Тема № 13. Оценка тяжести и напряженности труда. Профилактика производственного утомления и заболеваний, связанных с трудовым процессом.- 2 часа

Цель занятия:Формирование знаний о тяжести труда, напряженности труда и методах их оценки с целью профилактики производственного утомления.

Задания:

1.Изучение материала по предлагаемой литературе, поиск новой информации.

2. Составление ситуационных задач по оценке тяжести и напряженности труда у работников различных профессий

Форма выполнения: составление ситуационных задач

Критерии выполнения:

1. Должно быть составлено 4 задачи, в каждой из которых должны быть раскрыты основные подходы к оценке тяжести и напряженности труда при работе в различных профессиях.

2. В условиях задачи должны быть представлены:

· эргометрические и физиологические показатели тяжести и напряженности труда, которые бы позволили судить о степени тяжести и напряженности труда рабочего данной профессии

· изменения со стороны организма, которые могли бы быть следствием действия этих факторов и позволить врачу предполагать возможную причину заболевания и определять дальнейшие лечебно-профилактические мероприятия

3. Вопросы к задаче должны позволить выяснить знание решающим эту задачу человеком факторов, обусловливающих физическую и нервно-эмоциональную нагрузку в данной профессии, неблагоприятных последствий, к которым приводит их действие, мероприятий по предупреждению или ослаблению их действия.

4. Должны быть представлены эталоны решения по каждой задаче.

Сроки сдачи:согласно календарно-тематическому плану

Критерии оценки

Критерии качества Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетвори-тельно
Количество составленных задач
Условия задачи и вопросы к ней Позволяют полно раскрыть тему Позволяют раскрыть основные аспекты темы Позволяют раскрыть лишь отдельные аспекты темы Позволяют раскрыть 1-2 аспекта темы
Информация в задачах Получается расчетным или аналитическим путем по имеющимся данным или готовая готовая готовая готовая
Литературные источники, рекомендуемые для использова-ния при реше-нии ситуацион-ных задач Учебники, руководства, монографии, источники из Интернета, нормативные документы Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, периодика, источники из Интернета, нормативные документы Учебники по общей гигиене и другим гигиени-ческим дисцип-линам Учебники по общей гигиене
Ошибки и неточности, допущенные при составлении задач Не допущено Допущены непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом Допущены непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя Допущены грубые ошибки
Эталоны решения задач Представлены с полным охватом всех предлагаемых в задаче вопросов Представлены с охватом не менее 75 % предлагаемых в задаче вопросов Представлены с охватом не менее 50% предлагаемых в задаче вопросов Не представлены
Уровень составления задач творческий репродуктивный репродуктивный репродуктивный

Литература

Основная:

1. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - М.:ГЭОТАР Медицина,2000. – С.483-494.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – М.:Издательский центр «Академия»,2004.- С.311-314.

3. Гурова А.И, Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене М., Изд. Университета дружбы народов, 1991-С. 153-158.

4. Методическое пособие кафедры

Дополнительная:

1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда, М.: Медицина, 1988-С.25-70.

2. Приказ МЗ РК № 243 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, подвергающихся воздействию вредных, опасных и неблагоприятных производственных факторов и определения профессиональной пригодности»

3. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене труда. /Под ред. В.Ф.Кириллова. – 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 2001. – С.44-88.

4. Санитарные правила и нормы по гигиене труда в промышленности, часть 1, Омск – ИПК «ОМИЧ», 1995, с.479.

Контроль:

· Вопросы

1. Основные вопросы, разрабатываемые физиологией труда. Формы трудовой деятельности и факторы трудового процесса, их характеризующие.

2. Функциональные изменения различных органов и систем при физической и умственной работе.

3. Роль динамического стереотипа в трудовой деятельности.

4. Работоспособность и её динамика в течение рабочего дня и недели. Утомление и переутомление.

5. Физиологические методы изучения работоспособности.

6. Понятие о тяжести и напряженности труда. Эргометрические и физиологические критерии тяжести и напряженности труда. Оценка тяжести и напряженности труда.

7. Мероприятия по профилактике производственного утомления: нормирование нагрузки, оптимизация производственной среды, автоматизация и механизация трудовых процессов, организация рабочих мест, рабочих поз и движений, оборудования, рациональный режим труда и отдыха, совершенствование умений и навыков, производственная физическая культура, психофизиологическая разгрузка.

8. Заболевания, обусловленные факторами трудового процесса: статическими и динамическими мышечными перегрузками, нервно-психическими перегрузками, перенапряжением отдельных органов и систем и анализаторов, гиподинамией и монотонностью труда. Профилактика.

9. Производственный травматизм, основные причины. Мероприятия по предупреждению.

Наши рекомендации