Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр - student2.ru

Воронеж 2016



ББК 65.290-222

Т55

Рецензент:

Смарчкова Лилия Валерьевна – к.э.н., доцент кафедры коммерции и товароведения Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

Бизнес-планирование. Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельных работ и выполнения контрольных работ / Сост.: Шубина Е.А. – Воронеж, 2016. - 37 с.

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования по курсу «Бизнес-планирование» для направления подготовки – Менеджмент, профиль подготовки «Менеджмент организации торговли». Методические указания представляют базовый учебный материал по бизнес-планированию. В них исследуются теоретические и методологические основы бизнес-планирования; изучаются особенности составления бизнес-плана; исследуются ключевые факторы бизнес-планирования. Учебно-методическое пособие состоит из рекомендаций по организации и проведению занятий; а также методических рекомендаций по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения и дополнительных материалов, развивающих полученные теоретические знания, таких, как расчетные методики, глоссарий.

Сведения о составителе:

Шубина Елена Александровна– к. э. н., доцент кафедры управления социально-экономическими системами и бизнес-процессами Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

ББК 65.290-222

Т55

©Шубина Е.А., 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Требования к оформлению контрольной работы
Задания для контрольной работы
Методические указания по выполнению практической части контрольной работы
Методические рекомендации по освоению дисциплины «Бизнес-планирование»
Вопросы к экзамену
Рекомендуемая литература

ВВЕДЕНИЕ

В процессе управления предприятием, бизнесом важное место занимает бизнес-планирование. Знание подходов и методов составления бизнес-планов необходимо для менеджеров, маркетологов, специалистов антикризисной команды в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и в целом для планирования мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия. Важной задачей разработки бизнес-планов является привлечение и обоснование инвестиций, в том числе и зарубежных, необходимых для осуществления проектов технического перевооружения, реконструкции предприятий, производства новой продукции.

Бизнес-план – это важнейший шаг на пути превращения идей и намерений в процветающее предприятие. До сих пор, не регламентированы структура и содержание бизнес- плана, так как его назначение – достижение успеха в бизнесе, а бизнес определяется спецификой деятельности, рыночной нишей, отраслью, размером предприятии. По большому счёту составление бизнес плана представляет собой решение о том, кто, как, зачем и когда что делать. Решение, которое вы примете и стратегия, которую используете для его реализации, имеют чрезвычайное значение для вашего успеха.

Учебное указание по бизнес-планированию разработано с целью дать студентам основы теории, методологии, практики бизнес-планирования и использования программных средств разработки бизнес-планов. В связи с поставленной целью рассмотрена проблема постановки современной концепции бизнес-планирования, а именно понятие проекта, функции по реализации бизнес-планирования. Также освещены вопросы анализа осуществимости бизнес-проекта, проблемы типичных ошибок и недостатков бизнес-планирования. Определено место бизнес-плана в бизнес-проекте, приводятся методические подходы к бизнес-планированию в разных странах. Подробно рассмотрена методология применения ситуационного анализа бизнеса. Дана примерная структура бизнес-плана, рассмотрены его основные разделы и приложения. Описаны особенности составления бизнес-планов инновационного проекта, финансового оздоровления, а также особенности использования бизнес-плана в деятельности региональных органов управления.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с учебным планом для усвоения бизнес-планирования студенты заочного отделения подготовки– Менеджмент, профиль подготовки Менеджмент организации торговли, выполняют контрольную работу. Контрольная работа имеет важное значение в учебном процессе, способствует углубленному изучению студентом-заочником важнейших методологических вопросов бизнес-планирования, приобретению практических навыков в организации предпринимательской деятельности.

Значимым этапом является правильное оформление контрольной работы. Работа должна быть написана на стандартном листе бумаги формата А4 (297*210 мм). Поля верхнее и нижнее -2 см., левое -3 см., правое -1,5 см. Машинописный текст объем от 25 до 30 страниц, текст основной Times New Roman 14 пт, обычный, полуторный интервал. Таблицы, рисунки Times New Roman 12 пт, одинарный интервал. Название глав, параграфов полужирным шрифтом. Каждый раздел начинается с новой страницы. Страницы контрольной работы и таблицы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1.

