Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР

Согласовано: Рассмотрено

на заседании кафедры

Учебно-метод. отдел филиала учётно-финансовых

и статистических дисциплин

Протокол № 11

«17» июня 2014 г. «17» июня 2014 г.

___________________________ Зав. кафедрой____________

Дмитров, 2014 г.

:

Разработчик:

Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, к.т.н., доцент ___________ Шевченко Ю.Д.

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080100.62 Экономика по профилю Финансы и кредит,для всех форм обучения и имеет цель выявить знания студентами методологических основ статистики, умение применять эти знания при анализе социально-экономических процессов, производить статистические расчёты, привить студентам навыки самостоятельной исследовательской работы с применением статистических методов.

Пособие содержит рекомендации и стандартные требования, предъявляемые при выполнении курсовой работы, находящиеся в соответствии с аналогичными требованиями, изложенными в Положении о курсовой работе РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Пособие включает конспективное изложение теоретического материала в объёме, достаточном для выполнения расчётных заданий, а также пример, демонстрирующий комплексное применение статистических методов анализа динамических рядов при поэтапном решении сквозной задачи. Методическими рекомендациями, изложенными в данном разделе, студенту следует руководствоваться при выполнении своего варианта расчётных заданий.

Содержание

1.Цель и организация выполнения курсовой работы…………………3

2. Структура курсовой работы …………………………………………..7

3. Требования к оформлению курсовой работы ……………………….11

4. Темы курсовых работ …………………………………………………12

5. Структура типовых заданий к расчетной части работы………….....13

6. Варианты заданий ……………………………………………………..13

7. Образец выполнения аналитической части курсовой работы ……..42

Литература ……………………………………………………………… 67

1. Цель и организация выполнения курсовой работы

В соответствии с учебным планом подготовки экономистов студенты всех специальностей в процессе изучения дисциплины “Статистика” выполняют курсовую работу. Цель курсовой работы - выявить знания студентами методологических основ статистики, умение применять эти знания в анализе социально-экономических явлений, производить статистические расчёты, привить студентам навыки самостоятельной исследовательской работы с применением статистических методов.

В ходе выполнения курсовой работы студент должен проявить умение самостоятельно работать с учебной и научной экономической литературой, применять статистическую методологию в анализе конкретных данных, рассчитывать статистические показатели, делать на их основе аргументированные выводы, продемонстрировать

навыки владения компьютерной техникой и пакетами программ статистического анализа.

Структурно курсовая работа состоит из трёх частей теоретической, расчётной и аналитической. Теоретическая часть посвящена методологическим вопросам статистического анализа, расчётная - практическому освоению методики вычислений при решении конкретных статистических задач по теме курсовой работы, аналитическая - проведению студентом самостоятельных статистических исследований с применением освоенной методологии и компьютерной техники.

Курсовая работа, выполненная на оценку “отлично” или “хорошо”, может послужить одной из составляющих частей выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа должна быть выполнена и представлена в срок, установленный графиком учебного процесса.

Выполнение курсовой работы включает следующие этапы:

— ознакомление с программой курса “Статистика”, методическими рекомендациями по выполнению курсовых работ, их тематикой;

—выбор темы курсовой работы с вариантом задания для расчётной части;

—проработка соответствующих разделов методологии статистического анализа по рекомендованной учебной литературе, конспектам лекций;

— составление детального плана курсовой работы;

—изложение изученных методов статистического анализа в теоретической части работы;

— выполнение расчётной части работы с применением освоенных статистических методов;

— сбор необходимого статистического материала для аналитической части работы;

— проведение статистического анализа собранных материалов с применением освоенных методов и компьютерной техники;

— оформление курсовой работы в соответствии с требованиями п.З методических указаний;

—защита работы.

