Определение области применения оценки риска

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 В рамках методологии Управления ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН) понятие риска включает два элемента:

- вероятность возникновения события или сочетание событий, ведущих к опасности или частота возникновения таких событий;

- последствия опасности.

4.2 Применительно к системам автоматической и полуавтоматической блокировки, системам электрической централизации стрелок и сигналов, системам горочной автоматической централизации, системам диспетчерской централизации (далее системам ЖАТ) риски представляют собой сочетание вероятности и неблагоприятных последствий отказов и вероятности и неблагоприятных последствий опасных отказов систем ЖАТ в процессе их функционирования на перегонах и станциях.

4.3 Порядок оценки рисков, связанных с функционированием систем ЖАТ, соответствует ГОСТ Р 54505 и включает этапы, представленные в Приложении А.

4.4 В качестве исходных данных для расчёта используются значения показателей, полученных на основе Методики сбора, обработки и представления данных, связанных с функционированием систем ЖАТ и Методики расчета показателей надежности и безопасности функционирования систем ЖАТ.

4.5 Настоящая Методика служит для расчета и оценивания следующих показателей:

- вероятность риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ;

- возможное количество и время задержек поездов, связанных с устранением отказов системы ЖАТ;

- вероятность риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ;

- возможная величина ущерба по причине опасных отказов системы ЖАТ.

4.6 В настоящей Методике приводится последовательность расчета указанных показателей, построения матриц рисков и оценивания риска с помощь соответствующих матриц для систем ЖАТ.

4.7 Методика базируется на следующих допущениях:

– отказы системы ЖАТ – события независимые и случайные;

– текущее состояние о объекта системы ЖАТ не зависит от предыдущего состояния;

– интервалы времени между случайными событиями распределены по экспоненциальному закону.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОЦЕНКИ РИСКА

5.1 Оценка риска производится в целом для системы ЖАТ, обеспечивающей безопасность движения на заданном объекте.

5.2 Оценка риска функционирования систем ЖАТ осуществляется на этапе эксплуатации систем ЖАТ, в том числе при назначении капитального ремонта (рисунок Б.1) и при истечении назначенного срока службы (рисунок Б.2).

5.3 Оценку рисков разделяют на две области:

- риски, связанные с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ;

- риски, связанные с уровнем безопасности функционирования систем ЖАТ.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ РИСКА

6.1 Риски, связанные с функционированием систем ЖАТ, в целом определяют как риски возникновения отказов систем ЖАТ, эксплуатируемых на заданном объекте, и влияния отказов на процесс движения поездов на заданном объекте.

6.2 Риски, связанные с функционированием систем ЖАТ, возникают при наличии отказа системы ЖАТ и одновременном использовании системы ЖАТ для реализации функций по регулированию процесса движения поезда.

6.3 Защитный отказ системы ЖАТ переводит систему ЖАТ в защитное состояние. Находясь в этом состоянии, система ЖАТ может вызывать различные задержки в движении поездов на перегоне или станции. Количество и длительность задержек различаются для каждого отказа.

6.4 Опасный отказ системы ЖАТ соответствует одному или нескольким критериям опасного отказа и переводит систему ЖАТ в опасное состояние. Нахождение системы ЖАТ в опасном состоянии может привести к возникновению поражающих факторов, связанных с движением поездов на перегоне или станции, что приводит к гибели и телесным повреждениям людей и прямому экономическому ущербу. Величина ущерба различается для каждого опасного отказа.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

определение области применения оценки риска - student2.ru

Рисунок А.1 – Процесс управления рисками

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Применение оценки рисков

определение области применения оценки риска - student2.ru

Рисунок Б.1 – Применение оценки рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ при назначении капитального ремонта
определение области применения оценки риска - student2.ru

Рисунок Б.2 – Применение оценки рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ при истечении назначенного срока службы

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Дополнительные определения

Использование системы ЖАТ: это событие (процесс), при котором в данный момент (период) времени осуществляется управление движением поездов с помощью рассматриваемой системы ЖАТ.

Вероятность риска по безотказности для системы ЖАТ: это вероятность отказа системы ЖАТ, который приводит к возникновению ущерба из-за задержек поездов, связанных с устранением этого отказа.

Активное состояние системы ЖАТ: это такое состояние системы ЖАТ, при котором она в течение некоторого интервала времени используется в реализации функций по управлению и регулированию процесса движения поезда на перегоне или станции, а параметры функционирования системы ЖАТ влияют на безопасность движения поезда.

Пассивное состояние системы ЖАТ: это такое состояние системы ЖАТ, когда она в течение некоторого интервала времени не участвует в реализации функций по управлению и регулированию процесса движения поезда на перегоне или станции, а параметры функционирования системы ЖАТ не влияют на безопасность движения поезда.

