Виды перевозок и их особенности
Войска при передвижении будут действовать в штатном составе. При совершении марша в предвидении вступления в бой они могут усиливаться артиллерией, противотанковыми и зенитными средствами, инженерными подразделениями, другими силами и средствами, которые прибывают в район их расположения до начала движения или включаются в состав колонн во время привалов или при подходе к рубежу развертывания.
Во время передвижения, чаще всего в ходе марша, подразделения и части могут получить новую задачу, связанную с резким изменением направления их движения. После многочасового передвижения в сложных погодных и дорожных условиях войска, даже не полностью укомплектованные или понесшие потери в личном составе, вооружении и технике, будут вынуждены вступить в бой с ходу, непосредственно с марша или сразу после выгрузки с транспортных средств.
На подготовку к передвижению в современных условиях предоставляется крайне ограниченное время, так как необходимость в передвижении войск может возникнуть внезапно. Передвижение войск осуществляется не только ночью, но и днем, в любое время года, при любой погоде, на различной местности. Войска будут преодолевать крупные реки и горные районы, а при совершении марша нередко двигаться вне дорог, прокладывая колонные пути и используя высокую проходимость боевых машин и транспортных средств. Необходимо учитывать экономическое состояние, социально-политический состав и настроения населения района, по территории которого передвигаются войска.
Сложность условий передвижения войск может отрицательно сказаться на их боеспособности и темпах движения, особенно если оно недостаточно подготовлено, слаба выучка подразделений, а командиры неумело управляют ими.
Чтобы независимо от способа и условий передвижения обеспечить своевременное прибытие войск в назначенный район или на указанный рубеж в боеготовом состоянии, командир должен правильно избрать способ передвижения, заблаговременно и тщательно готовить личный состав, вооружение, технику, средства транспорта и дороги, умело организовывать и всесторонне обеспечивать передвижение, надежно прикрывать войска средствами ПВО, обеспечить высокую выучку подразделений. От командиров, штабов, начальников родов войск, специальных войск и служб требуется воинское мастерство, от всего личного состава умелые действия в период подготовки и в ходе передвижения.
Перевозка на тяжелых автопоездах является новым способом передвижения войск. Этим способом перевозятся на большегрузных прицепах, или трайлерах, те подразделения, которые имеют на вооружении тяжелую бронетанковую, инженерную и другую технику с малым запасом хода и низкой скоростью движения. По мере повышения технической оснащенности войск перевозка на тяжелых автопоездах находит все более широкое применение, особенно при перемещении войск на значительном удалении от линии боевого соприкосновения сторон.
Автомобильные части, оснащенные трайлерами, обладают достаточно высокой скоростью движения, позволяют сберечь моторесурсы, уменьшить износ техники, сохранить силы экипажей, сократить расход горючего и смазочных материалов. Перевозимые подразделения сохраняют высокую степень боевой готовности, так как при необходимости, быстро выгрузившись с трайлеров, они с ходу или после непродолжительной подготовки могут вступить в бой с противником. Однако перевозка на тяжелых автопоездах возможна только по дорогам с твердым покрытием, без крутых подъемов, спусков и поворотов, а также по мостам достаточной грузоподъемности.
Перевозка железнодорожным транспортом, широко применявшаяся в период Великой Отечественной войны, и в современных условиях не утратила своего значения для перемещения войск на значительные расстояния. Она позволяет сохранить силы личного состава, предохранить вооружение и технику от износа, экономить моторесурсы и горючее. Этот способ обеспечивает высокую скорость передвижения войск независимо от времени года и физического состояния личного состава к началу передвижения; скорость перевозки практически не зависит от метеорологических условий.
Однако перевозка по железной дороге будет применяться войсками реже, чем марш. Это обусловлено уязвимостью железных дорог от современных средств поражения, сложностью подготовки и обеспечения безопасности передвижения войск. Местонахождение станций, мостов и других сооружений на железных дорогах невозможно скрыть от противника. Располагая большим арсеналом дальнобойных средств поражения, он способен внезапным применением авиации, ядерного, химического и высокоточного оружия нанести значительные потери войскам, разрушить железнодорожные сооружения и прервать перевозку. При перевозке железнодорожным транспортом снижается боевая готовность частей и соединений, так как их силы и средства перевозятся несколькими эшелонами; усложняется управление войсками, затрудняется одновременное вступление их в бой.