Выбор темы курсовой работы с вариантом задания осуществляется по двум последним цифрам зачётной книжки студента. Тематика курсовых работ приведена в п. 4.1

Студент имеет право на самостоятельный выбор темы, выполняемой на доступных студенту конкретных статистических материалах в зависимости от профиля своей работы, профессиональных, научных и прочих интересов. Кафедральная тематика работ по выбору студента представлена в п. 4.2.

Возможно выполнение курсовой работы по индивидуальной теме, предложенной самим студентом и не предусмотренной кафедральной тематикой, приведённой в п. 4.2.

Для утверждения темы курсовой работы по самостоятельному выбору из п. 4.2 или по индивидуальной тематике студенту необходимо представить на кафедру заявление с кратким обоснованием выбора темы. Подписанное заведующим кафедрой или его заместителем заявление является разрешением на её выполнение.

После выбора темы студенту назначается руководитель из числа преподавателей кафедры статистики, с которым студент согласовывает общее содержание курсовой работы и у которого получает вариант задания для расчётной части работы.

Руководитель в соответствии с установленным графиком утверждает план работы и осуществляет консультирование по выполнению работы. На консультациях студент обсуждает и уточняет содержание теоретической и аналитической частей работы, предъявляет на проверку результаты расчётной части. Во всех случаях затруднений, связанных с выполнением курсовой работы, следует обращаться к руководителю работы.

Завершённая работа представляется для рецензирования на кафедру преподавателю-консультанту в установленные учебным графиком сроки. Срок рецензирования не более 5-7 дней. Рецензент оценивает качество работы, степень самостоятельности её выполнения, уровень грамотности изложения материала, отмечает положительные стороны и недостатки работы и определяет, допускается ли она к защите.

Рецензия пишется в двух экземплярах: один передаётся студенту вместе с отрецензированной работой, другой сдаётся преподавателем в деканат факультета.

Отрецензированная работа, допущенная к защите, возвращается студенту для подготовки к защите.

По всем замечаниям рецензента студентом должны быть сделаны необходимые исправления и дополнения до защиты работы.

Если работа не допущена к защите, она должна быть доработана согласно замечаниям руководителя. Рецензент имеет право не допустить работу к защите, если она не соответствует требованиям к теоретической или расчётной частям работы, выполнена не самостоятельно, содержит статистические данные без ссылки на их источники.

Если работа не была допущена к защите, то при повторной сдаче работы на рецензию должна быть предоставлена и рецензия на предыдущий вариант.

Защита курсовой работы состоит в устном сообщении о результатах работы и ответах на вопросы.

В процессе защиты курсовой работы выявляется уровень знаний студента по теме работы, степень его самостоятельности при выполнении работы. В случае необходимости защита выполненных студентом компьютерных вычислений проводится в компьютерном зале.

Студенты, получившие на защите неудовлетворительную оценку, к экзамену не допускаются. В этом случае студент должен внести в работу необходимые изменения и лучше подготовиться к повторной защите. При повторной неудовлетворительной оценке студент получает на кафедре другую тему работы для выполнения.

 
  Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР - student2.ru

Распределение вариантов курсовых работ

Варианты курсовых работ определяются по порядковому номеру списочного состава учебной группы. В случае если число студентов в группе превышает 20 человек, то 21- му номеру присвается номер варианта 1 и т.д. по порядку.

2. Структура курсовой работы

При выполнении курсовой работы необходимо придерживаться следующей структуры:

* титульный лист,

* оглавление,

* введение,

* теоретическая часть,

* расчётная часть,

* аналитическая часть,

* заключение,

* список использованной литературы,

* приложения.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы. Образец его оформления приведён в Приложении.

В оглавлении (одна страница) даются все заголовки разделов работы с указанием страниц, с которых эти разделы начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки разделов в тексте. Последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы из столбца страниц в правой части оглавления. Пример оглавления имеется в конце данных методических указаний.

