Неопределенные и определенные категории
Чтобы развиваться этим способом в медитации Любящей доброты, вам следует опять утвердиться в Четвертой Джхане Белой Касины и практиковать Любящую доброту к себе, тому кого вы уважаете или тому кто вам дорог, к тому кто вам безразличен, и тому кого вы ненавидите, пока не достигнете состояния разрушения барьеров. Затем используйте яркий и сияющий свет, чтобы увидеть всех существ в наивозможно большей области вокруг вас, вокруг здания или монастыря.
Когда они станут ясными, вы сможете развивать к ним всем Любящую доброту осознавая их через пять неопределенных и семь определенных категорий — в итоге двенадцатью группами. Каждую из них вы должны четырьмя методами пронизывать своей Любящей добротой:
1. Пусть все они освободятся от опасности,
2. Пусть все они освободятся от душевной боли,
3. Пусть все они освободятся от физической боли,
4. Пусть все они будут здоровы и счастливы.
«Все они» - это в каждом случае ваша одна из двенадцати категорий, все существа, все дэвы и т. д. Таким образом, вы будете распространять Любящую-доброту сорока восьми методами [(7 + 5) х 4].
Существа каждой категории должны при каждом пожелании быть четко видимыми в свете концентрации и понимания. Например, когда вы распространяете Любящую доброту ко всем женщинам, вам на самом деле следует видеть в свете всех женщин в определенной области. Вы по настоящему должны видеть всех мужчин, дэвов, существ в более низких планах бытия и т. д., в определенной области. Вам следует развить каждое такое пронизывание до Третьего Поглощения, прежде чем двигаться дальше к следующему. Вы должны практиковать таким образом, пока вы не
овладеете пронизывающей Любящей добротой всеми сорока восьми путями.
После того как вы овладеете этими навыками, вы должны расширить область практики так чтобы включить в нее весь монастырь, всю деревню, весь округ, все государство, всю страну, весь мир, всю солнечную систему, всю галактику и всю бесконечную вселенную. Пронизывайте каждую из этих областей сорока восьми путями до Третьего Поглощения.
Когда вы полностью овладеете этим полным проникновением Любящей доброты, вы можете перейти к десяти направлениям.
Десять направлений
Десять категорий направленности Любящей доброты также включают в себя ранее рассмотренные сорок восемь категорий развитые в каждом из десяти направлений. Это дает в общей сложности (10 х 48) четыреста восемьдесят способов развития этой практики. Когда мы добавляем сорок восемь категорий полного пронизывания мы получаем (480 + 48) пятьсот двадцать восемь способов практики Любящей доброты.
Чтобы развить направленную категорию медитации, вы должны увидеть всех существ во всей вселенной к востоку от вас, и развивать к ним Любящую доброту сорока восемью способами. Затем сделайте то же самое для существ находящихся к западу от вас и т. п. во всех других направлениях.
Когда вы овладеете этими пятьсот двадцатью способами проникновения Любящей доброты, вы будете переживать одиннадцать преимуществ этой практики, которым Будда учил в Беседах собранных по номерам (Anguttara Nikkaya).
«Бхикху, когда освобождение ума при помощи Любящей доброты взрощенно, развито, много и постоянно практикуемо, утвержденно в уме, сбалансированно и надлежащим образом проведенно оно может вызвать одиннадцать преимуществ.
Какие одиннадцать? Человек спит с комфортом; с комфортом пробуждается; не видит плохих снов; он дорог людям; его любят животные; дэвы охраняют его; огонь, яд и оружие не могут повредить ему; его ум легко концентрируется; его цвет лица становится ярким; он умирает без тревог; и если он не проникнет в Высшее, он будет перерожден в мире Брахмы».
Сострадание (Karuna)
Если вы уже утвердились в Любящей доброте так как было описано выше, вам будет не трудно развить Возвышенное Состояние Сострадания. Чтобы практиковать Сострадание, сначала вам следует выбрать человека своего пола, который страдает. Вы должны вызвать в себе сочувствие размышляя о его страданиях.