Перевозка водным (морским, речным) транспортом в годы Великой Отечественной войны применялась в тех случаях, когда на пути войск находилось море, крупное озеро или снаправлением их движения совпадало направление течения судоходных рек; водный транспорт использовался также при действиях на приморских направлениях.
И сейчас перевозка войск водным транспортом найдет применение. Она позволяет сохранять силы личного состава, технику от износа, экономить моторесурсы и перемещать войска со скоростью не менее — 25—30 км/ч, давая тем больший эффект, чем значительнее расстояние, на которое осуществляется перевозка. Этот способ передвижения может использоваться для доставки войск на острова, изолированные участки побережья и эвакуации с них раненых, пораженных и больных, поврежденного вооружения и техники, а также при совершении маневра на приморских направлениях и вдоль судоходных рек.
Однако перевозка водным транспортом осуществляется реже, чем марш или перевозка железнодорожным транспортом. Местоположение портов и пристаней легко обнаруживается противником, а это повышает их уязвимость от ударов авиации, ядерного, химического, высокоточного оружия и зажигательных средств. Для обеспечения перевозки водным транспортом требуются оборудованные причалы, мощные краны; погрузка на водный транспорт и выгрузка более продолжительны; иногда необходима дополнительная перегрузка личного состава и техники на рейде; должна быть организована надежная оборона (противолодочная, противоминная) и проводка судов в порт выгрузки. Чрезвычайно сложна погрузка и выгрузка тяжелой техники на необорудованных участках побережья. Использование судоходных рек ограничивается направлением их течения и сезонностью навигации.
Перевозка воздушным транспортом применялась и в годы Великой Отечественной войны. Воздушный транспорт использовался для перевозки материальных средств, эвакуации раненых, десантирования войск в тыл противника.
В ходе наступательной операции Западного фронта зимой 1942 г. в район Вязьмы последовательно батальонами и бригадами был десантирован 4-й воздушно-десантный корпус, насчитывавший около 10 тыс. человек. В Белорусской операции летом 1944 г. авиация доставила по воздуху конно-механизированным группам, танковым армиям и корпусам 1182 т горючего, 1240 т боеприпасов и около 1000т различного технического имущества и запасных частей для танков.
Однако перевозка по воздуху общевойсковых подразделений и частей, подразделений и частей родов войск (за исключением воздушно-десантных) и специальных войск, особенно из глубины страны к линии фронта, была редким явлением.
В современных условиях перевозка войск воздушным транспортом найдет широкое применение. Этот вид транспорта менее чем железнодорожный и водный транспорт, подвержен воздействию оружия массового поражения, обеспечивает быструю переброску войск на значительные расстояния, в любом направлении и в районы, практически недоступные для других видов транспорта, через обширные зоны заражения, районы разрушений, пожаров и затоплений. Он не зависит от дорожной сети и может применяться не только для переброски войск над своей территорией, но и для высадки их в тыл противника. Использование воздушного транспорта позволяет сохранить силы личного состава, сберечь моторесурсы боевой техники, значительно уменьшить расход материальных средств, а главное — внезапно для противника доставить в указанный район войска в более высокой степени боевой готовности, чем при их передвижении своим ходом.
Однако, несмотря на многие преимущества, перевозка войск воздушным транспортом не может применяться так часто, как, например, марш. Это обусловлено главным образом тем, что для переброски войск, особенно общевойсковых частей и соединений, по воздуху требуется значительное количество транспортных средств, а для их прикрытия во время полета — большой наряд боевых самолетов. Кроме того, использование авиации зависит от метеорологических условий, наличия подготовленных аэродромов или площадок в районах погрузки и выгрузки войск.
Комбинированное передвижение представляет собой такое перемещение войск из одного района в другой или на указанный рубеж, при котором сочетаются разные способы передвижения. В одних случаях войска могут применять различные способы передвижения одновременно, в других — способы передвижения чередуются, последовательно сменяются. При этом могут использоваться все или только некоторые виды транспорта.
При комбинированном передвижении войск максимально используются положительные стороны каждого вида транспорта. Однако, если сочетаются разные способы передвижения, то нарушается организационная целостность войсковых формирований, а это усложняет всестороннее их обеспечение, управление ими и поддержание постоянной боевой готовности. При чередовании способов передвижения на боеспособность войск может отрицательно влиять неоднократная погрузка и выгрузка их с различных транспортных средств.
Высокоманевренный характер современных боевых действий, возрастание досягаемости и мощности средств поражения значительно усложняют условия передвижения войск, особенно днем и вблизи линии боевого соприкосновения сторон.