Во введении (одна-две страницы) содержатся общие сведения о теоретической, расчётной и аналитической частях работы:

— краткое обоснование актуальности темы;

— перечень вопросов, которые раскрывают раздел статистической методологии, рассматриваемый в работе;

— наименование задач расчётной части работы;

— краткое содержание аналитической части работы;

— название программных средств, используемых в работе для автоматизированного статистического анализа данных.

Теоретическая часть (10-12 страниц) имеет целью углубить знания студентами отдельных разделов статистической методологии в соответствии с тематической направленностью работы. План изложения этой части должен быть продуман и составлен студентом после проработки литературных источников и согласован с руководителем работы.

Изложение теоретического материала целесообразно разбить на 3 параграфа, в которых необходимо:

• в §1 - дать краткое описание изучаемого социально-экономического явления или процесса;

• в §2 - привести систему статистических показателей, характеризующих состояние и динамику явления, раскрыв их значение для статистического изучения явления. Рассмотрение показателей необходимо сопровождать примерами их расчёта. Следует также представить актуальный статистический материал, относящийся к одному или нескольким из рассматриваемых показателей;

• в §3 - перечислить статистические методы, применяемые в изучении явления, указать назначение этих методов и подробно описать один из них (например, метод группировки, выборочный, балансовый, индексный методы, методы изучения рядов динамики и др.). Метод для подробного рассмотрения выбирается исходя из темы работы или по согласованию с преподавателем.

Если, например, тематика работы связана с инвестициями, в §1 необходимо дать понятие финансовых и реальных инвестиций, привести классификацию инвестиций, указать источники статистической информации об инвестициях; в §2 рассмотреть показатели доходности инвестиций (с примерами их расчёта и статистическим материалом); в §3 перечислить основные статистические методы, применяемые в изучении инвестиций, и подробно рассмотреть, например, применение метода статистических группировок.

При изучении инфляции в §1 следует раскрыть сущность инфляции и инфляционных процессов, описать разновидности инфляции; в §2 привести систему статистических показателей инфляции (с примерами их расчёта и статистическим материалом); в §3 перечислить статистические методы, используемые в изучении инфляции (указав их назначение в анализе инфляции), и подробно описать, например, индексный метод.

Рассмотрение методов в §3 необходимо проводить по следующей методической схеме:

— сущность метода;

— назначение и возможности метода в статистическом анализе явления, рассматриваемого в курсовой работе;

— примеры применения метода (с выполнением необходимых расчётов).

Все примеры расчётов показателей должны быть непосредственно связаны с изучаемым в курсовой работе явлением. В случае, если такие примеры имеются в расчётной или аналитической частях, в теоретической части могут быть сделаны ссылки на эти примеры.

Для более глубокого раскрытия темы в §2 или §3 необходимо привести фактические данные из статистических сборников, сайтов сети Интернет или из периодической печати, указав при этом источник приведённых данных. Например, при освещении инфляционных процессов могут быть приведены статистические данные о динамике цен в отдельных секторах экономики РФ, динамике индекса-дефлятора ВВП, индексов потребительских цен на товары и услуги в различных субъектах РФ. Приводимые статистические данные целесообразно проиллюстрировать графиками и диаграммами.

При изложении теоретического материала освещать следует только те вопросы, которые непосредственно относятся к основному содержанию темы, не касаясь проблем других отраслей знаний - математики, экономики, математической статистики и т.д.

Цель расчётной части работы - освоение студентами методики и технологии проведения статистических расчётов в процессе применения статистической методологии к решению конкретных задач из варианта расчётного задания.

Условия задач в расчётной части должны быть приведены полностью. Решения задач следует сопровождать развёрнутыми расчётами, ссылками на статистические формулы теоретической

части, анализом и выводами. Задачи, в которых даны только ответы без промежуточных вычислений, считаются нерешёнными.

Если собственные расчёты провести затруднительно или вообще невозможно ввиду большого объёма вычислительных работ (множественная корреляция, многофакторный дисперсионный анализ и т. д.), можно использовать программные средства компьютерной техники - табличный процессор MS Excel или же любой другой пакет программ статистического анализа.