Затем утвердитесь в Четвертом Поглощении Белой Касины и когда свет ума станет ярким и чистым, используйте его чтобы увидеть этого человека, а затем развить к нему Джхану Любящей доброты. Выйдите из нее, практикуйте Сострадание к этому страдающему человеку с мыслью: «Пусть этот
человек освободится от всех страданий » (ayam sappuriso dukkhà muccatu). Повторяйте так много раз, снова и снова, пока не достигнете первой, второй и третьей Джханы и не станете мастером пяти управляющих способностей каждой из них. После этого вы должны развивать свое Сострадание, так же как вы практиковали развитие Любящей доброты, то есть, к человеку,
который вам нравится,
к которому вы безразличны,
которого вы ненавидите;
Каждую категорию до Третьего Поглощения и до полного разрушения барьеров между ними.
Чтобы развить Сострадание к существам, которые не страдают каким-либо очевидным образом, вам следует осознать то, что все непросветленные существа обязательно испытают результаты злых деяний, которые они совершили во время скитаний в кругу перерождений, и поэтому также переродятся в нижних царствах. Более того, каждое существо достойно нашего сострадания, потому что не свободно от страдания старения, болезней и смерти.
После подобных размышлений вы также должны развивать Сострадание, как вы делали это с Любящей добротой, то есть к себе, человеку, которого вы уважаете или который вам дорог, к которому вы безразличны, которого вы ненавидите до третьего Поглощения и до тех пор пока не достигните разрушения барьеров между этими категориями.
После этого вы должны практиковать Сострадание теми же ста тридцати двумя путями, которыми вы развивали Любящую доброту, а именно:
пять неопределенных категорий,
семь определенных категорий
сто двадцать категорий направления
(5 + 7 + (10 x 12) = 132].
Сорадование (Mudita)
Чтобы развить Возвышенное Состояние Сорадования, вам следует выбрать человека своего пола, который счастлив, вид которого делает вас счастливым, кого вы очень любите и уважаете.
Затем утвердитесь в Четвертом Поглощении Белой Касины, и когда свет ума станет ярким и чистым, используйте его чтобы увидеть этого человека, а затем развить к нему Джхану Любящей доброты. Выйдите из нее и утвердитесь в Поглощении Сострадания. Выйдя из него начните развивать Сорадование к этому счастливому человеку с мыслью: «Пусть этот хороший человек не будет отделен от радости, которой достиг» (ayam sappuriso yathàladdhasampattito màvigacchatu.). Практикуйте так до Третьего Поглощения.
После этого развивайте Сорадование к человеку, которого вы уважаете или который вам дорог,
который вам безразличен и которого вы ненавидите. Затем практикуйте его к себе, к человеку, которого вы уважаете или который вам дорог, к кому вы безразличны, и к кому вы ненавидите
до третьего Джханы, пока вы не сломаете барьеры между этими категориями. И затем развивайте Сорадование ко всем существам в бесконечной вселенной ста тридцати двумя путями.
Невозмутимость (Upekkhà)
Чтобы развивать Возвышенное Состояние Невозмутимости, вам следует сначала утвердиться в Четвертой Джхане Белой Касины, и использовав человека своего пола, к которому вы безразличны, практиковать состояния Любящей доброты, Сострадания и Сорадования каждое до третьего Поглощения. Затем выйдя из Третьей Джханы, размышлять о недостатках этих трех Возвышенных Состояний, а именно их близости к привязанности, к влечению и отвращению, к восторгу и радости. Потом поразмышляйте о мире и покое Четвертой Джханы основанной на невозмутимости.
Затем начните развивать Невозмутимость к человеку, которой вам безразличен размышляя: «Этот добрый человек — наследник своих собственных поступков» («ayam sappuriso kammasako»)
При поддержке Третьей Джханы Любящей доброты, Сострадания и Сорадования, возникновение Четвертого Поглощения Невозмутимости не заставит себя долго ждать.
После того как утвердитесь в нем развивайте это состояние для человека, которого вы уважаете или который дорог вам, человеку к которому вы очень привязаны и тому, кого вы ненавидите. Затем практикуйте Невозмутимость по отношению к саму себе и снова к человеку, которого вы уважаете или который вам дорог, тому к кому вы равнодушны и к тому, кого вы ненавидите до Третьей Джханы, пока вы не сломаете барьеры между этими категориями. И затем развивайте Невозмутимость ко всем существам в бесконечной вселенной ста тридцатью двумя путями.
Это конечная точка развития Возвышенных Состояний.