Пассивное неопасное состояние системы ЖАТ: пассивное состояние системы ЖАТ, в котором не возникает прямой экономический ущерб и не происходят гибель или тяжкие телесные повреждения людей, связанные с функционированием системы ЖАТ и движением поезда по перегону или станции.

Активное неопасное состояние системы ЖАТ: активное состояние системы ЖАТ, в котором не возникает прямой экономический ущерб и не происходят гибель или тяжкие телесные повреждения людей, связанные с функционированием системы ЖАТ и движением поезда по перегону или станции.

Пассивное опасное состояние системы ЖАТ: пассивное состояние системы ЖАТ, в котором не возникает прямой экономический ущерб и не происходят гибель или тяжкие телесные повреждения людей, связанные с функционированием системы ЖАТ и движением поезда по перегону или станции.

Активное опасное состояние системы ЖАТ: активное состояние системы ЖАТ, в котором возникает прямой экономический ущерб и не происходят гибель или тяжкие телесные повреждения людей, связанные с функционированием системы ЖАТ и движением поезда по перегону или станции.

Вероятность риска по безопасности для системы ЖАТ: это вероятность перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Поправочные коэффициенты

Таблица Д.1 Коэффициенты для учета вариантности передвижений на перегоне

Количество путей Коэффициент k1 Коэффициент k2
0,96 0,94
0,92 0,84
0,87 0,8
4 и более 0,85 0,79

Таблица Д.2 Коэффициенты для учета вариантности передвижений на станции

Количество стрелок Коэффициент k1 Коэффициент k2
менее 10 0,97 0,93
от 10 до 21 0,93 0,89
от 22 до 29 0,87 0,85
от 20 до 39 0,85 0,82
от 40 до 49 0,83 0,81
50 и более 0,78 0,8

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Интерпретация рисков

Таблица Е.1 Уровни частоты возникновения последствий

Вероятность события Уровни частот Интерпретация вероятности возникновения последствий (средняя частота возникновения последствий)
определение области применения оценки риска - student2.ru Частое 1 раз за 2 месяца
определение области применения оценки риска - student2.ru Вероятное 1 раз за 4 месяца
определение области применения оценки риска - student2.ru Случайное 1 раз за 7 месяцев
определение области применения оценки риска - student2.ru Редкое 1 раз за 1 год
определение области применения оценки риска - student2.ru Крайне редкое 1 раз за 5 лет
определение области применения оценки риска - student2.ru Маловероятное 1 раз за 10 лет

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Оценивание риска

Таблица Ж.1 Оценивание риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Наименование показателя Ссылка на формулу или таблицу Значения показателя Результат обработки матриц
Расчетный уровень частоты (вероятность ущерба) Формула 9.6 PАО (Ч, В, С, Р, К, М)
Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (количество погибших и пострадавших Формулы 9.7, 9.8 определение области применения оценки риска - student2.ru , определение области применения оценки риска - student2.ru (1, 2, 3, 4)
Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (прямой экономический ущерб) Формула 9.9 определение области применения оценки риска - student2.ru (1, 2, 3, 4)
Уровень риска согласно матрице №1 Таблица 10.6 Недопустимый Нежелательный Допустимый Не принимаемый в расчет (Ч1, Ч2, Ч3, Ч4, В1, и т.д.)
Уровень риска согласно матрице №2 Таблица 10.7 Недопустимый Нежелательный Допустимый Не принимаемый в расчет (Ч1, Ч2, Ч3, Ч4, В1, и т.д.)
Расчетный уровень риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ Наихудшее из значений в строках 4 и 5

ПРИЛОЖЕНИЕ З

Пример оценки риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ

Таблица З.1 Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем надежности функционировании системы ЖАТ на станции

Обозначение показателя Наименование показателя, единица измерения Значение величины показателя
определение области применения оценки риска - student2.ru Прием поездов в сутки, поезд
определение области применения оценки риска - student2.ru Отправление поездов в сутки, поезд
определение области применения оценки риска - student2.ru Формирование поездов в сутки, вагон
определение области применения оценки риска - student2.ru Расформирование поездов в сутки, вагон
определение области применения оценки риска - student2.ru Время занятия стрелочной горловины приемом поезда, мин
определение области применения оценки риска - student2.ru Время занятия стрелочной горловины отправлением поезда, мин
определение области применения оценки риска - student2.ru Фактическое значение интенсивности отказов системы ЖАТ, 1/ч 0,00231
определение области применения оценки риска - student2.ru Фактическое значение среднего времени до восстановления системы ЖАТ, ч 1,833
определение области применения оценки риска - student2.ru Расчетный период, месяц

Определяем расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ на железнодорожной станции:

определение области применения оценки риска - student2.ru ,  
определение области применения оценки риска - student2.ru ,  
определение области применения оценки риска - student2.ru ,  
определение области применения оценки риска - student2.ru ,  
определение области применения оценки риска - student2.ru ,  
определение области применения оценки риска - student2.ru .  