Все расчёты относительных показателей нужно производить с принятой в статистике точностью вычислений до 0,001, а проценты – до 0,1.

Решение задач следует оформлять в виде расчётных таблиц.

Таблицы должны быть пронумерованы, иметь название быть оформленными в соответствии с правилами, принятыми в статистике. Для иллюстрации динамики и структуры следует применять графики, диаграммы и другие средства деловой графики.

Необходимо обратить особое внимание на выводы, которые должны быть экономически обоснованными, подтверждаться предварительным анализом цифрового материала.

Назначение аналитической части курсовой работы (до 10 с.) - проведение студентом самостоятельного статистического исследования с применением компьютерной техники и методов, освоенных при выполнении расчётной части задания.

Содержание аналитической части работы, соответствующее её тематике, студент определяет самостоятельно.

В качестве статистического материала, необходимого для проведения исследования, следует использовать практические материалы по месту работы студента, фактические данные, опубликованные в статистических сборниках, сайтах Интернет и периодической печати.

На первом этапе исследований студент в соответствии с рекомендациями руководителя работы самостоятельно подбирает актуальный статистический материал по теме курсовой работы с целью его последующей обработки и анализа.

На втором этапе исследований выполняется статистический анализ представленного материала с применением компьютерной техники и пакетов статистического анализа в соответствии с методами и технологией проведения расчётов, рассмотренными в предшествующих частях работы.

Все расчёты в аналитической части должны быть выполнены только с применением средств компьютерной техники.

Выбор программных средств для компьютеризации вычислений студент производит самостоятельно, исходя из доступных ему пакетов (MS Excel, SAS, STATGRAPHICS, STATISTICA, SPSS, Стат- Эксперт, STADIA и др.).

Результаты компьютерных расчётов должны быть проиллюстрированы статистическими графиками.

Аналитическая часть завершается аргументированными выводами, базирующимися на соответствующем цифровом и графическом материале.

В помощь студенту на этом этапе выполнения курсовой работы настоящие методические указания в п. 7 содержат в качестве примера некоторую версию аналитической части. Там же приведён образец оформления технологии компьютерных расчётов, выполненных средствами MS Excel. В образце представлены экранные формы, демонстрирующие расположение на рабочем столе MS Excel двух таблиц:

• таблицы с исходными данными и формулами для выполнения расчётов (формульный шаблон выходной таблицы, который формируется с использованием меню Сервис =>Параметры => Формульный режим);

• результативной таблицы со значениями показателей.

Для исходных данных и формульного шаблона могут быть сформированы две отдельные таблицы.

Ряд тем допускает использование в аналитической части соответствующих инструментов программной надстройки ПАКЕТ АНАЛИЗА MS Excel, таких как:

• гистограмма,

• описательная статистика,

• скользящие средние,

• экспоненциальное сглаживание,

• корреляция,

• регрессия.

В случае использования инструментов ПАКЕТА АНАЛИЗА или же каких-либо статистических функций пакета Excel для иллюстрации технологии компьютерных расчётов следует привести распечатки соответствующих диалоговых окон и экранных форм.

В заключении курсовой работы (1 стр.) в краткой форме резюмируются результаты работы, даётся оценка возможности их использования (или фактического использования) по месту работы студента или в других организациях, учреждениях, предприятиях.

После заключения приводится список литературы, включающий только те источники, которые были использованы студентом при выполнении курсовой работы и на которые имеются ссылки в тексте работы.

При описании литературных источников необходимо указать:

— фамилии и инициалы авторов;

— название книги, сборника, статьи;

— место издания;

— издательство;

— год издания;

— количество страниц или конкретные страницы (последние в случае ссылки на статью или статистический сборник).

Стандартный формат описания источников приведён в списке литературы.

В приложении помещают дополнительные или вспомогательные материалы, которые иллюстрируют текст основной части работы. Это могут быть текст, схемы, статистические формуляры, макеты разработочных таблиц, экранные формы и т.д.

