Го года жизни с функциональными расстройствами зрения.
Планирование составлено по программе для специальных коррекционных
образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.
Сентябрь.
«Детский сад»
Задачи | Коррекционная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Коррекционные занятия | Самостоятельная деятельность | Коррекционная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
КЗВ Продолжать учить использованию формы геометрических фигур как эталона для анализа основной формы реальных предметов. Учить видеть расположение предметов на картине и в реальности, называть предметы, расположенные дальше, ближе. Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности. Выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь. | КЗВ «Найди круглые, овальные, конусные предметы, объекты» «Окна выше двери?» «Этот дом выше, шире и длиннее, чем тот» «Что находится за детским садом?» «Что ближе, что дальше?» «Найди по схеме» «Куда летит бабочка?» и др. | «Я и мой детский сад» (буклет) Цель: Формировать представления о величине. Задачи: Упражнять в выделении параметров величины в объектах. Развивать зрительную дифференцировку предметов по величине. Развивать соотнесенную речь (словесное обозначение величины). | В группе все оборудования для игр должны быть строго на своем месте. Составить элементарные схемы расположения объектов и использовать их для поддержания порядка в игровых уголках, для развития памяти. Составить план детского сада, находить помещения на плане. | Ввести в активный словарь существительные: воспитатель, логопед, методист, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщик; Прилагательные: нужный, полезный, трудный, необходимый; глаголы: воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать. |
СБО Уточнить название детского сада, место нахождения. Побеседовать с детьми о том, сколько групп в детсаду, где находятся кабинеты, кухня, прачечная, муз.и физ. залы, кто работает в детском саду, как они заботятся о детях. Формировать представления о назначении детского сада. Называть и понимать назначение различных помещений. Расширять представления о трудовых действиях работников детского сада. Учить правильно вести себя на улице. Учить детей правильной осанке во время ходьбы, за столом и т.д. | СБО Беседы о труде работников детского сада. Рассматривание картин и иллюстраций. Наблюдать труд повара, прачки, их основные обязанности. | «Я и мой детский сад» (буклет) Цель: расширять и углублять знания о предметах. Задачи: развивать навыки обследования предметов; учить выделять материал как информативный признак предмета; развивать операциональное мышление. | ||
Ориентировка в пространстве Учить ориентироваться на игровом участке, в помещении детского сада; совершенствовать умения определять и словесно обозначать пространственное расположение оборудования; учить ориентироваться с помощью слуха, осязания, обоняния, температурной чувствительности; развивать воображение. | Ориентировка в пространстве Рассмотреть весь участок, здание детского сада. «Выполни инструкции: встань так, чтобы впереди тебя было….»; Игра «Далеко, близко». Игра «высоко, низко». «Слушаем звуки». «Чем пахнет?» «Определи на ощупь» «Запомни свое место». «Слушаем звуки». «Где живут игрушки?» «Что изменилось?» «Путь до кабинета врача» | «Детский сад» (конспект, стр.104) Задачи: учить составлять и читать схемы территории и помещений детского сада; формировать умения определять и словесно обозначать пространственные термины: за, около, между, справа. Слева и т.д.; развивать пространственные представления на основе практической ориентировки на участке с помощью сохранных анализаторов. | ||
ММР Учить различать свойства поверхности предметов (гладкий-шероховатый, мягкий-твердый, теплый-холодный и т.д). Учить овладению техникой обрывания для получения образа. Формировать умение создавать различные варианты построек зданий, мостов, транспорта из элементов строительного конструктора. Усложнять работу с более мелкими конструкторами, мозаиками, застежками, шнуровками. | ММР Сортировка мелких предметов (камушки, ракушки, шишки и др) «Найди такой же». «Угадай, что это» «Что здесь теплое, что холодное? «Найди у двери ручку» «Что деревянное, металлическое, стеклянное?» |
«Осень. Краски осени»
Задачи | Коррекционная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Коррекционные занятия | Самостоятельная деятельность | Коррекционная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
