Не открывая глаз, осознай всю комнату и положение своего тела в ней. А те-перь пусть твое осознание выйдет из тела и поднимется вверх. Оглянись и по-смотри на свое тело, сидящее в кресле.
Затем пусть осознание поднимается дальше — этаж за этажом и через кры-шу. А теперь еще выше, наращивая скорость. Твой взгляд охватывает все более широкую панораму: двор, район, всю округу с лесами, озерами и городами. Вскоре твоему взору откроется весь штат, вся страна, вся Америка — Северная и Южная, — обрамленная прекрасными океанами.
Продолжая ускоренный взлет, наблюдай, как под тобой безмолвно проплы-вают континенты, увлекаемые неспешным вращением Земли. Планета становит-ся все меньше, стремительно уносясь вдаль. Тебя обнимает прохладная чернота, и в этой черноте звезды — крошечные точечки чистого ясного света.
Вот мимо тебя промчалась безмолвная Луна и скоро тоже превратилась в точку света на фоне Земли. Еще немного — и сама Земля затерялась в кипении звезд. Хотя ты продолжаешь ускоряться, такое чувство, будто ты дрейфуешь на месте — это из-за того, что пространство слишком необъятно.
Теперь ты пролетаешь совсем близко от немыслимо огромного Солнца. Но и оно стремительно обрушивается в бездну и уравнивается в размере с другими звез-дами.
А ты все ускоряешься, наблюдая, как триллионы звезд сливаются в единую структуру нашей галактики. Вот уже и галактика сжалась в точку — одну из многих точек-галактик в черноте Космоса, — и скоро ты ее теряешь среди трил-лионов таких же огоньков.
Ты уносишься все дальше и видишь, что галактики образуют некую овальную структуру. Это Космическое Яйцо звездного света — все мироздание. Удаляясь, оно становится все меньше, пока не превращается в светящуюся пылинку на бес-конечном бархате мрака.
Наконец и эта пылинка исчезает из виду, и перед твоим осознанием пред-стает... Ничто.
Осознавай Ничто так долго, как хочешь. Фактически, ты не можешь кон-тролировать продолжительность осознания Ничто. He-знание автоматически вернется к Я-осознанию. Когда это произойдет, пусть твое осознание вернется в комнату, где ты сидишь, ощущая свое тело.
В течение некоторого времени осознавай вибрацию Ничто в твоем теле. Затем в мгновение ока позволь комнате и твоему телу вновь раствориться в Ничто.
Когда твое осознание наполнится другими мыслями, ты сможешь вернуть его в комнату и в осознание тела, а затем снова в Ничто.
Делай это без напряжения, со свежим умом. Как только ощутишь, что приходится при-лагать малейшее усилие, остановись и отдохни. Ты сделал все отлично. Похвали себя и займись повседневными делами. Хотя это упражнение даст результаты сразу же, однако не-которые глубокие последствия проявятся лишь со временем и без всяких активных усилий с твоей стороны
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ ГЛАВЫ
Как Не-знать
• Чего не обнаруживает наше сознание, того не существует.
• Ничто не пусто.
• Движущаяся мысль не в силах понять неподвижную Вселенную.
• Все знание есть невежество.
• Когда Истинное Я осознает себя — это Познание.
• Истинное Я существует лишь тогда, когда есть что осознавать. Познающий (Истинное Я) приходит и уходит с познаваемым.
• Для того чтобы Истинное Я могло Познать Ничто, ему нужно стать Ничем.
• Когда Истинное Я полностью сливается с Ничто, оно Познает все мироздание как иллюзию, сотканную Ничем.
• He-знание осуществляется тогда, когда Истинное Я наблюдает свою собственную сущность (чистое осознание) как сущность всего.
Глава 15
КОГДА ТЫ СТАНОВИШЬСЯ
ПРОСВЕТЛЕННЫМ
Страдания порождаются идеей о том, что ты каким-то
образом можешь избежать страдания,
если будешь действовать строго определенным
образом — и никак не иначе.
Карл Ренц
Вполне возможно, что после пробуждения ты будешь
жить точно так же, как и до. Фактически,
так происходит с большинством просветленных.
Точи Пирсоне
«Я эсть то, что я эсть»*
Первая глава началась с высказывания моряка Папая — одного из моих любимейших философов XX столетия. Папай активно участвует в борьбе между силами добра и зла, пре-секая домогательства своего противника Блуто к восхитительной Оливе Ойл. Несмотря на то что все дни его исполнены борьбы, Папай никогда не теряет себя. Очевидно, вне зависи-мости от того, одерживают ли верх силы добра или силы зла, Папай никогда не теряет из виду свое Истинное Я. Подтверждением этому служит то, насколько часто он повторяет фразу: «Я эсть то, что я эсть». Наш герой обладает особого рода духовной силой, которая питает его силу физическую (правда, периодически этому способствует еще и банка шпина-та). Тогда как при помощи одной гипертрофированно развитой руки он сражается с силами зла, другой ему приходится тащить груз посредственности. Взять хотя бы Вимпи, чья един-
* В оригинале: "I yam what I yam."