3. Требования к оформлению курсовой работы

При оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться следующими требованиями.

1. Объем работы: 30 - 35 страниц текста (кроме приложений) на стандартных листах формата А4, набранных на компьютере с использованием текстового редактора, табличного процессора или других программных средств (размер шрифта -14 пунктов, интервал - 1,5). Вместе с компьютерным вариантом (в твёрдом формате) работы сдаётся CD ROM.

2. Страницы должны быть пронумерованы и иметь поля слева и справа не менее 25 мм для замечаний рецензента.

3. Каждую структурную часть работы следует начинать с новой страницы. В конце заголовка, раздела, главы, параграфа точки не ставятся.

4. В тексте работы не должно быть сокращений слов, кроме общепринятых (типа и т.д., и др., пр.)

5. Все промежуточные данные проводимых расчётов и результаты следует представлять в табличной форме.

6. Приведённые в работе статистические данные, цифры и факты должны сопровождаться ссылкой на соответствующий источник информации из списка использованной литературы. Если статистический материал представлен в виде таблицы, источники информации указываются сразу под таблицей в формате: Источник:

7. Все таблицы должны иметь сквозную нумерацию (отдельную для теоретической, расчётной и аналитической частей) и тематические заголовки. Приведённые в работе иллюстрации (графики, диаграммы) должны иметь подрисуночные подписи.

8. Описание литературных источников выполняется в соответствии со стандартными требованиями, приведёнными в предыдущем разделе.

9. В качестве иллюстрации технологии компьютерных расчётов аналитической части работы необходимо представить распечатки экранных форм таблиц и диалоговых окон в соответствии с указаниями п. 2 - структура курсовой работы.

10. При оформлении приложений каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова “Приложение” и иметь тематический заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами. Связь приложений с основным текстом осуществляется через ссылки в тексте на соответствующие приложения.

11. Работа должна быть подписана студентом. Подпись с указанием даты ставится после списка литературы.

4. Темы курсовых работ

4.1. Темы курсовых работ в соответствии с номерами вариантов заданий

1. Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры.

2. Абсолютные и относительные величины в изучении инфраструктуры рынка.

3. Применение метода средних величин в изучении рынка.

4. Применение выборочного наблюдения в исследовании рынка (на примере рекламной деятельности).

5. Статистические ряды распределения в изучении структуры рынка.

6. Статистическое изучение вариации цен.

7. Статистические методы выявления взаимосвязей рыночных процессов.

8. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи рыночных процессов (на примере рынка жилья).

9. Метод корреляционно-регрессионного анализа в статистическом изучении рекламной деятельности.

10. Статистическое изучение динамики финансовых результатов деятельности фирмы.

11. Аналитические показатели ряда динамики в изучении развития рынка.

12. Методы сглаживания и выравнивания в изучении динамики

рыночных процессов (на примере спроса и предложения).

13. Статистическое изучение сезонности реализации товаров и услуг.

14. Статистический анализ уровня и динамики заработной платы.

15. Применение среднеарифметического и среднегармонического индексов в анализе рыночных процессов (на примере индексов цен, физического объёма товарооборота).

16. Индексный метод изучения динамики среднего уровня цен.

17. Индексный метод изучения динамики производительности труда в торговле.

18. Применение индексного метода в изучении товарооборота.

19. Статистическое изучение основных фондов.

20. Статистическое изучение объёма, состава и динамики издержек обращения.

4.2, Темы курсовых работ по свободному выбору студентов

1. Статистическое изучение тенденций развития рынка.

2. Статистическое изучение цикличности рынка.

3. Статистические методы измерения эластичности спроса и предложения.

4. Статистический анализ показателей эффективности рыночных процессов.

5. Статистическое изучение и обобщение экспертных оценок рыночной ситуации.

