Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ
Исходные данные для оценки критического уровня тяжести последствий, связанных с надежностью функционирования систем ЖАТ включают в себя:
– – максимальное значение интенсивности движения поездов на участке в течение суток (поездов/час);
– – минимальное значение интенсивности движения поездов в течение суток (поездов/час);
Средневзвешенное значение интенсивности использования системы ЖАТ на участке определяют по формуле:
,
где – коэффициент, характеризующий участие системы ЖАТ в перевозочном процессе ( – для перегона, – для станции);
– – весовой коэффициент, учитывающий долю в течение суток (среднее количество часовых интервалов с высоким значением интенсивности движения поездов в течение суток );
– – весовой коэффициент, учитывающий долю в течение суток (среднее количество часовых интервалов с низким значением интенсивности движения поездов в течение суток ).
Критический уровень количества задержанных поездов в течение месяца вычисляют по формуле:
.
Если полученный результат превышает 160 поездов, то принимают .
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Поправочные коэффициенты
Таблица Д.1 Коэффициенты для учета вариантности передвижений на перегоне
Количество путей | Коэффициент k1 | Коэффициент k2 |
0,96 | 0,94 | |
0,92 | 0,84 | |
0,87 | 0,8 | |
4 и более | 0,85 | 0,79 |
Таблица Д.2 Коэффициенты для учета вариантности передвижений на станции
Количество стрелок | Коэффициент k1 | Коэффициент k2 |
менее 10 | 0,97 | 0,93 |
от 10 до 21 | 0,93 | 0,89 |
от 22 до 29 | 0,87 | 0,85 |
от 20 до 39 | 0,85 | 0,82 |
от 40 до 49 | 0,83 | 0,81 |
50 и более | 0,78 | 0,8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Интерпретация рисков
Таблица Е.1 Уровни частоты возникновения последствий
Вероятность события | Уровни частот | Интерпретация вероятности возникновения последствий (средняя частота возникновения последствий) |
Частое | 1 раз за 2 месяца | |
Вероятное | 1 раз за 4 месяца | |
Случайное | 1 раз за 7 месяцев | |
Редкое | 1 раз за 1 год | |
Крайне редкое | 1 раз за 5 лет | |
Маловероятное | 1 раз за 10 лет |
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Оценивание риска
Таблица Ж.1 Оценивание риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ
№ | Наименование показателя | Ссылка на формулу или таблицу | Значения показателя | Результат обработки матриц |
Расчетный уровень частоты (вероятность ущерба) | Формула 9.6 | PАО | (Ч, В, С, Р, К, М) | |
Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (количество погибших и пострадавших | Формулы 9.7, 9.8 | , | (1, 2, 3, 4) | |
Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (прямой экономический ущерб) | Формула 9.9 | (1, 2, 3, 4) | ||
Уровень риска согласно матрице №1 | Таблица 10.6 | Недопустимый Нежелательный Допустимый Не принимаемый в расчет | (Ч1, Ч2, Ч3, Ч4, В1, и т.д.) | |
Уровень риска согласно матрице №2 | Таблица 10.7 | Недопустимый Нежелательный Допустимый Не принимаемый в расчет | (Ч1, Ч2, Ч3, Ч4, В1, и т.д.) | |
Расчетный уровень риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ | Наихудшее из значений в строках 4 и 5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Пример оценки риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ
Таблица З.1 Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем надежности функционировании системы ЖАТ на станции
№ | Обозначение показателя | Наименование показателя, единица измерения | Значение величины показателя |
Прием поездов в сутки, поезд | |||
Отправление поездов в сутки, поезд | |||
Формирование поездов в сутки, вагон | |||
Расформирование поездов в сутки, вагон | |||
Время занятия стрелочной горловины приемом поезда, мин | |||
Время занятия стрелочной горловины отправлением поезда, мин | |||
Фактическое значение интенсивности отказов системы ЖАТ, 1/ч | 0,00231 | ||
Фактическое значение среднего времени до восстановления системы ЖАТ, ч | 1,833 | ||
Расчетный период, месяц |
Определяем расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ на железнодорожной станции:
, | |
, | |
, | |
, | |
, | |
. |
Вероятность задержки поезда из-за использования одного из элементов системы ЖАТ другим поездом (замыкания в другом маршруте):
Вероятность задержки поезда при отсутствии влияния безотказности функционирования системы ЖАТ на движение поездов:
. |
Вероятность задержки поезда из-за отказа системы ЖАТ:
Среднее суммарное время задержки каждого поезда и среднее время задержки каждого поезда при отсутствии влияния отказов системы ЖАТ на движение поездов:
; ; ; | |
; ; | |
. |
Среднее время задержки поезда из-за отказов системы ЖАТ за расчетный период:
Среднее количество задержек поездов из-за системы ЖАТ:
. |
Аналогично производится оценка прогнозного уровня риска для
Матрицы для оценивания рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, при и представлены в виде таблицы З.2.