ственная цель и задача в жизни — потакание своей неутолимой страсти к рубленой говядине. В то время как вокруг бушует битва вселенских сил, толстяк Вимпи то и дело, как ни в чем не бывало, спрашивает у кого-нибудь из участников сражения: «Не одолжишь ли ты мне до вторника доллар на гамбургер?»
Таким образом, Папай и Вимпи представляют два мнимых пути — духовный и ма-териалистический. И делая выбор между этими двумя путями, человечество в массе своей собралось вокруг плаката с лозунгом «Одолжите мне доллар на гамбургер». Все выглядит проще простого: возьмем взаймы денег, потратим их, а потом возьмем взаймы снова, чтобы вернуть то, что взяли сейчас. Папай же, очевидно, выше всего этого — он прочно пребывает в Истинном Я.
Мало кто из нас живет в стороне от мира. Но это не мешает нам восхищаться теми, ко-му это удается. Однако существует и третий мнимый путь — своего рода сочетание первых двух. На этом пути мы встречаем сумеречных путешественников, которые в теории отвергли «материалистическое» существование, но не сумели полностью отказаться от него на прак-тике. Взгляд этих путешественников твердо сосредоточен на будущем. Там они планируют встретиться, осилив весь путь благодаря упорной сосредоточенности и верности силам доб-ра — своему Истинному Я. Они верят, что однажды их непокорные мысли и дела мгновенно или постепенно придут в согласие с мыслями и делами Вселенского Разума и их страдания закончатся.
По какому из этих трех путей идешь ты? Можешь не отвечать. Это вопрос-ловушка. В предыдущем абзаце я не зря использовал словосочетание «мнимый путь». Мы уже затра-гивали идею пути без пути, однако сейчас настало время раз и навсегда покончить с иллю-зией какого бы то ни было пути к безмятежности. Я намеревался встретить тебя на полдо-роге — в исходной точке, откуда мы можем исследовать разломы сознания.
Каждый из нас видит срез жизни, отличный от всех других. В начале этой книги мне приходилось обсуждать очень общие темы, созвучные дивному разнообразию людских взглядов Идеи и упражнения, составляющие эту книгу, в чем-то подобны воронке. В своей верхней части эта воронка собирает многочисленные мечты, философские системы и модели жизненного опыта, затем она закручивает их все в водовороте, перемешивает и выводит через очень узкое устье внизу. Я обыграл твою мнимую потребность в пути. Я постарался предложить тебе комфортные идеи — чтобы они были тебе знакомы, но в то же время не-много расширяли границы воображения и обогащали опыт. Я побуждал тебя играть с игруш-ками твоего сознания так, как тебе нравится. Подготавливая тебя к этой последней главе, я снова и снова высказывал мысль о том, что «не нужно никуда идти и ничего делать». Если это верно, тогда в общем-то отпадает потребность в каком бы то ни было пути и видится несостоятельным предположение, что в будущем жизнь станет почему-то лучше, чем сейчас.
Есть несколько замечательных учителей, которые сразу переходят к сути дела и с само-го начала учат о «совершенстве настоящего». Они полагают, что нет ничего, чему они могли бы тебя научить, и нет ничего, чему ты мог бы научиться. Они отнимают твои философские одежки, и ты остаешься обнаженным перед истиной. Я не принадлежу к числу таких учите-лей. Мне нравится возводить философские мосты и смотреть на те умы, которые идут по ним. Это нравится мне, и это доставляет удовольствие многим из вас. Ни один из путей не лучше других. Ведь, в конце концов, мы знаем — или скоро узнаем, — что не существует пути, ведущего к безмятежности. Я просто делаю то, что делаю. Или, как говорит Папай, «Я эсть то, что я эсть».
И я, и ты, и эта книга — все мы существуем с единственной целью: быть. Поначалу принять эту идею бывает сложно. Кому-то настолько сложно, что человек начинает возбуж-денно возражать или просто уходит прочь, покачивая головой. Однако когда мы спокойно анализируем свои мысли, и действия, и жизнь в целом, нам становится ясно, что в нас есть нечто большее, чем мышление и действие. Мы видим, что нет никакого Божественного за-мысла — только Божественное присутствие. Или, точнее, одно только Присутствие, делаю-щее все вещи божественными. И в конечном счете даже это Присутствие растворяется в Не-знании. Поэтому давай выбросим мышление из головы — от него одна только головная боль — и приготовимся к более глубокому исследованию этого абсурдно-возвышенного знания о Не-знании.