Вероятность задержки поезда из-за использования одного из элементов системы ЖАТ другим поездом (замыкания в другом маршруте):

определение области применения оценки риска - student2.ru  

Вероятность задержки поезда при отсутствии влияния безотказности функционирования системы ЖАТ на движение поездов:

определение области применения оценки риска - student2.ru .  

Вероятность задержки поезда из-за отказа системы ЖАТ:

определение области применения оценки риска - student2.ru  

Среднее суммарное время задержки каждого поезда и среднее время задержки каждого поезда при отсутствии влияния отказов системы ЖАТ на движение поездов:

определение области применения оценки риска - student2.ru ; определение области применения оценки риска - student2.ru ; определение области применения оценки риска - student2.ru ;  
определение области применения оценки риска - student2.ru ; определение области применения оценки риска - student2.ru ;  
определение области применения оценки риска - student2.ru  
определение области применения оценки риска - student2.ru .  

Среднее время задержки поезда из-за отказов системы ЖАТ за расчетный период:

определение области применения оценки риска - student2.ru  

Среднее количество задержек поездов из-за системы ЖАТ:

определение области применения оценки риска - student2.ru . определение области применения оценки риска - student2.ru  

Аналогично производится оценка прогнозного уровня риска для определение области применения оценки риска - student2.ru

Матрицы для оценивания рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, при определение области применения оценки риска - student2.ru и определение области применения оценки риска - student2.ru представлены в виде таблицы З.2.

Таблица З.2 Матрица рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ

Уровни частоты (вероятность ущерба) Уровни последствий возникновения отказов системы ЖАТ (среднее время задержки поезда)
определение области применения оценки риска - student2.ru определение области применения оценки риска - student2.ru определение области применения оценки риска - student2.ru определение области применения оценки риска - student2.ru
незначительный значительный существен-ный критический
определение области применения оценки риска - student2.ru Частое Ч        
определение области применения оценки риска - student2.ru Вероят-ное В   Текущий   Прогнозный
определение области применения оценки риска - student2.ru Случай-ное С        
определение области применения оценки риска - student2.ru Редкое Р        
определение области применения оценки риска - student2.ru Крайне редкое К        
определение области применения оценки риска - student2.ru Мало-вероят-ное М        

Текущий уровень риска по надежности нежелательный (В2), а прогнозный – недопустимый.

Таким образом, без принятия соответствующих мер уровень рисков, связанных с функционированием системы ЖАТ, увеличится.

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Пример оценки риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Для оценки риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ на станции, используются данные из приложения З и таблицы И.1.

Таблица И.1 Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Обозначение показателя Наименование показателя, единица измерения Значение величины показателя
определение области применения оценки риска - student2.ru Фактическое значение интенсивности опасных отказов системы ЖАТ, 1/ч определение области применения оценки риска - student2.ru
определение области применения оценки риска - student2.ru Прямой экономический ущерб от всех нарушений безопасности движения, происшедших по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года, тыс. руб.  
определение области применения оценки риска - student2.ru Количество браков по хозяйству автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года  
определение области применения оценки риска - student2.ru Число погибших людей после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года  
определение области применения оценки риска - student2.ru Число людей, получивших тяжкие телесные повреждения после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года  
определение области применения оценки риска - student2.ru Число крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года  

Определим расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ:

определение области применения оценки риска - student2.ru ,  
определение области применения оценки риска - student2.ru ,  
определение области применения оценки риска - student2.ru ,  
определение области применения оценки риска - student2.ru .  

Математическое ожидание длительности совпадения активных и опасных состояний системы ЖАТ:

определение области применения оценки риска - student2.ru .  

Средняя интенсивность перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние:

определение области применения оценки риска - student2.ru  

Удельные оценки количества погибших и пострадавших:

определение области применения оценки риска - student2.ru  
определение области применения оценки риска - student2.ru .  

Удельная оценка прямого экономического ущерба:

определение области применения оценки риска - student2.ru  

Представим оценивание риска в виде таблицы И.2.

