Удержание двигательных программ
Детям предлагается 25-30 раз выполнить одну и ту же двигательную программу (можно ходить по периметру зала, в котором проводятся занятия). Двигательные программы могут быть следующие:
- Сделать два шага вперед, один шаг назад, прыжок на месте, хлопок в ладоши. Упражнение повторить 25-30 раз.
- Сделать два шага вперед, один шаг назад, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на 360º. Упражнение повторить 25-30 раз.
- Сделать два шага вперед, один шаг назад, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на 360º, присесть на корточки, сделать два хлопка по полу ладошками, встать на ноги. Упражнение повторить 25-30 раз.
- Сделать два шага вперед, один шаг назад, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на 360º, присесть на корточки, сделать два хлопка по полу ладошками, встать на ноги, проговорить «ХА-ХА». Упражнение повторить 25-30 раз.
- Сделать два шага вперед, один шаг назад, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на 360º, присесть на корточки, сделать два хлопка по полу ладошками, встать на ноги, проговаривать, чередуя «ХА-ХА» и «НЮ-НЮ». Упражнение повторить 25-30 раз.
- Сделать два шага назад, один вперед, прыжок на месте, отстучать в ладоши ритм «1-1-11», назвать свое имя. Упражнение повторить 25-30 раз.
- Сделать два шага назад, один вперед, прыжок на месте, отстучать ритм «11-1-11» ладошками, затем тот же ритм правой ногой об пол, назвать имя друга. Упражнение повторить 25-30 раз.
- Сделать правой ногой шаг вперед, левой ногой отстучать ритм «1-11-111»; левой ногой шаг вперед, правой ногой выполнение ритма «11-1-11», чередуя называть своем имя и имя друга. Упражнение повторить 25-30 раз.
Развитие моторной координации
Плавание. Ранее плавание способствует не только развитию моторной координации, но и в целом оптимизирует психическое и физическое развитие ребенка, нормализует тонус мышц, улучшает кровообращение и укрепляет нервную систему. Начинать обучение плаванию рекомендуется на 4 неделе жизни ребенка (Васильева Н.В., 2003). Специалисты также считают, что если научить ребенка плавать самостоятельно до одного года, то будут элиминированы многие последствия натальных (родовых) повреждений центральной нервной системы. Интересные результаты в этом направлении получил О.В. Секанья (г.Тверь), который работает по авторской программе обучения плаванию детей в возрасте до одного года.
Динамическая гимнастика перед занятием в бассейне (Секанья О.В.)
Обучение детей плаванью (Секанья О.В.)
Иппотерапия. Верховая езда на лошадях способствует развитию ритмов, пространственных представлений, моторной координации, соматогнозиса (восприятие собственного тела). Недаром детей с детским церебральным параличом, аутизмом, сколиозом, остеохондрозом и другими нарушениями высаживают на лошадей, получая позитивную динамику их развития. Дело в том, что температура тела лошади на 1,5-2 градуса выше температуры тела человека, что усиливает кровоток и разогревает мышцы наездника. Во время ходьбы лошадь совершает до 110 разнонаправленных колебательных движений, что при непосредственном контакте с телом лошади (ребенок садится на лошадь без седла) играет роль массажа и задействует все мышцы тела. Во время верховой езды ребенок вынужден непрерывно удерживать равновесие, вместе с лошадью выполнять движения в трех плоскостях пространства: вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
Литература
1. Васильева Н.В. Как вырастить ребенка здоровым и ловким. М., 2003.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.
1. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М., 2000.
3. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
2. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга /Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
3. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию. М., 1952.
6. Лурия А.Р. Мозг и психические процессы. М., 1963.
7. Сеченов И.М. Избранные труды. М., 1947.
8. Eaton W.O., Yu A.P. Are sex differences in child motor activity level a function of sex differences in maturational status. Child Development, 1989.