Тяговые электродвигатели
Тяговый двигатель тепловозов (рис. 11.1) представляет собой электрическую машину постоянного тока с последовательным возбуждением и принудительной вентиляцией. Он имеет литой восьмигранный остов 3, на котором выполнен прилив, образующий горловину для моторно-осевых подшипников 12. С двух сторон в продольном направлении в остов запрессовывают подшипниковые щиты 6. Со стороны коллектора 1в остове имеются люки для осмотра якоря 4(верхний, нижний, боковой) и прохода вентиляционного воздуха. Наодин верхний люк крепится брезентовая гармошка, соединенная с каналами воздухопровода тепловоза. Внутри остова расположены четыре главных 5 и четыре добавочных 14 полюса, каждый из которых прикреплен к остову тремя болтами. В подшипниковые щиты запрессованы роликовые подшипники 11. Подшипники смазываются через трубки на подшипниковых щитах.
Рис. 11.1. Тяговый электродвигатель ЭД-118А:
1 - коллектор; 2 - щеткодержатель; 3 - остов; 4 - якорь; 5 - главный полюс; 6 - подшипниковый щит; 7 - бандаж; 8 - крышка подшипника; 9 - лабиринтные кольца; 10 - вал; 11 - роликовый подшипник; 12 - моторно-осевой подшипник; 13 - букса моторно-осевого подшипника; 14 - добавочный полюс; 15 - польстер.
Со стороны, противоположной горловинам моторно-осевых подшипников, в средней части отлиты два опорных носика (верхний и нижний), между которыми размещена пружинная подвеска. Подача смазки к оси у тяговых двигателей ЭДТ-200Б и ЭД-107 осуществляется через подбивку с войлочной прокладкой закрепленной на металлической пластине, которая под действием пружины прижимает подбивку к шейке оси. У тяговых двигателей ЭД-107А и ЭД-118А смазывание моторно-осевых подшипников осуществляется с помощью польстера 15.
Тяговые электродвигатели в процессе эксплуатации могут иметь такие же неисправности, которые бывают у генераторов постоянного тока.
Кроме того, у тяговых электродвигателей встречаются случаи размотки бандажа - при превышении допустимой частоты вращения якоря, при боксовании, а также при перекрытии по коллектору;
перегрева моторно-осевых подшипников, а также проворота ведущей шестерни на валу тягового двигателя.
Характер неисправности тягового двигателя определяет локомотивная бригада в пути следования, а после прибытия тепловоза в депо - мастер. Локомотивные бригады должны уметь определять неисправности тяговых двигателей. Это позволит своевременно принять меры, не допустить “порчи” и сохранить двигатель для дальнейшей эксплуатации после его ремонта.
В депо при поиске неисправностей тяговых двигателей используются приборы для проверки сопротивления изоляции, приспособления для прослушивания моторно-якорных подшипников, различный мерительный инструмент и др.
Выкатка колесно-моторных блоков из-под тепловоза. При ремонте выкатывают тележки из-под тепловоза, разбирают их и демонтируют с тележки тяговые электродвигатели. Для этого выкаченную тележку устанавливают на разборочную площадку, имеющую специальные подъемники, позволяющие приподнять остов электродвигателя на 17°, что дает возможность вывести из приливов станин верхние обоймы пружинных подвесок. С тележки снимают воздухопроводы и трубы для песка, буксовые струнки, распускают рычажную передачу и отсоединяют кабели. У бесчелюстных тележек вместо съема струнок отсоединяют фрикционные гасители колебаний от корпусов букс и буксовые поводки от кронштейнов рамы тележки. Затем тросом зачаливают раму тележки, приподнимают и снимают с колесно-моторных блоков (тяговый электродвигатель в сборе с колесной парой).
Рис. 11.2. Одиночная выкатка колесно-моторного блока:
1 - рама тележки;
2 - верхняя балочка пружинной подвески;
3 - тяговый электродвигатель;
4 - колесная пара;
5 - клин; 6 - домкрат;
7 - нижняя балочка пружинной подвески;
8 – электроподъемник
В ряде случаев из-за неисправности какого-либо тягового электродвигателя, необходимо сменить один электродвигатель. Для этого в депо имеются скатоопускные канавы. Такая канава позволяет опускать с помощью подъемника колесно-моторный блок из-под локомотива вниз, откуда при необходимости переместить его по поперечному тоннелю и поднять на соседний путь или междупутье.
Подъемник состоит из платформы с рельсами и домкратов, на которые опирается колесно-моторный блок, подъемного механизма с гидравлическим или электромеханическим приводом и тележки для перемещения по рельсовому пути поперечного тоннеля. При одиночной выкатке тепловоз устанавливают таким образом, чтобы поврежденный колесно-моторный блок находился на подъемнике и впадины остова - над винтом домкрата (рис. 11.2). В таком положении колесную пару с обеих сторон заклинивают. Отсоединяют воздушные рукава, кабели и др. В челюстной тележке концы рессор приподнимают домкратами, а в бесчелюстной - сжимают пружинные комплекты технологическими болтами.
Постепенно опуская подъемник и одновременно поднимая домкратом остов тягового электродвигателя, выводят носики остова из пружинной подвески тележки. Разборка колесно-моторного блока сводится к отвинчиванию болтов крепления букс моторно-осевых подшипников и кожуха зубчатой передачи и выемке колесной пары.
Задание № 5
Отчет по практическому занятию должен содержать ответы на следующие вопросы:
1. Опишите назначение и принцип работы тягового электродвигателя.
2. По натурным образцам на полигоне и в депо изучить конструкцию, принцип работы и устранения основных неисправностей тягового электродвигателя.
3. Опишите особенности применения тяговых электродвигателей на локомотивах, перечислить основные узлы тяговых электродвигателей.