6. Статистический анализ состояния и формирования конъюнктуры рынка.

7. Методы изучения закономерностей и взаимосвязей экономических процессов рыночной экономики.

8. Инфляция и статистические методы её изучения.

9. Применение статистических методов в построении рейтинговых систем.

10. Статистическое изучение эффективности рекламной деятельности.

11. Статистические методы оценки экономических рисков при принятии маркетинговых решений.

12. Статистическое изучение товарной структуры товарооборота.

13. Статистическое моделирование закономерностей потребительского рынка.

14. Статистическое изучение и анализ различий городского и сельского товарооборота.

15. Статистическое изучение и анализ региональных различий товарооборота.

16. Статистическое изучение рыночного потенциала региона и формирования межрегиональных товарных связей.

17. Статистическое изучение деловой активности.

18. Статистическое изучение факторов, определяющих рыночную ситуацию и перспективы развития рынка.

19. Экономико-статистический анализ развития за период 2001 - 2006 гг. (одна из тем):

а) экономики РФ;

б) конкретной отрасли;

в) сектора экономики;

г) предприятия (учреждения);

д) региона

и т.д.

20. Сравнительный анализ средств пакетов STATISTICA 10 и SPSS:

а) для описательной статистики;

б) для корреляционно-регрессионного анализа;

в) для анализа динамических рядов.

5. Структура типовых заданий к расчётной части работы

Каждый вариант содержит четыре практических задания:

Задание 1. Исследование структуры совокупности.

Задание 2. Выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление направления связи и измерение её тесноты.

Задание 3. Применение выборочного метода в экономических задачах.

Задание 4. Использование одного из статистических методов (балансового, индексного, анализа рядов динамики и др.) в экономических задачах.

В каждом варианте содержание первых двух заданий стандартизовано; третье и четвёртое задания носят индивидуальный характер.

Ниже приведено содержание стандартизованных заданий 1 и 2.

Образец задания 1

По исходным данным:

1. Постройте статистический ряд распределения организаций

(предприятий) по признаку___________________________ ,

(наименование признака)

образовав заданное число групп с равными интервалами.

2. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Образец задания 2

По исходным данным:

1. Установите наличие и характер корреляционной связи между признаками ________________ ______________________________________________________ и

(первый признак х - факторный)

В связи со стандартизацией условий задач в заданиях 1 и 2 (см. п.3) в формулировках вариантов заданий они изложены сокращённо - только с указанием наименований признаков.

Вариант 1 выступает в качестве образца полного текста заданий. Тексты заданий для всех последующих вариантов формируются студентом самостоятельно по образцу варианта 1.

6. Варианты заданий

Вариант 1

Тема: Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры

Имеются следующие выборочные данные за период по предприятиям розничной торговли одной из областей региона (выборка 2% - ная механическая):

№ предприятия п/п Торговая площадь предприятия, м2 Розничный товарооборот, тыс. руб. № предприятия п/п Торговая площадь предприятия, м2 Розничный товарообор-от, тыс. руб.
 

Задание 1

По исходным данным:

1. Постройте статистический ряд распределения организаций (предприятий) по признаку - торговая площадь предприятия, образовав пять групп с равными интервалами.

2. Рассчитайте характеристики интервального рада распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Задание 2

По исходным данным:

1. Установите наличие и характер связи между признаками -торговая площадь предприятия и розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади (определятся делением товарооборота на торговую площадь предприятия) методом аналитической группировки, образовав пять групп с равными интервалами по факторному признаку.

2. Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

1. Ошибку выборки среднего размера торговой площади предприятия и границы, в которых будет находиться средний размер торговой площади предприятия в генеральной совокупности.

2. Ошибку выборки доли предприятий с торговой площадью 260 и более м2 и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Задание 4

Инфраструктура потребительского рынка в регионе характеризуется следующими данными:

№ п/п Показатели Условное обозначе- ние Единица измере- ния Периоды
базисный отчётный
Торговая площадь предприятия S тыс. м2
Число предприятий N ед.
 

