Неисправности щелочных аккумуляторов
Возможные неисправности щелочных аккумуляторов и способы их устранения приведены в таблице 2.
Проверка состояния аккумуляторов на переездах
Состояние аккумуляторов на железнодорожных переездах проверяют с периодичностью, установленной в разделе "Автоматическая переездная сигнализация и автоматические шлагбаумы" Инструкции по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
Чистка батарейного шкафа
При необходимости батарейный шкаф внутри чистят от пыли, плесени и т. п. Работу выполняют кистью-флейц и техническим лоскутом.
Таблица 2
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Пониженная емкость | Снижение уровня электролита | Довести уровень электролита до 25 – 30 мм над контактными планками |
Понижение напряжения | Длительная работа с электролитом высокой плотности Недостаточное зарядное напряжение Внутреннее или внешнее контрольное замыкание Отсутствие контактирования | Откорректировать плотность электролита Повысить зарядное напряжение до 1,5 – 1,55 В на аккумулятор Установить короткое замыкание или заменить аккумулятор Открутить верхние гайки и снять нижние уплотнительные гайки. Установить перемычки закрутить верхние гайки |
Раздутие от дельных аккумуляторов | Закупорка вентильной пробки | Очистить контактные поверхности от карбонатов, ржавчины, грязи Вывернуть, строго соблюдая технику безопасности, вентильной пробки, прочистить отверстие для выхода газа |
Проведение работы
2.1 Ознакомиться с технологической картой № 75. При отсутствии литературы воспользуйтесь приведенными в методичке теоретическими сведениями.
2.2 Составить алгоритм проверки кислотных аккумуляторов.
2.3 Составить алгоритм проверки щелочных аккумуляторов.
2.4 Выполнить проверку аккумуляторов на полигоне.
Оформление отчета
Составьте отчет о проделанной работе, оформленного в соответствии с ГОСТом.
Содержание отчета:
1) название работы,
2) цель работы,
3) запись в журнале ДУ-46 перед началом и после окончания работы,
4) алгоритм проведения работы,
5) запись в журнале ШУ-2,
6) вывод о проделанной работе, список обнаруженных отклонений от норм.
Литература и технические средства обучения
1. Устройства СЦБ. Технология обслуживания. –М.: Транспорт. 1999. -427 с., стр. 365-372.
2. Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки. ЦШ-720. М.: Трансиздат, 2000.
3. Типовая инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера сигнализации, централизации, блокировки и связи. ТОИ Р-32-ЦШ-796-00. М.: Трансиздат, 2001.
Практическая работа №38
по дисциплине Организация обслуживания, монтаж и наладка систем автоматики и телемеханики
«Измерение напряжения на аккумуляторах и тока ЗБУ»
Цель работы: Закрепить и систематизировать знания по нормам напряжения на аккумуляторах и тока зарядно-буферного устройства, а также разобрать алгоритм их измерения
Приборы и инструменты: аккумуляторный пробник АП, комбинированный прибор Ц4380 (ампервольтомметрЭК-2346, мультиметр В7-63), защитные очки, прорезиненный фартук, хлопчатобумажный костюм с кислотостойкой пропиткой (для кислотных аккумуляторов), резиновые перчатки и галоши, губка, мыло, вата в упаковке, полотенце, закрытый сосуде 5—10%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды, консервационное масло НГ-204у, ветошь.
Порядок работы:
1. Ознакомление со списком предстоящих работ
2. Проведение работы.
3. Оформление отчета.
Теоретические сведения
Измерение выпрямленного напряжения
Выпрямленное напряжение измеряют при работе выпрямителя с нагрузкой. Для измерения выпрямленного напряжения силовых панелей питания следует использовать приборы, установленные на них. Измерения на выпрямителях, не имеющих своих измерительных приборов, выполнять приборами с классом точности не ниже 1,5. Измерительный прибор подключить к штырям колодки выпрямителя. Полученные результаты измерения сравнить с электрическими параметрами, приведенными в табл. 1—3 и ниже.