Таблица И.2 Оценивание риска, связанного с безопасностью функционирования системы ЖАТ

Наименование показателя Ссылка на формулу или таблицу Значения показателя Результат обработки матриц
Расчетный уровень частоты (вероятность ущерба) Формула 9.10 определение области применения оценки риска - student2.ru М
Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (количество погибших и пострадавших Формулы 9.11, 9.12 определение области применения оценки риска - student2.ru определение области применения оценки риска - student2.ru
Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (прямой экономический ущерб) Формула 9.13 определение области применения оценки риска - student2.ru
Уровень риска согласно матрице №1 Таблица 10.6 Не принимаемый в расчет М2
Уровень риска согласно матрице №2 Таблица 10.7 Не принимаемый в расчет М2
Расчетный уровень риска, связанного с безотказностью функционирования системы ЖАТ Не принимаемый в расчет

Изменения от (15.04.2016)

1. В таблице 7.1 дополнительно введено количество подходов на станции.

2. В формулу 7.5 введен коэффициент k4.

3. В формуле 8.2 скорректирован показатель квадратного корня с 3 на 6.

Изменения от (27.04.2016)

1. Формула 8.2 скорректирована. Теперь показатель степени определяется как доля среднего времени задержки поездов из-за отказа по отношению к суммарному среднему времени задержки поездов по всем хозяйствам (В, Ш, П, Т, Э).

2. Внесены правки в окончание примера на стр.48-49.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 В рамках методологии Управления ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН) понятие риска включает два элемента:

- вероятность возникновения события или сочетание событий, ведущих к опасности или частота возникновения таких событий;

- последствия опасности.

4.2 Применительно к системам автоматической и полуавтоматической блокировки, системам электрической централизации стрелок и сигналов, системам горочной автоматической централизации, системам диспетчерской централизации (далее системам ЖАТ) риски представляют собой сочетание вероятности и неблагоприятных последствий отказов и вероятности и неблагоприятных последствий опасных отказов систем ЖАТ в процессе их функционирования на перегонах и станциях.

4.3 Порядок оценки рисков, связанных с функционированием систем ЖАТ, соответствует ГОСТ Р 54505 и включает этапы, представленные в Приложении А.

4.4 В качестве исходных данных для расчёта используются значения показателей, полученных на основе Методики сбора, обработки и представления данных, связанных с функционированием систем ЖАТ и Методики расчета показателей надежности и безопасности функционирования систем ЖАТ.

4.5 Настоящая Методика служит для расчета и оценивания следующих показателей:

- вероятность риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ;

- возможное количество и время задержек поездов, связанных с устранением отказов системы ЖАТ;

- вероятность риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ;

- возможная величина ущерба по причине опасных отказов системы ЖАТ.

4.6 В настоящей Методике приводится последовательность расчета указанных показателей, построения матриц рисков и оценивания риска с помощь соответствующих матриц для систем ЖАТ.

4.7 Методика базируется на следующих допущениях:

– отказы системы ЖАТ – события независимые и случайные;

– текущее состояние о объекта системы ЖАТ не зависит от предыдущего состояния;

– интервалы времени между случайными событиями распределены по экспоненциальному закону.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОЦЕНКИ РИСКА

5.1 Оценка риска производится в целом для системы ЖАТ, обеспечивающей безопасность движения на заданном объекте.

5.2 Оценка риска функционирования систем ЖАТ осуществляется на этапе эксплуатации систем ЖАТ, в том числе при назначении капитального ремонта (рисунок Б.1) и при истечении назначенного срока службы (рисунок Б.2).

5.3 Оценку рисков разделяют на две области:

- риски, связанные с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ;

- риски, связанные с уровнем безопасности функционирования систем ЖАТ.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ РИСКА

6.1 Риски, связанные с функционированием систем ЖАТ, в целом определяют как риски возникновения отказов систем ЖАТ, эксплуатируемых на заданном объекте, и влияния отказов на процесс движения поездов на заданном объекте.

6.2 Риски, связанные с функционированием систем ЖАТ, возникают при наличии отказа системы ЖАТ и одновременном использовании системы ЖАТ для реализации функций по регулированию процесса движения поезда.

6.3 Защитный отказ системы ЖАТ переводит систему ЖАТ в защитное состояние. Находясь в этом состоянии, система ЖАТ может вызывать различные задержки в движении поездов на перегоне или станции. Количество и длительность задержек различаются для каждого отказа.

6.4 Опасный отказ системы ЖАТ соответствует одному или нескольким критериям опасного отказа и переводит систему ЖАТ в опасное состояние. Нахождение системы ЖАТ в опасном состоянии может привести к возникновению поражающих факторов, связанных с движением поездов на перегоне или станции, что приводит к гибели и телесным повреждениям людей и прямому экономическому ущербу. Величина ущерба различается для каждого опасного отказа.


Наши рекомендации