Определите:

1. Средний размер торговой площади предприятия (g ) за каждый период.

2. Абсолютные и относительные изменения показателей, рассчитанных и приведённых в условии задания.

Расчёты представьте в таблице.

3. Абсолютное изменение общей площади торговых предприятий (S) вследствие изменения:

— числа предприятий (N);

— среднего размера торговой площади предприятия (g). Сделайте выводы.

Вариант 2

Тема: Абсолютные и относительные величины в изучении инфраструктуры рынка

В результате проведения выборочного маркетингового исследования торговых предприятий (выборка 10% - ная механическая) получены следующие данные:

№ предприятия п/п Торговая площадь предприятия, м2 Число работников, чел. № предприятия п/п Торговая площадь предприятия, м2 Число работн-иков, чел.
17.:
 

Задание 1

Признак - торговая площадь предприятия.

Число групп - четыре.

Задание 2

Связь между признаками — торговая площадь предприятия и число работников.

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите:

1. Ошибку выборки средней торговой площади предприятия и границы, в которых она будет находиться в генеральной совокупности.

2. Ошибку выборки доли предприятий со средней торговой площадью 75 и более кв. м. и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Задание 4

Имеются следующие данные по одному из районов области:

Показатель Условное обозначение Базисный период Отчётный период
Торговая площадь предприятий розничной торговли, м2 S 27 000 36 000
Численность населения, тыс. чел. N
 

Определите:

1. Плотность торговой сети (О) района за каждый период (торговая площадь на 1000 чел.).

2. Общий прирост торговой площади предприятий (S), в том числе за счёт увеличения:

— численности населения (N);

— плотности торговой сети (О).

Вариант 3

Тема: Применение метода средних величин в изучении рынка

С целью изучения цен по предприятиям конкурентов обследованы предприятия розничной торговли города (выборка 10% - ная механическая). Получены следующие данные за отчётный период о реализации картофеля:

№ п/п Объем продаж, т Выручка от продажи, тыс. руб. (товарооборот) № п/п Объем продаж, т Выручка от продажи, тыс. руб. (товарооборот)
266,6 241,8
251,6 226,8
262,5 229,6
264,0 244,4
244,2 296,4
240,7 225,6
252,0 249,6
255,0 242,5
275,2 254,8
270,0 269,1
284,8 292,3
266,6 165,0
231,0 200,0
281,6 210,0
195,3 255,0
 

Задание 1

Признак - средняя цена 1кг картофеля (определите как отношение выручки от продажи к объёму продаж).

Число групп - пять.

Задание 2

Связь между признаками - средняя цена 1 кг картофеля и объем продаж.

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

1. Ошибку выборки средней цены 1 кг картофеля и границы, в которых будет находиться средняя цена 1 кг картофеля в генеральной совокупности.

2. Ошибку выборки доли предприятий с уровнем цены 10 руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Задание 4

Имеются данные о товарообороте и ценах 1 кг яблок за текущий год:

Период Цена 1 кг, руб. Товарооборот, тыс. руб. Структура товарооборота, %
1.01 − 15.05  
16.05 — 15.10  
16.10 − 31.12  
 

Определите:

1. Структуру товарооборота по выделенным периодам года, представив её в гр. 4.

2. Среднюю цену яблок за год, используя показатели:

- гр. 2 и гр. 3;

- гр. 1 и гр. 2;

- гр. 2 и гр. 4.

Вариант 4

Тема: Применение выборочного наблюдения в исследовании
рынка (на примере рекламной деятельности)

Имеются следующие выборочные данные по 30 туристическим фирмам (выборка 10% - ная механическая) о затратах на рекламу и численности туристов, воспользовавшихся услугами туристической фирмы:

Номер фирмы п/п Общие затраты на рекламу, тыс. руб. Числен- ность туристов, воспол<

Наши рекомендации