КЗВ Учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность и контрастность цветов. Узнавать цвет реальных предметов в растительном и животном мире. Учить отличать геометрические фигуры и объемные формы. Закреплять понимание заслоненности одного предмета другим | КЗВ Д \игры: «Разложи картинки от самого светлого, до самого темного цвета», «Найди по части целые», «Найди лист такой же формы», «Составь из геометрических фигур», «Обведи лист, который находится ближе». | «Осенние зарисовки» (стр.96) Задачи: продолжать учить различать с помощью зрения группы предметов, расположенные в пространстве; развивать зрительное внимание, память; воспитывать любовь к родным местам, желание любоваться природой родного края. | В группе должны быть созданы условия, для возможности детей обследовать натуральные объекты: листья, веточки, шишки. Для развития мелкой моторики: трафареты листьев, вкладыши, раскраски. Для самостоятельного знакомства детей с осенней природой должен быть подобран дидактический материал: картины осеннего леса, книги. В уголке природы «Календарь природы». Создать условия для возможности ухаживать за растениями в живом уголке, в группе и обеспечить наличие дидактического материала по данной тематике. Создать условия для самостоятельной трудовой деятельности на участке (лопатки, мешки для мусора). | Формирование навыков выполнения элементарных режимных моментов, сушка мокрой одежды и обуви. Организация игры во время свободной деятельности и на прогулке.Уточнение и расширение представлений валеологической направленности. Закреплять навыков выполнения элементарных приемов ухода за растениями. Работа на огороде на территории садика. |
СБО Развивать умение наблюдать, узнавать и называть явления природы, расширять спектр наблюдений за состоянием погоды и сезонных явлений, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Совершенствовать умение выделять информативные признаки сезонов в изображении. Самостоятельно передавать в рисунке. Расширять знания детей о труде человека по выращиванию овощей и фруктов. Познакомить детей с заготовками на зиму. Расширять представления о труде людей по уборке урожая в садах и огородах. Дать детям представление о том, что взрослые трудятся, создают необходимые вещи, продукты питания. Учить уважать труд людей в сельском хозяйстве. Бережно относится к результатам труда | СБО Рассматривание и обсуждение сюжетных картин об осени. Сравнение картин с изображением ранней и поздней осени. Рисование картин про осень. Беседы о труде людей по уходу за землей, за растениями. Рассматривание картин о труде людей в сельском хозяйстве. Познакомить с трудом садовода, хлебороба и т.д.. | «Осень» (буклет С-8) Цель: формировать способы восприятия картины. Задачи: учить поэтапному восприятию сюжетного изображения; упражнять в умении отражать пространственные отношения на листе; развивать мыслительную деятельность: установление логических связей. | ||
Ориентировка в пространстве Развивать умение детей соотносить реальные предметы с их условным изображением. Закреплять умение работать со схемой пространства. Закреплять умение детей правильно называть и использовать пространственные термины. | Ориентировка в пространстве Д \игры: «Разложи силуэты деревьев по словесной инструкции», «Составь схему парка» (обозначь деревья геометрической фигурой той формы, на которую похожа конфигурация кроны этого дерева), «Опиши свой путь по лесу», лабиринты. | «Осень» стр. 73 Задачи:учить располагать и находить предметы в названных направлениях; формировать умение словесно обозначать местоположение предметов; развивать навыки микроориентировки, мыслительные операции, внимание. | ||
ММР Закреплять знания осязательных приемов обследования величин. Развитие формообразующих движений в процессе рисования. Развивать умение снимать мышечное напряжение рук. Развивать подвижность пальцев рук. | ММР Обследование шишек разных деревьев: большие, маленькие шишки, большие или маленькие чешуйки. Штриховка в трех разных направлениях. Самомассаж. ПГ | |||
СБО Закреплять умение детей безопасному передвижению в пространстве с опорой на зрение. | СБО Беседа о том, как надо вести себя во время прогулки на площадке. О том, что если бегать близко около кустов или деревьев можно поранится об ветку, а если бегать по мокрой земле или лужам можно упасть. Беседа: «Береги глаза от веток». | Разнообразить дидактический материал по теме. | Знакомство с правилами поведения на площадке. Игра во время прогулки: «Найди безопасный путь к песочнице». |
Физическое развитие из темы: «Я - человек»
СБО Закреплять навыки детей по уходу за одеждой и обувью в осенний период. | СБО Беседа о том, какие вещи надо одевать осенью. Осенью становится холодно. Идут дожди и дуют сильные ветра, поэтому одежда должна быть: теплой, не промокаемой, не продуваемой ветром. Надо носить резиновые сапоги. Одежду необходимо посушить после прогулки. Д \игра: «Одень куклу на прогулку». | Разнообразить дидактический материал по теме. Для развития навыков самообслуживания внести игры: «Шнуровка», «Застегни пуговицы», «Замочки». | Закреплять навыки выполнения режимных моментов и навыков ухода за одеждой. Учить наводить порядок в своем шкафчике. |