Го года жизни с функциональными расстройствами зрения.

Планирование составлено по программе для специальных коррекционных

образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.

Сентябрь.

«Детский сад»

Задачи Коррекционная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Коррекционные занятия Самостоятельная деятельность Коррекционная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
КЗВ Продолжать учить использованию формы геометрических фигур как эталона для анализа основной формы реальных предметов. Учить видеть расположение предметов на картине и в реальности, называть предметы, расположенные дальше, ближе. Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности. Выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь. КЗВ «Найди круглые, овальные, конусные предметы, объекты» «Окна выше двери?» «Этот дом выше, шире и длиннее, чем тот» «Что находится за детским садом?» «Что ближе, что дальше?» «Найди по схеме» «Куда летит бабочка?» и др.     «Я и мой детский сад» (буклет) Цель: Формировать представления о величине. Задачи: Упражнять в выделении параметров величины в объектах. Развивать зрительную дифференцировку предметов по величине. Развивать соотнесенную речь (словесное обозначение величины). В группе все оборудования для игр должны быть строго на своем месте. Составить элементарные схемы расположения объектов и использовать их для поддержания порядка в игровых уголках, для развития памяти. Составить план детского сада, находить помещения на плане. Ввести в активный словарь существительные: воспитатель, логопед, методист, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщик; Прилагательные: нужный, полезный, трудный, необходимый; глаголы: воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать.
СБО Уточнить название детского сада, место нахождения. Побеседовать с детьми о том, сколько групп в детсаду, где находятся кабинеты, кухня, прачечная, муз.и физ. залы, кто работает в детском саду, как они заботятся о детях. Формировать представления о назначении детского сада. Называть и понимать назначение различных помещений. Расширять представления о трудовых действиях работников детского сада. Учить правильно вести себя на улице. Учить детей правильной осанке во время ходьбы, за столом и т.д. СБО Беседы о труде работников детского сада. Рассматривание картин и иллюстраций. Наблюдать труд повара, прачки, их основные обязанности. «Я и мой детский сад» (буклет) Цель: расширять и углублять знания о предметах. Задачи: развивать навыки обследования предметов; учить выделять материал как информативный признак предмета; развивать операциональное мышление.  
Ориентировка в пространстве Учить ориентироваться на игровом участке, в помещении детского сада; совершенствовать умения определять и словесно обозначать пространственное расположение оборудования; учить ориентироваться с помощью слуха, осязания, обоняния, температурной чувствительности; развивать воображение. Ориентировка в пространстве Рассмотреть весь участок, здание детского сада. «Выполни инструкции: встань так, чтобы впереди тебя было….»; Игра «Далеко, близко». Игра «высоко, низко». «Слушаем звуки». «Чем пахнет?» «Определи на ощупь» «Запомни свое место». «Слушаем звуки». «Где живут игрушки?» «Что изменилось?» «Путь до кабинета врача» «Детский сад» (конспект, стр.104) Задачи: учить составлять и читать схемы территории и помещений детского сада; формировать умения определять и словесно обозначать пространственные термины: за, около, между, справа. Слева и т.д.; развивать пространственные представления на основе практической ориентировки на участке с помощью сохранных анализаторов.
ММР Учить различать свойства поверхности предметов (гладкий-шероховатый, мягкий-твердый, теплый-холодный и т.д). Учить овладению техникой обрывания для получения образа. Формировать умение создавать различные варианты построек зданий, мостов, транспорта из элементов строительного конструктора. Усложнять работу с более мелкими конструкторами, мозаиками, застежками, шнуровками. ММР Сортировка мелких предметов (камушки, ракушки, шишки и др) «Найди такой же». «Угадай, что это» «Что здесь теплое, что холодное? «Найди у двери ручку» «Что деревянное, металлическое, стеклянное?»

