся при выполнении передачи мяча двумя руками сверху:
1. Несвоевременный выход к мячу.
2. Неправильное исходное положение перед приемом мяча и передачей:
руки вынесены несвоевременно;
положение неустойчиво;
ноги не согнуты в коленных суставах.
3. Несимметричное положение кистей.
4. Большие пальцы рук направлены вперед.
5. Чрезмерное тыльное сгибание кистей.
6. Руки в локтевых суставах слишком согнуты.
7. Мяч принимают на уровне груди или за головой.
8. Отсутствует фаза амортизации.
9. Мяч принимают слишком напряженными или расслабленными пальцами.
10. Кисти не сопровождают мяч.
11. Отсутствует согласованность в движениях рук, туловища, ног,