Законченная и надлежащим образом оформленная контрольная работа сдается на проверку преподавателю.

Контрольная работа должна сопровождаться расчётами с соответствующими выводами помимо таблиц и теоретической части, представленной всеми ниже приведёнными разделами.

Контрольная работа состоит из теоретических вопросов и практического задания. Вариант контрольной работы выбирается согласно последней цифре зачетной книжки.

Ответы на теоретические вопросы следует излагать грамотно, четко, аккуратно, по сути вопроса. Не допускаются сокращения слов, дословное переписывание материала учебника или другой литературы.

При выполнении контрольной работы следует следующие правила:

- при выполнении практического задания студент должен привести расчеты, оформить результаты исследования в таблицах и графически;

- в конце работы студент должен сформулировать выводы, подписать контрольную работу и указать использованную литературу, поставить дату выполнения контрольной работы, фамилию студента, его подпись.

Выполненная контрольная работа представляется в университет для рецензирования. Студенты, не получившие зачет по контрольной работе, к сдаче экзамена не допускаются. Если по зачтенной работе рецензентом будут сделаны замечания, необходимо разобраться в них и внести требуемые исправления. Студенты должны уметь устно ответить на вопросы преподавателя по контрольной работе.

Если при изучении курса возникнут трудности, следует обратиться за консультацией к преподавателю. Методические указания позволяют преподавателю оперативно осуществлять контроль за усвоением учебного материала и своевременностью выполнения работ, объективно оценить знания студента. Они являются частью методического обеспечения данной дисциплины и дают преподавателю возможность быстрой «рейтинговой» оценки студентов в процессе обучения.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1.

Вопрос 1.Планирование как наука, вид деятельности и искусство.

Вопрос 2.Анализ безубыточности. Понятие о графике безубыточности.

Задание.

Допустим, вы являетесь директором малой фирмы по установке окон и приступае­те к разработке бизнес-плана фирмы. Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы цели вашего бизнеса?

2. Какая продукция входит в хозяйственный портфель вашей фирмы?

3. Какую стратегию роста фирмы вы будете осуществлять и почему?

4. Заполните титульный лист бизнес-плана.

5. Составьте организационный план и план маркетинга.

6. Составьте план инвестиций (см. приложение А).

Вариант 2.

Вопрос 1.Предмет планирования.

Вопрос 2.Оценка рисков при составлении бизнес-плана.

Задание.

Допустим, вы являетесь директором малой фирмы по оказанию парикмахерских услуг и приступаете к разработке бизнес-плана фирмы. Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы цели вашего бизнеса?

2. Какая продукция (услуги) входит в хозяйственный портфель вашей фирмы?

3. Какую стратегию роста фирмы вы будете осуществлять и почему?

4. Заполните титульный лист бизнес-плана.

5. Составьте резюме и план описание вида деятельности.

6. Составьте план инвестиций (см. приложение А).

Вариант 3.

Вопрос 1.Требования, предъявляемые к бизнес-плану.

Вопрос 2.Оценка и анализ рентабельности.

Задание.

Допустим, вы являетесь директором малой фирмы - СТО и приступаете к разра­ботке бизнес-плана фирмы. Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы цели вашего бизнеса?

2. Какая продукция (услуги) входит в хозяйственный портфель вашей фирмы?

3. Какую стратегию роста фирмы вы будете осуществлять и почему?

4. Заполните титульный лист бизнес-плана.

5. Составьте производственный план и организационный план.

6. Составьте план инвестиций (см. приложение А).

Вариант 4.

Вопрос 1.Структура и содержание разделов бизнес-плана.

Вопрос 2.Оценка и анализ деловой активности предприятия.

Задание.

Допустим, вы являетесь директором малой фирмы по пошиву одежды населению и приступаете к разработке бизнес-плана фирмы. Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы цели вашего бизнеса?

2. Какая продукция входит в хозяйственный портфель вашей фирмы?