«Осень. Краски осени»



Задачи Коррекционная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Коррекционные занятия Самостоятельная деятельность Коррекционная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
КЗВ Учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность и контрастность цветов. Узнавать цвет реальных предметов в растительном и животном мире. Учить отличать геометрические фигуры и объемные формы. Закреплять понимание заслоненности одного предмета другим КЗВ Д \игры: «Разложи картинки от самого светлого, до самого темного цвета», «Найди по части целые», «Найди лист такой же формы», «Составь из геометрических фигур», «Обведи лист, который находится ближе».   «Осенние зарисовки» (стр.96) Задачи: продолжать учить различать с помощью зрения группы предметов, расположенные в пространстве; развивать зрительное внимание, память; воспитывать любовь к родным местам, желание любоваться природой родного края. В группе должны быть созданы условия, для возможности детей обследовать натуральные объекты: листья, веточки, шишки. Для развития мелкой моторики: трафареты листьев, вкладыши, раскраски. Для самостоятельного знакомства детей с осенней природой должен быть подобран дидактический материал: картины осеннего леса, книги. В уголке природы «Календарь природы». Создать условия для возможности ухаживать за растениями в живом уголке, в группе и обеспечить наличие дидактического материала по данной тематике. Создать условия для самостоятельной трудовой деятельности на участке (лопатки, мешки для мусора). Формирование навыков выполнения элементарных режимных моментов, сушка мокрой одежды и обуви. Организация игры во время свободной деятельности и на прогулке.Уточнение и расширение представлений валеологической направленности. Закреплять навыков выполнения элементарных приемов ухода за растениями. Работа на огороде на территории садика.
СБО Развивать умение наблюдать, узнавать и называть явления природы, расширять спектр наблюдений за состоянием погоды и сезонных явлений, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Совершенствовать умение выделять информативные признаки сезонов в изображении. Самостоятельно передавать в рисунке. Расширять знания детей о труде человека по выращиванию овощей и фруктов. Познакомить детей с заготовками на зиму. Расширять представления о труде людей по уборке урожая в садах и огородах. Дать детям представление о том, что взрослые трудятся, создают необходимые вещи, продукты питания. Учить уважать труд людей в сельском хозяйстве. Бережно относится к результатам труда СБО Рассматривание и обсуждение сюжетных картин об осени. Сравнение картин с изображением ранней и поздней осени. Рисование картин про осень. Беседы о труде людей по уходу за землей, за растениями. Рассматривание картин о труде людей в сельском хозяйстве. Познакомить с трудом садовода, хлебороба и т.д..   «Осень» (буклет С-8) Цель: формировать способы восприятия картины. Задачи: учить поэтапному восприятию сюжетного изображения; упражнять в умении отражать пространственные отношения на листе; развивать мыслительную деятельность: установление логических связей.
Ориентировка в пространстве Развивать умение детей соотносить реальные предметы с их условным изображением. Закреплять умение работать со схемой пространства. Закреплять умение детей правильно называть и использовать пространственные термины. Ориентировка в пространстве Д \игры: «Разложи силуэты деревьев по словесной инструкции», «Составь схему парка» (обозначь деревья геометрической фигурой той формы, на которую похожа конфигурация кроны этого дерева), «Опиши свой путь по лесу», лабиринты. «Осень» стр. 73 Задачи:учить располагать и находить предметы в названных направлениях; формировать умение словесно обозначать местоположение предметов; развивать навыки микроориентировки, мыслительные операции, внимание.  
ММР Закреплять знания осязательных приемов обследования величин. Развитие формообразующих движений в процессе рисования. Развивать умение снимать мышечное напряжение рук. Развивать подвижность пальцев рук. ММР Обследование шишек разных деревьев: большие, маленькие шишки, большие или маленькие чешуйки. Штриховка в трех разных направлениях. Самомассаж. ПГ
СБО Закреплять умение детей безопасному передвижению в пространстве с опорой на зрение. СБО Беседа о том, как надо вести себя во время прогулки на площадке. О том, что если бегать близко около кустов или деревьев можно поранится об ветку, а если бегать по мокрой земле или лужам можно упасть. Беседа: «Береги глаза от веток».   Разнообразить дидактический материал по теме. Знакомство с правилами поведения на площадке. Игра во время прогулки: «Найди безопасный путь к песочнице».

Физическое развитие из темы: «Я - человек»



СБО Закреплять навыки детей по уходу за одеждой и обувью в осенний период. СБО Беседа о том, какие вещи надо одевать осенью. Осенью становится холодно. Идут дожди и дуют сильные ветра, поэтому одежда должна быть: теплой, не промокаемой, не продуваемой ветром. Надо носить резиновые сапоги. Одежду необходимо посушить после прогулки. Д \игра: «Одень куклу на прогулку».   Разнообразить дидактический материал по теме. Для развития навыков самообслуживания внести игры: «Шнуровка», «Застегни пуговицы», «Замочки». Закреплять навыки выполнения режимных моментов и навыков ухода за одеждой. Учить наводить порядок в своем шкафчике.

Наши рекомендации