Таблица 1
Параметр | ВАК-11В (ВАК- 11М) | ВАК-3А (ВАК-13М) | ВАК- 14А (ВАК- 14М) | ВАК-16А |
Ток нагрузки, А, при шунте: Выдвинутом до ограничителя, не менее вдвинутом полностью, не более | 0,6 0,1 | 2,4 0,2 | 2,2 0,2 | 1,2 0,15 |
Напряжение, В: на аккумуляторной батарее с подключенным выпрямителем на выпрямителе с подключенной нагрузкой, не менее | 13,2 11,8 | 13,2 11,8 | 2,2 1,9 | 13,2 11,8 |
Таблица 2
Тип выпрямителя | Выпрямленный ток, А | Выпрямленное напряжение, В, при ступенях | |||||
ВАК- 13 (ВАК-13Б) | 2,4 | 6,4±0,5 | 7±0,6 | 7,6±0,7 | 8,3±0,7 | 9,0±0,8 | 12,2 0,8 |
ВАК- 16 (ВАК-16Б) | 1,2 | 6,6±0,5 | 7±0,6 | 7,5±0,7 | 8,4±0,7 | 9,0±0,8 | 12±0,8 |
ВАК- 14 (ВАК-14Б) | 2.2 | 0,4±0,15 | 0,57±0,15 | 0,95 0,15 | 11,45±0,15 | 1,8±0,2 | 2,3±0,2 |
Таблица 3
Тип выпрямителя | Положение вольтметрового переключателя | Положение амперметрового переключателя | Наибольший выпрямленный ток, А | Напряжение, В, на зажимах выпрямителя при наибольшем выпрямленном токе |
ВСА-4 | 120/240 | — | 93—101/214—225 | |
ВСА-5 | 0-45/45- 90 | — | 0—20/20—64 | |
ВСА-6М | 12/24 | 12/12 | 12/12 | 8,9—10,3/21,2—22,7 20,5—22,4 8,8—10,2 |
ВСА- 10 | 5,5-6 11—12 5,5—6 | |||
ВСА -111 | — | 8/1,5 | 8/1,5 | 0—80/0—50 |
Перемычки вторичной
цепи................. …………………53— 12, 53—12, 73—71, 73—71, 53—12
73—32 73—51 51—12 32—12 73—71
Выпрямленное напряжение, В,
на контактах 52— 72 ………. 16±0.8 20 1,0 40±2,0 44 2,2 60±3,0
Примечание. При напряжении питания 110В в первичной цепи БПШ перемычки 11—13,31—33, при 220 В — 33— 11.
Напряжение постоянного тока выпрямителей, установленных на силовых панелях, измерить вольтметрами, расположенными на панелях. Выпрямитель, который служит для заряда контрольной батареи, состоящей из 12 аккумуляторов, должен обеспечивать напряжение батареи 25,2—27,6 В. При ручной регулировке выпрямитель должен обеспечивать заряд батареи до 32,4 В. Напряжение выпрямителей, установленных на силовых панелях и служащих для питания электродвигателей стрелочных электроприводов, измерить при переводе стрелок. Это напряжение должно быть от 230 до 245 В.
Выпрямленное напряжение резервных выпрямителей 24 и 220 В измеряют также при работе выпрямителя на нагрузку. Проверку действия резервных выпрямителей выполняют включением в работу со стороны переменного и выпрямительного токов, устанавливаемых на щитовой установке пакетными выключателями, которыми можно взаимно резервировать выпрямители и ставить их на параллельную работу.
Убедившись в наличии напряжения переменного тока на резервных выпрямителях 24 и 220 В, в свободное от движения поездов время по согласованию с дежурным по железнодорожной станции переключить питание устройств с основного источника на резервный. После переключения проверить работу устройств СЦБ. По окончании проверки восстановить питание устройств от основного источника.
В случае несоответствия выпрямленного напряжения установленным нормам необходимо проверить прямое падение напряжения на каждом выпрямительном элементе. При значительных отклонениях напряжения от нормы на одном или нескольких элементах их следует заменить. Один раз в два месяца электромеханик доеден убеждаться, что автоматический регулятор тока РТА (РТА1) находится в режиме постоянного подзаряда, и проверять напряжение на батарее, которое для батареи, состоящей из 10 аккумуляторов, должно быть (15,2 ± 0,05) В, а для батареи, состоящей из 11 аккумуляторов, — (16,7 ± 0,06) В.
Для измерения напряжения батареи к клеммам 3—4 РТА подключают вольтметр постоянного тока. Затем выключают переменный ток на входе РТА, заряд батареи прекращается. При снижении напряжения батареи до напряжения включения форсированного заряда включают переменный ток и проверяют работу зарядного устройства в режиме форсированного заряда. Работа зарядного устройства фиксируется свечением светодиода, расположенного на верхней плате РТА рядом с регулируемым резистором.
По мере восстановления емкости батареи напряжение увеличивается, а ток заряда уменьшается. При достижении напряжением батареи напряжения выключения форсированного заряда светодиод должен полностью погаснуть.
Регуляторы тока РТА должны иметь следующие параметры (табл.4).
Таблица 4
Режим работы | Напряжение. В. при числе аккумуляторов | |
Включение ФЗ1 Выключение ФЗ1 и включение ПЗ2 Режим постоянного подзаряда (для РТА1) | 14,00 ±0,15 16,00 ±0,16 15,2 ±0,05 | 15,4 ±0,15 17,6 ±0,17 16,7 ±0.06 |
1ФЗ — режим заряда батареи максимальным током выпрямителя.
2ПЗ — режим постоянного подзаряда.