3. Какую стратегию роста фирмы вы будете осуществлять и почему?

4. Заполните титульный лист бизнес-плана.

5. Проведите оценку риска и конкуренции и конкурентного преимущества.

6. Составьте план инвестиций (см. приложение А).

Вариант 5.

Вопрос 1.Основные виды и тапы бизнес-планов.

Вопрос 2.Оценка и анализ ликвидности и платежеспособности организации.

Задание.

Допустим, вы являетесь директором малой фирмы по производству и реализации мебели на заказ, и приступаете к разработке бизнес-плана фирмы. Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы цели вашего бизнеса?

2. Какая продукция входит в хозяйственный портфель вашей фирмы?

3. Какую стратегию роста фирмы вы будете осуществлять и почему?

4. Заполните титульный лист бизнес-плана.

5. Составьте финансовый план и план производства.

6. Составьте план инвестиций (см. приложение А).

Вариант 6.

Вопрос 1.Понятие и экономическое содержание стратегического планирования.

Вопрос 2.План продаж.

Задание.

Допустим, вы являетесь директором малой фирмы по оказанию ритуальных услуг и приступаете к разработке бизнес-плана фирмы. Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы цели вашего бизнеса?

2. Какая продукция (услуги) входит в хозяйственный портфель вашей фирмы?

3. Какую стратегию роста фирмы вы будете осуществлять и почему?

4. Заполните титульный лист бизнес-плана.

5. Составьте резюме и финансовый план.

6. Составьте план инвестиций (см. приложение А).

Вариант 7.

Вопрос 1.Понятие и классификация стратегий.

Вопрос 2.План производства.

Задание.

Допустим, вы являетесь директором малой фирмы по установке жалюзи и присту­паете к разработке бизнес-плана фирмы. Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы цели вашего бизнеса?

2. Какая продукция входит в хозяйственный портфель вашей фирмы?

3. Какую стратегию роста фирмы вы будете осуществлять и почему?

4. Заполните титульный лист бизнес-плана.

5. Составьте организационный план и оцените риск.

6. Составьте план инвестиций (см. приложение А).

Вариант 8.

Вопрос 1.Инвестиционный план.

Вопрос 2.План затрат на управление.

Задание.

Допустим, вы являетесь директором малой фирмы по ремонту и пошиву одежды населению, и приступаете к разработке бизнес-плана фирмы. Ответьте на следующие во­просы:

1. Каковы цели вашего бизнеса?

2. Какая продукция входит в хозяйственный портфель вашей фирмы?

3. Какую стратегию роста фирмы вы будете осуществлять и почему?

4. Заполните титульный лист бизнес-плана.

5. Составьте производственный план и план маркетинга.

6. Составьте план инвестиций (см. приложение А).

Вариант 9.

Вопрос 1. Цели организаций (предприятий).

Вопрос 2.Методика расчета и структура основных документов финансового плана: план движения денежных средств.

Задание.

Допустим, вы являетесь директором малой фирмы по производству кондитерских изделий и приступаете к разработке бизнес-плана фирмы. Ответьте на следующие вопро­сы:

1. Каковы цели вашего бизнеса?

2. Какая продукция входит в хозяйственный портфель вашей фирмы?

3. Какую стратегию роста фирмы вы будете осуществлять и почему?

4. Заполните титульный лист бизнес-плана.

5. Составьте план маркетинга и финансовый план.

6. Составьте план инвестиций (см. приложение А).

Вариант 10.

Вопрос 1.Методика расчета и структура основных документов финансового плана: план прибылей и убытков.

Вопрос 2.Оценка рисков предпринимательской деятельности.

Задание.

Допустим, вы являетесь директором мясокомбината и приступаете к разработке бизнес-плана фирмы. Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы цели вашего бизнеса?

2. Какая продукция входит в хозяйственный портфель вашей фирмы?

3.Какую стратегию роста фирмы вы будете осуществлять и почему?

4. Заполните титульный лист бизнес-плана.

5. Дайте описание продукта и составьте организационный план.

6. Составьте план инвестиций (см. приложение А).

Наши рекомендации