Таблица З.2 Матрица рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ
Уровни частоты (вероятность ущерба) | Уровни последствий возникновения отказов системы ЖАТ (среднее время задержки поезда) | |||||
незначительный | значительный | существен-ный | критический | |||
Частое | Ч | |||||
Вероят-ное | В | Текущий | Прогнозный | |||
Случай-ное | С | |||||
Редкое | Р | |||||
Крайне редкое | К | |||||
Мало-вероят-ное | М |
Текущий уровень риска по надежности нежелательный (В2), а прогнозный – недопустимый.
Таким образом, без принятия соответствующих мер уровень рисков, связанных с функционированием системы ЖАТ, увеличится.
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Пример оценки риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ
Для оценки риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ на станции, используются данные из приложения З и таблицы И.1.
Таблица И.1 Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ
№ | Обозначение показателя | Наименование показателя, единица измерения | Значение величины показателя |
Фактическое значение интенсивности опасных отказов системы ЖАТ, 1/ч | |||
Прямой экономический ущерб от всех нарушений безопасности движения, происшедших по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года, тыс. руб. | |||
Количество браков по хозяйству автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года | |||
Число погибших людей после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года | |||
Число людей, получивших тяжкие телесные повреждения после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года | |||
Число крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года |
Определим расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ:
, | |
, | |
, | |
. |
Математическое ожидание длительности совпадения активных и опасных состояний системы ЖАТ:
. |
Средняя интенсивность перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние:
Удельные оценки количества погибших и пострадавших:
. |
Удельная оценка прямого экономического ущерба:
Представим оценивание риска в виде таблицы И.2.
Таблица И.2 Оценивание риска, связанного с безопасностью функционирования системы ЖАТ
№ | Наименование показателя | Ссылка на формулу или таблицу | Значения показателя | Результат обработки матриц |
Расчетный уровень частоты (вероятность ущерба) | Формула 9.10 | М | ||
Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (количество погибших и пострадавших | Формулы 9.11, 9.12 | |||
Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (прямой экономический ущерб) | Формула 9.13 | |||
Уровень риска согласно матрице №1 | Таблица 10.6 | Не принимаемый в расчет | М2 | |
Уровень риска согласно матрице №2 | Таблица 10.7 | Не принимаемый в расчет | М2 | |
Расчетный уровень риска, связанного с безотказностью функционирования системы ЖАТ | Не принимаемый в расчет |
Изменения от (15.04.2016)
1. В таблице 7.1 дополнительно введено количество подходов на станции.
2. В формулу 7.5 введен коэффициент k4.
3. В формуле 8.2 скорректирован показатель квадратного корня с 3 на 6.
Изменения от (27.04.2016)
1. Формула 8.2 скорректирована. Теперь показатель степени определяется как доля среднего времени задержки поездов из-за отказа по отношению к суммарному среднему времени задержки поездов по всем хозяйствам (В, Ш, П, Т, Э).
2. Внесены правки в окончание примера на стр.48-49.